Ранний Пратчетт — автор пародийной фэнтези, действительно большой юморист, каким его представляют описания на задних обложках всех его книг. Он называет Плоский мир «миром в себе и зеркалом других миров», но отражения и стёба над классиками жанра фэнтези в этих книгах ещё гораздо больше, чем голоса самого Пратчетта, который, впрочем, остаётся остроумным комментатором собственного глумления, гораздо более близким к читателю, чем к своим героям. Например, в «Творцах заклинаний», раннем романе о девочке Эск, которая хочет стать волшебником, он спокойно пробивает в случайном моменте четвёртую стену: «Вы знаете это» — обращается Терри к читателям, «а Эск не знала». Такие легкомысленные приёмы позволял себе разве что профессор Толкин в своём «Хоббите», обращаясь к детям. В том же «Хоббите» Толкин сравнивает что-то с движением по тоннелю поезда, немыслимого в Средиземье. Так и Пратчетт вкладывает в голову своего Ринсвинда в «Безумной звезде» строчку «если бы боги хотели, чтобы человек летал, они дали бы ему билет на самолёт». Впрочем, общая лёгкость раннего Пратчетта выделяется не только такими филологическими закавыками. Плоский мир в этих романах ещё только куётся, очевидные, оглядываясь назад на тридцатилетнюю историю, концепции ещё только складываются. В «Цвете волшебства» живые люди проходят сквозь невидимую им персонификацию Смерти, тогда как уже в «Море», книге, после которой Пратчетт решил посвятить себя писательству на 100%, они автоматически обходят его стороной. Пусть это — глупые, не слишком значимые фантастические детали, но в том же «Цвете волшебства» Смерть охотится за Ринсвиндом, главным героем, желая его убить. Это, разумеется, противоречит всему философскому посылу о Смерти «позднего» Терри Пратчетта, чей Смерть станет одной из ключевых фигур всех его романов, не будет никого убивать и вообще будет отличным малым, чем поможет тысячам читателей примириться и принять концепцию смерти в реальном мире.
За Терри и двор
Ставлю лайки в упор.
А вот после прочтения статьи выяснил, что ознакомлен лишь с "классическими" романами Плоского мира. Первой моей книгой, если не ошибаюсь, была "Музыка рока", а последняя... вроде "Мор, ученик Смерти".
Я бы советовал начинать с Цвета волшебства. Тут как с Конан Дойлом или Сапковским, лучше когда "перо" водит писателем, а не наоборот. У первых произведений всегда есть какой-то толчок и цель (за частую не осознаваемыме самим автором). Более поздние пишутся скорее по привычке.
Присоединяюсь. Нужно взять себя за яйца и читать в хронологическом порядке - становится очень заметен рост Пратчетта как писателя и развитие его художественной мысли.
Имхо это можно как начать так и закончить, лучше уж цикл Стража, остальное местами можно читать, только если подсел. Про ведьм аж блевать тянет читал и блевал настолько мне серия не заходит, но я терпел ибо фанат. Волшебство тоже не зашло с первого раза.
Комментарий недоступен
Те кто живет в России - всегда живет в "интересные времена";)
Есть такое проклятие: чтоб ты жил в интересные времена! Разве там наоборот не что-то в стиле "да что б Ты жил в неопределённые времена" или как-то так? Мол в времена перемен, когда ничего не ясно, в том числе в какой стране проснёшься и проснёшься ли и всё такое?