Поправки
Джонатан Франзен — одно из главных лиц метамодерна, один из ведущих американских писателей нашего времени, человек, права на экранизацию книг которого скупают, как только те появляются на книжных полках.
«Поправки» — роман, принесший Франзену всемирную известность. Здесь он предстает молодым, злым и голодным писателем, еще не утонувшим в славе и контрактах — и для многих именно в этой книге он в своей лучшей форме. Это реалистичный роман, в центре которого — среднестатистическая американская семья в эпоху нарастающей культурной тревоги.
Главные герои — семья Ламбертов.
Альфред — пожилой патриарх, страдающий болезнью Паркинсона и деменцией; воплощение токсичной маскулинности и старомодных устоев.
Инид — его жена, заложница воли мужа и образа «идеальной семьи».
Их дети: Гари, Чип и Дениз — каждый проходит через собственный кризис.
Гари изо всех сил старается не быть похожим на властного и деспотичного отца, но, как это часто бывает, именно на него он похож больше всего.
Чип — бывший профессор, олицетворяющий моральный упадок интеллигенции того времени: он готов на мошенничество, спит со студентками, принимает наркотики и боится ответственности.
Дениз — талантливая шеф-повар, разрываемая между тем, кем хочет быть, и тем, кем, как ей кажется, должна быть.
Разложение личности и семейных связей — главный нарратив романа. С каждым днем мы становимся всё дальше от самых близких людей, и спасения от этого нет. Автор вообще отвергает идею счастья для своих персонажей, идею всеобщего спасения и блага. Автор раскрывает контекст эпохи нового миллениума, в которой нет выхода из бесконечного цикла погони за наживой (даром, что действие романа - эпоха Дотком пузыря), где даже самые, казалось бы, незыблемые вещи хрупки и готовы развалиться под собственным весом в любой момент… Корректировка рынка и жизни неизбежна. (В оригинале роман называет “Corrections” - корректировка по аналогии с финансовыми рынками)
Франзен жесток к своим героям, но он не оставляет их одних в конце, дает им право на поправку. Для меня финал — это то, что делает эту книгу глотком свежего воздуха. Концовка оставляет послевкусие сожаления и упущенного момента, но наделяет скитания героев надеждой. Тихой надеждой на то, что не всё ещё потеряно.