Как интернет меняет нашу личность

И почему об этом стоит задуматься.

Представляю вашему вниманию рецензию на книгу Эли Паризера «За стеной фильтров. Что Интернет скрывает от вас».

Релевантность как мера всего

Мало кто из людей заходил дальше пятой страницы результатов поиска Google. Если вам всё же доведётся зайти на шестую страницу, вы испытаете лёгкое недоумение: в тех ссылках будет что угодно, но не то что вы искали. Почему так происходит? Всё дело в подходе Google к поиску. До появления этой корпорации были и другие поисковики, но работали они по простому принципу.

Первые поисковые системы вели поиск по заголовкам, ключевым словам страницы, а более продвинутые — и по содержанию страницы. Google пошёл ещё дальше и разработал алгоритм PageRank, позволяющий учитывать «вес» страницы в зависимости от количества ссылок на нее. Это настолько улучшило качество поиска, что через пару лет поисковик компании стал лидирующим в мире и остается таковым до сих пор.

Как интернет меняет нашу личность

Книга Эли Паризера начинается с описания одного дня, ставшим переломным для Интернета. Эта дата — 4 декабря 2009 года. Именно тогда Google вводит новую систему поиска, основанную на персонализированных фильтрах.

Белка, умирающая на вашем дереве, может быть куда более релевантна для вас в данный момент, чем люди, умирающие в Африке.

Марк Цукерберг

Пузырь фильтров — это информационное пространство, которое наполнено информацией, соответствующей вашим предпочтениям и увлечениям. После первого входа на сайт с алгоритмом персонализации он начинает отслеживать ваши действия. Накопив достаточно информации для принятия решения, алгоритм начинает регулировать выдачу контента. То, что может вам не понравиться, уходит в низ ленты или вовсе исчезает. Зато контент, похожий на тот, что вы просматривали раньше или лайкнули, поднимается выше в ленте.

Как интернет меняет нашу личность

Первое впечатление

Эли Паризер видит проблемы в таком подходе показа информации. Одна из них — то, что вы можете даже не знать про этот механизм. Единственный способ узнать — сравнить результаты поиска у себя и другого человека при одинаковом запросе.

Другой проблемой является «замкнутый цикл идентичности»: то, что программа знает о вас, определяет вашу медийную среду, а медийная среда влияет на ваши будущие предпочтения. Например, если вы пару раз лайкните посты с определённой политической позицией, алгоритм попробует составить ваш портрет. После этого в вашей ленте будут показываться публикации от людей тех же взглядов, что и у вас, тем самым сильнее укрепляя вашу уверенность в своей позиции. Этой проблемы можно избежать, но тогда алгоритмы должны обеспечивать приоритет принципа «фальсификации» — стремиться опровергнуть свое представление о вас. Хоть первое впечатление и является самым сильным, истину можно узнать только услышав все точки зрения.

Кроме того, фильтры меняют наше представление об информации («карте мира», как называет это автор). Алгоритмы часто удаляют белые пятна, преобразуя известное неизвестное в неизвестное. Неизвестно неизвестное — это объект, который нам неизвестен и мы не знаем, где его искать. Если мы узнаем, что это за объект, у нас появляется шанс его найти (глупо искать неизвестно что). Этим сейчас и занимаются Интернет-поисковики: с их помощью мы можем найти предмет, сказав им, что искать. Однако если искомое неизвестно, то Google перед этим бессилен.

Как интернет меняет нашу личность

Цифровой след

Несмотря на всё вышесказанное, Эли Паризер не является противником фильтров. Не будь всех этих алгоритмов, которые стоят за Google, им бы никто не пользовался. Какой толк от поисковика, если для нахождения небольшой детали нам бы пришлось пересмотреть десятки (если не сотни) страниц поисковой выдачи, как было до появления Google. Мы любим google-поиск за то, что он позволяет сэкономить время, дав нам нужную ссылку на первой же странице.

Если с Google всё более-менее ясно, то с такими сайтами как Amazon, Netflix или The Huffington Post всё несколько сложнее. У них присутствует лента контента (в том или ином виде) и рекомендации от самого сервиса. Они строятся исходя из ваших предпочтений и предыдущих просмотренных или лайкнутых товаров/фильмов/постов. У некоторых сервисов система рекомендаций ещё сложнее: она учитывает то, что просматривали другие люди, которым понравилась та же запись, что и вам. И в определённых обстоятельствах она порекомендует вам записи, которые понравились им.

С точки зрения пользователя, это идеальная система: мне нравятся боевики и научная фантастика, но я терпеть не могу мелодрамы. И Netflix просто будет мне показывать в рекомендациях фильмы моих любимых жанров и скрывать «мыльные оперы». Но такая система сильно ограничивает кругозор пользователя, пусть и по его же воле. Кроме того, в некоторых случаях ею легко манипулировать, заплатив сервису за «продвижение» определённых идей/товаров — пользователь всё равно не заметит разницы.

Как интернет меняет нашу личность

Большой брат следит за тобой

Автор выступает за то, чтобы система фильтров была полностью прозрачной, и пользователь сам мог определять, какие категории от него скрыты, а какие будут долго «висеть» в его информационном поле. Это исключит возможность манипуляции и ограничения кругозора.

Но тут есть одна психологическая загвоздка со стороны пользователя. Если ему дать возможность тонкой настройки, он потеряется в ней и закроет ваш сайт. Слишком сложно. Поэтому можно некоторые функции сделать включёнными по умолчанию, не сообщая об этом пользователю.

Один из недавних примеров — индексация документов из Google Docs Яндексом. Так получилось потому, что документы по умолчанию становятся открытыми, если пользователь сам не задаст другие настройки приватности. И всё равно причина, по которой персональные данные пользователей перестают быть таковыми, заключается в другом. Эта информация — огромный источник дохода интернет-ресурсов. Предпочтения пользователей продаются для показа таргетированной рекламы.

Ничего личного, это просто бизнес.

Отто Берман

Если сегодня почти не встретишь сайтов без персонализации, то можно ли от неё как-то избавиться? За идентификацию человека в интернете отвечают cookie-файлы. Они хранятся на компьютере у пользователя и содержат в себе уникальные строки, по которым сайт распознаёт посетителей. Если вы отключите в браузере хранение cookie-файлов, половина сайтов просто не заработает. Может, удалять их после каждого посещения сайта? Да, это одно из решений. Но в 2019 году и такое не спасёт. Кроме cookie-файлов существуют ещё десятки других способов персонализации (тип компьютера, тип браузера, ваше местоположение, история посещения сайтов, открытые вкладки и т.п.). Можно использовать TOR/VPN и другие подобные сервисы, но всё равно окончательно скрыть свой след вам не удастся. На сегодняшний день существуют алгоритмы идентификации пользователя по динамике нажатия клавиш клавиатуры (это же настолько уникально, как и звуковая вибрация вашего черепа).

Как интернет меняет нашу личность

Эли Паризер в конце своего выступления на TED обращается к сотрудникам крупных IT-корпораций (что несколько наивно с его стороны). Вряд ли его слова побудят их к действию, но, возможно, он хотел, чтобы его услышали обычные люди — пользователи Интернета. В последней главе своей книги автор приводит небольшой список того, что могло бы исправить текущую ситуацию с «Пузырём фильтров»:

  • Расширение круга своих интересов и посещение различных сайтов.
  • Удаление cookie-файлов в своём браузере (но это поможет лишь отчасти, как сказано выше).
  • Повышение компьютерной грамотности обычных пользователей.
  • Создание настраиваемых фильтров — пользователь сам решает, какую информацию он хочет видеть, а какую — скрыть.
  • Присоединение к группам, которые выступают за публичный и демократичный Интернет.

И забавно, что старая пословица по-прежнему в силе: в битве за контроль над Интернетом участвуют все, кроме обычных людей.

Эли Паризер

В целом книга написана хорошо, простым языком и без множества технических терминов. Кроме того, у неё неплохая структура:

  1. Обозначение проблемы и история алгоритмов крупных компаний.
  2. Сравнение журналистики в начале 20 века и сегодня.
  3. Научное обоснование появления персонализации.
  4. Последствия персонализации для обычных пользователей Интернета.
  5. Текущее использование персональных данных.
  6. Прогноз на будущее.
  7. Выводы.

Первая половина книги понравилась больше второй. В ней описываются предпосылки создания персонализированных фильтров, журналистика тогда и сейчас, приводятся множество исследований по психологии поведения человека. После середины Эли Паризер рассказывает про текущие технологии (прототипы и те, которые работают на полную катушку) персонализации и приводит примеры, которые будут полностью понятны лишь американцам. Возможно, мне было скучно про это читать, так как я уже многое про это знал.

Технический прогресс неостановим, и в современном мире от него не скроешься (только если вы не живёте в снегах Аляски, но и там вас может настигнуть спутник, раздающий Интернет). Сама технология — это всего лишь инструмент. Её, как и любой инструмент, можно использовать и во благо, и во вред. Сегодня персонализация больше полезна, чем вредна. Это можно считать правдой, если рассматривать небольшой отрезок времени, но в долгосрочной перспективе всё яснее становится вред от этой технологии. Именно поэтому каждому из нас следует задуматься над этой проблемой.

Ад полон хороших намерений и желаний.

Бернард Клервоский

Пользователей Интернета можно разделить на три группы:

  1. Те, кто полностью осознают ситуацию с «Пузырём фильтров» и выступают против неё.
  2. Те, кто полностью осознают ситуацию с «Пузырём фильтров» и она им безразлична.
  3. Те, кто мало в этом понимает и ещё не определился с отношением к этой ситуации.

Я могу порекомендовать эту книгу людям из любой группы, но особенно она будет полезна третьей группе. Творение Эли Паризера не сможет изменить мнение второй группы, а люди из первой группы узнают мало нового. Однако «За стеной фильтров» хорошо систематизирует информацию. Я не жалею о потраченном времени (хоть и знал многое по теме ещё до чтения) и советую её широкому кругу читателей.

P.S. Отдельное спасибо Jemma Jenkins за вычитку и редактуру.


Пост написан участником сообщества DTF Gang, Наш дискорд-сервер и телеграм-чат
126126
49 комментариев

Текст не читал, мои тезисы:
- Интернет влияет хорошо.
- Дураки были всегда и везде и всегда найдут способ быть самими собой.
- Его отсутствие разрушит современный мир к черту.

22
Ответить

Только вот к чему здесь эти тезисы, если в обсуждении данной статьи они бессмысленны? По такому же принципу можно оставить любой комментарий, хоть про Фортнайт, хоть про свой рацион.
Читали бы хоть, прежде чем писать.

29
Ответить

Комментарий недоступен

9
Ответить

Ещё десять лет назад гугл переводчик служил для меня способом посмеяться над смешным и корявым переводом и словарём в перевод 1 слова, а теперь я захожу на англоязычный реддит или японскую википедию, в 2 клика перевожу целиком всю страницу и спокойно читаю контент на русском языке.

6
Ответить

Комментарий недоступен

8
Ответить