В раю. Пауль Хейзе
Если среди современников Хейзе высоко ценился, то сейчас его подзабыли, как оказывается зря. Хейзе хорош не только в новеллистике, но и в крупной форме.
Роман «В раю» о жизни богемных художников Мюнхена аккурат перед Франко-Прусской войной 1870. Некий молодой барон Феликс приехал к своему другу скульптору Янсену, чтобы забыться, а может и найти призвание, сначала на стезе ваятеля. В Мюнхене он попадает в круг «рая». Так называют место сборища, балов и гулянок местной богемы. Несмотря на линейный сюжет роман простым назвать нельзя. Хейзе развивает несколько художественных линий: главные — Феликса и Ирены, Янсена, Юлии и его бывшей, второго ряда — Анжелики и Розенбуша, Коле, Росселя и Ценз, Ценз и Шёпфа, Шнеца. Особенно ярко Хейзе удаются женские персонажи (это было видно и по новеллам). Развивая любовные линии, автор не впадает в излишнюю пошлость, не навязывает читателю чрезмерный пуританизм, но не обходится и без романтизма (или вернее неоромантизма, присущего рубежу 19-20 вв). Не зря в предисловии к новеллам Хейзе называют романтиком Бидермейера.
Вначале автор раскидывает детали будущей непростой интриги, Феликс встречался на отдыхе с какой-то англичанкой, Янсен — отец девочки Франциски и неудачно женившийся человек, слежка за кружком со стороны матери «бывшей» последнего, старая графиня, охотница до интриг, старый барон, охотник на львов и участник алжирской войны вместе со Шнецом. Чем больше погружается читатель, тем сильнее вчувствование, надо отдать должное, Хейзе до конца выдерживает интригу. Лишь постепенно узнаешь детали переплетения судеб героев, квинтэссенцией которых станет шестая книга романа.
Что же такой «рай»? По сути он символизирует старый строй, порядки, отживающие свое. Беззаботная жизнь старой аристократии, которая на поверку оказывается не отличимой от жизни простых людей, но порой отдает гнилью и мертвечиной. Сиротка Ценз выглядит гораздо добродетельней, чем старая графиня или пожилой барон-повеса, совершивший ряд ошибок в молодости. Символично, что Хейзе провел водораздел между старым раем и новым Франко-Прусской войной. Излюбленное место превратилось в лазарет, а молодые амбициозные люди, типа талантливого актера Эльфингера и Розенбуша, нашли себя и рассуждают о грядущем переустройстве страны, театра и искусства. У последнего проскакивают строки, похожие на фразу о стихах после Освенцима. Побывав на войне, Розенбуш пришел к реализму в живописи, ибо по-другому не видел смысла больше писать. В будущем, авторы возьмут на вооружение концовку с войной или надвигающейся катастрофой, как тот же Томас Манн в «Волшебной горе». Хейзе же был одним из тех, кто предвосхитил это поветрие в литературе.