"Дорога королей" (1979) - Карл Эдвард Вагнер

Обзор романа о Конане от писателя, стоявшего у истоков темного фэнтези

"Дорога королей" (1979) - Карл Эдвард Вагнер

Как известно многим любителям разного рода мрачной, темной литературы, Карл Эдвард Вагнер - очень сильный, талантливый писатель. Самое важное его достижение на литературном поприще - цикл про неистового воина-колдуна Кейна. Это истинное темное фэнтези, возможно один из первых настолько густо выдержанных образчиков жанра. Когда-нибудь мы обстоятельно поговорим о Кейне, об этом рыжем хитром ублюдке, что творил от скуки такую чернь, что вам и не снилась. Но это будет не сегодня.

"Кровавый камень / Bloodstone" 1975 года - мой фаворит среди работ про Кейна
"Кровавый камень / Bloodstone" 1975 года - мой фаворит среди работ про Кейна

Что интересно, некоторые называли Вагнера настоящим идейным последователем Роберта Говарда. Но как выяснилось позднее, Вагнер открыл Говарда для себя уже после того, как стал писателем. Но когда открыл, оценил его по достоинству, и выпустил несколько сборников Говарда под своей редакцией, ибо у Вагнера было свое издательство "Carcosa Press". Более того, Вагнер написал и выпустил два романа по мотивам творчества Техасского Мечтателя. Один был про последнего короля пиктов, Брана МакМорна, а второй, о котором и пойдет речь в этой рецензии, про самого Конана из Киммерии. Еще из занятного - писатель был одним из сценаристов запланированного третьего фильма о Конане с Арнольдом Шварценеггером, который по итогу так и не был снят. Это конечно была по-настоящему большая потеря для кинематографа, ибо планировался фильм по шедевральному "Часу Дракона" Говарда, и ожидалось возвращение Джона Миллиуса в режиссерское кресло... но это я отвлекся.

Эх, какой фильм потеряли...
Эх, какой фильм потеряли...

Честно говоря, по ряду причин, я немного боялся браться за "Дорогу королей", ибо на одном известном литературном агрегаторе у романа стоит чуть выше 7/10, что хоть и является хорошей оценкой, но для работ Вагнера несколько ниже ожидаемой. К примеру, второй его роман по работам Роберта Говарда, "Легион из тени" про Брана МакМорна, набрал выше 8/10 и слывёт отличной работой, великолепным продолжение "Червей земли". Произведения про воина-колдуна Кейна так же имеют очень высокие оценки и обрели культовый статус в рядах ценителей жанра.

К тому же, до прочтения я уже знал, что работа над "Дорогой королей" была затруднена тем, что Спрэг де Камп и Лин Картер в том же, 1979 году, выпустили свой роман про одно ключевое событие жизни Конана, о котором и собирался писать Вагнер. Да, как многие уже догадались, он планировал свой роман про свержение тирана Нумедидеса, короля Аквилонии. Эта история не была рассказана Робертом Говардом, и многие писатели хотели заполнить этот пробел. И вот Вагнер уже всё продумал, написал черновики, озаглавил будущую работу как "День Льва", и тут выходит книга Спрэга де Кампа и Лина Картера "Под знаменем Льва / Conan The Liberator", и писатели как бы этим условно говорят Вагнеру, что эта страница истории Конана уже занята.

Хм... по обложке счет 6:1 в пользу творения Спрэга де Кампа и Лина Картера 
Хм... по обложке счет 6:1 в пользу творения Спрэга де Кампа и Лина Картера 

По итогу всех этих мытарств, Вагнер начал писать другую историю, "Дорогу королей". Но то ли сроки поджимали, то ли писателю так хотелось выразить некоторые свои уже наработанные идеи, он решает использовать свои же черновики из "Дня Льва", которые привели к тому, что история "Дороги королей" тоже крутится вокруг свержения еще одной зажравшейся задницы из своего уютного трона.

Место действия романа - Кордава, столица королевства Зингара. Время действия - Конан еще молодой, где-то 20 лет ему. После его воровских приключений в Аренджуне, и видимо совсем недалеко от событий рассказа Говарда "Сплошь негодяи в доме", потому как там действие проходило в неназваном городке на торговом тракте "Дорога королей", который заходит и в Зингару. Так что название романа тоже вполне может служить и подсказкой на хронологию событий.

Кордава, столица Зингары - слева, в красном кружочке. Карта мира, кстати, сделана для классических комиксов Marvel о Конане. Очень хорошая.
Кордава, столица Зингары - слева, в красном кружочке. Карта мира, кстати, сделана для классических комиксов Marvel о Конане. Очень хорошая.

В Зингаре, Конан поступает наемником в армию короля Римонендо. И как это часто бывает у нашего киммерийца, кто-то на кого-то криво посмотрел, и вот уже в честном поединке Конан выпускает внутренности своему командиру. Всё было сделано по чести - вокруг стояли солдаты, и могли это подтвердить. Но не гоже наемнику поднимать меч на своего командира - так решил генерал, и приговорил Конана к петле. Но петля в Зингаре никогда особо не провисает без висельника, поэтому в тот день, когда Конана должны были повесить, с ним могли болтаться еще семь таких бедолаг. Но болтаться будут не только лишь все - среди висельников имеется видный деятель-революционер Сантидио из повстанческой организации "Белая роза", которого его идейные товарищи будут вызволять из петли. А Конан что, он всегда за любой кипишь и движ, ибо как известно "Движение - это жизнь". В этот раз, в прямом смысле.

Так Конан попадает в местное, и весьма пестрое подполье. Точнее сказать, в "Преисподнюю" Кордавы. Это весьма колоритный район города, который ранее в следствие землетрясения ушел под воду (Кордава - портовый город у моря). Точнее что-то ушло полностью, что-то не до конца - в общем это настоящая "Венеция" из руин и затопленных тоннелей. И все "сливки общества" в лице воров, убийц, и прочих проституток ушли в эти тоннели, где их весьма сложно достать и выкурить. Конечно, там же прячутся и любые неугодные королю, к примеру, повстанцы из "Белой розы". А курирует всеми делами в этом экзотическом месте, местный "Робин Гуд", король воров - Мордерми. Он же весьма тесно взаимодействует с "Белой розой". Король Римонендо же на события в Преисподней смотрел спустя рукава - пусть там Мордерми наводит свои воровские порядки, главное что не покушается на королевский пирог.

Но пирог все же выглядел очень аппетитно, и наша бравая компания из воров и идейных аристократов решается на дерзкое ограбление на балу у короля. Такое король уже простить не мог, и маховик событий начинает крутиться с утроенной скоростью. К тому же, к событиям подключается некий таинственный стигийский чародей, так что уже всё завертелось - не остановить.

Рисунок знаменитого Фрэнка Фразетты по мотивам рассказа Роберта Говарда "Сплошь негодяи в доме". Примерно после него идут события "Дороги королей"
Рисунок знаменитого Фрэнка Фразетты по мотивам рассказа Роберта Говарда "Сплошь негодяи в доме". Примерно после него идут события "Дороги королей"

В общем, история очень добротная и ладно скроенная. К логике событий не придраться - все четко, лаконично и динамично. Есть и сражения, есть и заговоры фракций, колоритные персонажи, неожиданные повороты, есть и магия, ужас забытых склепов и наследие давно ушедшей эпохи. А какая эпоха была перед Хайборейской? Да-да, наследие той самой, не менее любимой :)

В общем, есть весь набор того, что мы любим в историях про Конана. Это очень компетентно собранный, интересный роман, проглатываемый на одном дыхании. Профессиональная работа талантливого писателя. Но почему же тогда у него не столь высокий рейтинг, как у ряда других работ Вагнера, или некоторых других продолжателей дела Говарда? Для себя я выделил несколько причин.

Вагнер мог писать гораздо более ярко, остро, непредсказуемо, и с большей выдумкой. Его цикл про Кейна - прямое тому доказательство. Притом, вплоть до последней главы, я был практически полностью доволен написанным, но поглядев, насколько мало осталось до конца произведения, я практически сразу понял, что конец будет таким, каким он и стал. И это станет для меня наибольшей, основной проблемой, ибо я её прогнозировал еще до того как начал читать, узнав какие события будут затронуты в романе. И что интересно, по ходу развития сюжета я видел, как можно было миновать эту проблему, и мне казалось, что Вагнер идет именно по этому пути. Но последняя глава пошла по пути наименьшего сопротивления. В рамках сюжета самого романа с последней главой всё хорошо - события завершились логично (за исключением одного финального, о чем ниже), хоть и весьма предсказуемо. Не хватило перчинки, не хватило эпика, какого-то форс-мажора - как будто Вагнера подгоняло племя диких пиктов, и он по-быстрому, дежурно завершил все линии, вставил вместо развернутого эпилога "глубокое философское изречение" и был таков.

Читавшие "За черной рекой" тоже найдут интересные детали, ведь Черная река впадает у Кордавы в Западный океан
Читавшие "За черной рекой" тоже найдут интересные детали, ведь Черная река впадает у Кордавы в Западный океан

Но не это является для меня той самой "основной проблемой". Ею является то, что благодаря такому финалу, я не могу никуда хронологически добавить эту историю в классическую сагу о Конане. Согласно "Дороге королей" культовый варвар уже в 20 лет должен был стать королем, только не Аквилонии, а Зингары. Но ведь его впереди ещё ждут все эти чудесные приключения из рассказов Роберта Говарда, которые по сути невозможны с тем бэкграундом, который заработал Конан в приключении Вагнера. То, что он отказался от короны не совсем логично и обусловлено лишь будущими его приключениями. Даже если учесть его молодость, и что он мог так взбрыкнуть по своей горячей крови, устав от постоянных козней и предательств последних месяцев, то все равно слава о его деяниях в Зингаре уже должна греметь на доброй половине Хайбории, и ему бы не приходилось снова кровью и потом зарабатывать золото и чины в своих следующих приключениях. Уж слишком масштабны события, которые были в "Дороге королей". Собственно после таких же, соизмеримо масштабных событий, Конан и стал королем Аквилонии. Так что "Дорога королей" и правда должна была быть о свержении Нумедидеса - тогда она бы по праву заняла свое законное место в Саге.

Поэтому, минуя таким образом первоначальную серию Роберта Говарда, и классическую сагу, сформированную Спрэгом де Кампом и Лином Картером, роман Карла Эдварда Вагнера официально причислен к глобальному, общему межавторскому циклу о Конане, где за множество десятилетий, десятки авторов разного калибра написали сотни историй. Естественно, в таком огромном наборе событий физически не хватит и тысячи человеческих жизней неугомонного варвара, чтобы все это уместить хоть в какое-то подобие стройного таймлайна. Как говорится: "Гуляй рванин... т.е. Конина!"

Но в любом случае, повторюсь, сам по себе роман замечательный. И стоит того, чтобы его прочитать или прослушать. Сам я слушал его в отличной озвучке Дмитрия Оксанина, чего и вам советую, если решитесь тоже вместе с Конаном пройти по этой "Дороге королей".

Так же на канале Дмитрия Оксанина можно найти и аудиокниги про Кейна

В комментариях можно подискутировать о ваших любимых историях про Конана как от самого Роберта Говарда, так и от его продолжателей. Про Кейна тоже можно поговорить. И вообще рассказать, знакомы ли вы с творчеством Карла Эдварда Вагнера.

КРОМ!

6868
22
38 комментариев

Баба у ног ручная чтоли?
Теперь я понимаю, у кого Manowar обложки для своих альбомов срисовывал.

4

Эх, где мои 10 лет, когда я зачитывался Конаном…

2

дтф здорового человека. спасибо

1

а вообще сори за оффтоп, но было бы супер-интересно почитать какое-то подобие небольшого гайда, о том как вкатиться в лор конана, с чего начать и всякое такое ✍️

1

Я вроде и любил когда-то отдельные вещи читать про Конана. Но вот это его одинаковое превозмогание в каждой проблемной зарубе - и он напряг из последних сил мышцы, и превозмог передавил вырвался и разрубил этого петуха) не, я понимаю, законы жанра, конан именно своей бычьей силой известен (это помимо всяких там хитрости и изворотливости), но очень уж мерисьюшно это. Хоия без этого никуда. Помею читал про фандорина эраста роман, и там на каждую сцену со смертельными трудностями тоже у героя находился ответ, вплоть до того, что он тонул чтоли и тут хоба - он изучал техники длительного замедления дыхания когда-то, джеймсбонд-нинзя епт)
Вопросы - 1) эта дороге королей на русском есть?
2) че это там за воин-колдун кейн, а про него есть на русском книги?

1