Избранные произведения. Пауль Хейзе, Карл Шпиттелер
Пауль Хейзе в России малоизвестен. В послесловии к новеллистике Гугнин определил его как романтика Бидермейера. Но, если рассматривать творчество Хейзе через призму современности (а его новеллы ни на грамм не устарели), то в некоторых произведениях он скорее премодернист и предтеча неоромантизма (как в той же «Пизанской вдове»). Инструментарий автора широк: от рассказа в духе фаблио («Марион») до готики 19-го века («Иванова ночь») и фэнтэзи («Последний кентавр»).
В своих работах Хейзе тонкий стилист и психолог. Есть общие черты, например, в описании женских характеров. Зачастую женщины у автора строптивы, но тем интересней. Хейзе описывает все оттенки любви. Будь-то непокорность в новелле «L'Arrabiata», молчаливость и бунт против нарциссизма мужа («Марион»), незакрытый гештальт при жизни у призраков с того света («Иванова ночь»), роковая женщина («Жоринда»). «Последний кентавр» как будто выпадает из ряда, так как здесь Хейзе обращается к античному персонажу (кентавру), который случайным образом попал в 19-ый век после разморозки (да, сюжеты про попаданцев и замороженных придумали не в наше время).
Карл Шпиттелер — ещё один полузабытый классик, но от этого не менее интересный. Ромен Роллан ставил его поэтические эпосы про Прометея и «Олимпийскую весну» в один ряд с творениями Мильтона и Ариосто. Луначарский восхищался его творчеством и пытался переводить (правда, перевод «Олимпийской весны» так и не довел до конца). Ницше и Келлер ценили творчество Шпиттелера. Но открыт автор был довольно поздно, после речи в Новом гельветическом обществе, где призывал не быть на стороне милитаристских веяний Германии и к дружбе между французской и немецкой Швейцарией.
Шпиттелер был разносторонним автором. «Лейтенант Конрад» - реалистичная повесть о проблемах отцов и детей. «Федор Карлович» - дань любви русской культуре. Рассказ повествует о событиях на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. «Имаго» - классический роман, где сталкивается мещанство, яд провинциализма и идеализм, духовный мир поэта. Поэзия обращена к античным мирам и мифам о богах. «Имаго» по сути тот же миф о Прометее (который прошел через всё творчество Шпиттелера), роль которого в произведении досталась Виктору.