За что любят «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса
В декабре 2024 года на Netflix состоялась премьера сериала «Сто лет одиночества» — первая экранизация одноимённого романа нобелевского лауреата Габриэля Гарсиа Маркеса. Классик магического реализма до последнего сопротивлялся попыткам экранизировать его главную книгу, считая, что это невозможно. Создатели сериала старательно воспроизвели первоисточник, но на чудесное и фантазийное от этой дотошности превратилось скорее в обыденное. Разбираемся, как роман про затерянную в тропических лесах деревню покорил мир и за что поколения читателей любят книгу Гарсиа Маркеса.
Реальность фантазии
На родине одного из самых значительных писателей XX столетия называли Габо или ласково Габито. Любовь к сочинительству ему привили бабушка и дедушка – оба были прекрасными рассказчиками. Он бросил университет раньше срока, посвятив себя журналистике, а затем и литературному творчеству. В начале карьеры, работая обозревателем в разных изданиях, Маркес писал небольшие статьи, рецензии и киносценарии. Летом 1957 года 30-летний Гарсиа Маркес без приглашения побывал в СССР на Московском фестивале молодёжи и студентов. О своей поездке в составе колумбийского фольклорного ансамбля, к которому он пристроился в Лейпциге, Гарсиа Маркес рассказал в эссе «СССР: 22 400 000 км² без единой рекламы кока-колы!». Впоследствии писатель неоднократно бывал и в СССР, и в России.
Литературный успех пришёл к Маркесу не сразу. Его первую крупную вещь – повесть «Полковнику никто не пишет» – поначалу не поняли: из 2 тысяч выпущенных в 1961 году экземпляров купили только 800. Но это не остановило писателя. В 1966-м он публикует роман «В недобрый час», а всего через год – свой главный труд – роман «Сто лет одиночества». Потом последовали также благосклонно принятые читателями «Осень патриарха», «Любовь во время холеры» и другие книги.
В 1982 году Гарсиа Маркесу вручили Нобелевскую премию по литературе «за романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента».
Главная книга Латинской Америки
Считается, что роман «Сто лет одиночества» вдохновлён колумбийским городом Аракатака, где родился Гарсиа Маркес. И первые упоминания Макондо можно встретить в рассказах писателя с середины 1950-х. Но идея книги о семействе Буэндиа пришла Маркесу в 1965 году, когда он ехал с семьёй в отпуск в Акапулько. Книга потребовала немедленного появления на свет, поэтому писатель развернул машину и вернулся в Мехико. Он уволился с работы, заложил машину и отдал все имеющиеся деньги жене, попросив её заниматься финансами семьи, а сам сосредоточился на романе. Через полтора года, когда книга была закончена, выяснилось, что семья Маркеса задолжала всем окрестным лавочникам. Те соглашались кредитовать писателя, работавшего над «очень важной книгой».
Роман рассказывает историю семи поколений Буэндиа, обитающих в затерянном в джунглях Колумбии Макондо, который из маленького поселения постепенно превращается в небольшой город. Основывают Макондо странники во главе с Хосе Аркадио Буэндиа и Урсулой Игуаран. Хосе Аркадио после того, как убил своего соперника, уходит из деревни вместе с молодой женой и несколькими дружественными семьями. Во время скитаний Хосе Аркадио однажды видит во сне город зеркал под названием Макондо. После этого он и решает прекратить странствия и основать поселение на берегу реки – в том месте, где ему приснился зеркальный город. Там он и его потомки будут жить и умирать на протяжении десятилетий. Этот маленький клочок земли станет для них, как и для читателей, целым миром.
С самого начала жителей Макондо преследуют несчастья, а вокруг них творится что-то чудесное и необыкновенное. В Макондо ребёнок на несколько лет может заразить город бессонницей, а прекрасная женщина живой вознестись на небо. Годами селение остаётся отрезанным от остального мира, выбраться из него почему-то никто не может, а единственными посетителями становятся цыгане, которые регулярно останавливаются в Макондо и знакомят его обитателей с диковинными изобретениями из внешнего мира. Но однажды внешняя реальность всё же проберётся сюда, а жители и члены семьи Буэндиа будут вынуждены включиться в гражданскую войну между либералами и консерваторами. Разделение на два лагеря приведёт к катастрофическим последствиям и исчезновению рода Буэндиа.
Мировой бестселлер
«Сто лет одиночества» сразу стал бестселлером. Скромного тиража в 3 тысячи экземпляров не хватило всем желающим, пришлось тут же допечатывать ещё 5 тысяч. В чудесах и несчастьях, происходивших с жителями Макондо, раскрывались общечеловеческие проблемы. Центральными для романа выступают темы одиночества и бесконечного повторения истории. Члены семьи Буэндиа носят одни и те же имена, а происходящее с отцами причудливо отражается в судьбе их детей снова и снова.
Роман называли «Книгой Бытия Латинской Америки», но созданный Маркесом мир Макондо, построенный на национальной образности и населённый колоритными персонажами, оказался близок читателям из разных стран. С момента публикации в 1967 году книгу перевели на 46 языков и издали более 50 миллионов копий.
В СССР роман впервые был опубликован в 1971 году – тогда и началась история народной любви к нему в нашей стране. Интеллектуальный роман, где смешалось мифологическое и реалистическое, трагическое и смешное, моментально приобрёл в России статус культового и остаётся любим российским читателем до сих пор.
Что читать после «Ста лет одиночества»
«Век Просвещения» Алехо Карпентьера
Прочитав исторический роман кубинского писателя, Маркес значительно отредактировал свою книгу, чтобы убрать схожие места. Действие романа Карпентьера происходит на Антильских островах времён Французской революции. Молодые кубинцы, получив наследство, живут в своё удовольствие, пока до них не докатываются последствия произошедшей во Франции революции.
Рассказы Хорхе Луиса Борхеса
Аргентинский прозаик, поэт и публицист Хорхе Луис Борхес известен, прежде всего, своей философской прозой, полной ярких метафор, интеллектуальной игры и свободы. Он пишет о противоречивости мира, человеческом уделе, одиночестве и смерти. В рассказе «Сад расходящихся тропок», который сам стал метафорой постмодернизма в литературе, история времён Второй мировой войны накладывается на предание о магическом романе-лабиринте, где заблудится каждый.
Рассказ «Лотерея в Вавилоне» посвящён теме судьбы и жребия, границам влияния человека на собственную жизнь. В тексте Борхеса понятие лотереи, жребия приобретает метафорическое значение, указывая в том числе на онтологический характер случайности в жизни человека.
«Все огни — огонь» Хулио Кортасара
Хулио Кортасар, аргентинский классик латиноамериканской литературы, который известен, прежде всего, романами «Игра в классики» и «62. Модель для сборки». В сборник «Все огни — огонь» входят рассказы, которые можно назвать самыми загадочными в его творчестве. Читатель приоткрывает дверь в параллельную магическую реальность, которая в то же время может быть неотличима от окружающего мира.
Читайте также: