Встреча. Милан Кундера

Встреча. Милан Кундера. Перевод А. Смирновой
Встреча. Милан Кундера. Перевод А. Смирновой

Милан Кундера в представлении не нуждается. На русском изданы многие его книги. Его страстью были музыка и литература модернизма, особенно поэзия сюрреалистов, о которой он много пишет в эссеистике.

Сборник «Встреча» - одна из последних нехудожественных книг автора. В книге собраны работы, посвященные увлечениям, прошедшим бок о бок с Кундерой всю жизнь: музыка Шёнберга, Яначека, Вареза, Ксенакиса, поэзия Бретона, Арагона, Валери, проза Владислава Ванчуры, Богумила Грабала, Данило Киша, Филипа Соллерса, Йозефа Шкворецкого и многих других. Пожалуй, одно из самых важных направлений в искусстве для автора была опера. И именно работы Яначека он назвал своей «первой любовью». Наименее любимо всё же кино, хотя Кундера понимал, что есть кино как искусство и кино как средство оглупления и манипуляции массой (та же реклама, клипы, массовое жанровое кино), но больше обращался к музыке и литературе. Кроме того автор читал современников: Рушди, Томаса Главинича, Гудбергура Берггсона, ценил Габриэля Гарсиа Маркеса и Хуана Гойтисоло. Самые крупные эссе посвящены искусству романа и разбору творчества Анатоля Франса (и оппозиции сюрреалистов искусству прозаиков и в частности Франса как главного символа эпохи) и Курцио Малапарте (если ещё не читали романы «Шкура» и «Капутт», то стоит выделить время, романы действительно великие).

И, конечно, Кундера писал о встречах и общении с крупными литературными фигурами — со Шкворецким, с Карлосом Фуэнтесом, которому он написал к годовщине одно из самых лиричных и проникновенных писем, где признавался в любви к творчеству Германа Броха и Роберта Музиля. Фуэнтес в свою очередь тоже ценил последних. И в одном из проведенных опросов о самом значительном произведении XX-го века назвал «Сомнамбулы»:

В течение всего 1999 года «Франкфуртер альгемайне цайтунг» проводила опрос среди писателей всего мира, каждую неделю один из них должен был назвать литературное произведение, которое, по его мнению, является самым значительным произведением XX века (и объяснить свой выбор). Фуэнтес назвал «Сомнамбул».

Да и творчество самого Фуэнтеса Кундера ценил. Выделял его роман «Терра Ностра». Не обошел стороной литературу Карибских остров, Гаити, Мартиники, которые стали Родиной плеяды ярких авторов — Рене Депестра, Эме Сезера, В. С. Найпола, Патрика Шамуазо, и многих других.

По стилю сборник напоминает скорее литературный дневник писателя, который пусть не несёт оригинальных идей, но показывает яркий портрет эпохи, эпохи великих романистов и музыкантов, нашедшим свое прибежище в модернизме и обогативших его.

33
4 комментария

Это не габедан прайз, скип

1

Хорошая книга. Читал вместе с "Нарушенными завещаниями".

1

Хз че все так нахваливают кундеру. На мой взгляд он как паланик, только ещё хуже

не особо слежу за трендами и кто кого нахваливает, наверное, вам видней