Мистер Фо. Дж. М. Кутзее

Мистер Фо. Дж. М. Кутзее. Перевод А. А. Файнгара
Мистер Фо. Дж. М. Кутзее. Перевод А. А. Файнгара

«Мистер Фо» - небольшой роман Кутзее с отсылками к «Крузо» Даниэля Дефо. Автор делает интересный ход, на остров попадает женщина в результате крушения. Одичавший Робинзон уже много лет здесь живет и фактически слился с природой. Остров для Крузо стал убежищем от социума. Кутзее остается верен себе и продолжает линию «Жизни и времени Михаэля К.». Опять изгой с трудностями социальной адаптации, но причиной которых стало многолетнее одиночество (не считая Пятницы, но учитывая, что в романе он не говорит, его присутствие не сильно меняет положение Робинзона) и проживание на лоне природы.

Через год Сьюзен Бартон (женщина, потерпевшая крушение), Пятницу и Робинзона спасают. Тяжелая болезнь делает свое дело и Крузо умирает. Оказывается, Кутзее он нужен был лишь как персонаж-абстракция для создания метаповествования. Центральный герой — Сьюзен Бартон, а главная история — её жизнь, волею судеб переплетенная с жизнями Пятницы, Крузо и мистера Фо (Даниэля Дефо). Через письма писателю она создает свою историю. Причем во время разговора о важности тех или иных деталей Фо и Бартон, мы видим похожие разговоры как в «Жизни Пи»: о неполноте рассказа, о рассказе, удобном рассказчику, о множественности вариантов повествования. Так, Бартон ничего не рассказывает ни о поисках дочери, ни о жизни в Баия в Бразилии, ни о конфликте на корабле с капитаном и крушении. Ей важна лишь жизнь на острове с Крузо. Опять же возможно героиня предпочитает прятаться в пещере своего рассказа. Жизнь гораздо прозаичней. И реальность такова, что дочь не найдена, а ей приходится перебиваться случайными заработками и оплатой от Фо за историю на острове. Учитывая 18-ый век, женщина зависит от мужчины и не имеет голоса, что на бумаге, что в жизни.

Появление молодой Сьюзен Бартон со служанкой добавляет сюрреалистичности повествованию. В какой-то момент возникает мысль, может мы находимся в голове рассказчика. Дочь придумана, молодая девушка символизирует далекое эхо прошлого самой рассказчицы, Пятница с Крузо — символ пещеры, куда бежит от реальности героиня, а Фо — тот, кем бы могла быть Бартон в иных обстоятельствах. Остается вопрос, в какой вариант истории поверит сам читатель.

8
4 комментария