Распад Мститетелей: хронология Marvel (часть 1)

Брайн Майкл Бендис в середине 00-х был настоящим «панком» комикс-индустрии. Он будто бы с ноги выбил двери главного офиса Marvel, ударил кулаком по столу директора и со словами: «Хватит растрачивать великое наследие!», с ходу написал несколько линеек, которые буквально вернули драйв и задор увядающему издательству. Разумеется, речь идет о хайпово-молодежном Ultimate Spider-Man и о приземленно-мрачном Alias. Обе серии оказались не только успешными, но и ценными с точки зрения творческой реализации. Перспективного автора заметили, полюбили и вот, уже к середине 00-х, он стал главным «архитектором» классической вселенной Marvel, положив начало одной из наиболее любимых читателями эры в жизни великого издательства.

На обломках дом построим…

Как всегда, серией, в которой происходят события, сотрясающие судьбы всех персонажей вселенной, стала линейка Avengers (Мстители), к которой Бендис присоединился на юбилейном 500-м выпуске третьего тома. Вместе с ним к работе над историей присоединился и Дэвид Финч – очень талантливый канадский художник. Скажем прямо – разница с 499-м номерам ощущается колоссальная.

Панель из 500- го выпуска за авторством Финча
Панель из 500- го выпуска за авторством Финча
Панель из 499-го выпуска за авторством Скотта Колинза
Панель из 499-го выпуска за авторством Скотта Колинза

Ознакомившись с двумя иллюстрациями можно понять, что серия серьезно «повзрослела» всего лишь за один номер. Конечно, Колинз не был постоянным художником линейки, но стиль на протяжении последних 20-ти выпусков рана до прихода Бендиса и Финча в принципе сохранялся достаточно простым, незатейливым и, в некотором роде, мультяшным. Такими же были и сюжеты, в которых принимали участие величайшие герои Земли. Это были стандартные истории «глобально-локального эпоса». Персонажи перемещались по миру на различных транспортных средствах, устраняли угрозы то в Африке, то в Атлантиде, но глубины в подобных странствиях не было. У читателя имелось понимание, что «Мстители» – это некоторая группа быстрого реагирования, которая способна прибыть в любой уголок планеты, навалять плохим парням и улететь обратно в Нью-Йорк на «перекур».

Бендис переворачивает весь этот концепт с ног на голову. Первый сюжет, который символично называется «Распад» резко снижает глобальность событий: фактически, четыре выпуска происходят в пределах одного помещения – особняка «Мстителей», однако ощущаются они куда более масштабными, чем бесконечная череда разъездов по «горячим точкам». Уже во «вступительной арке» Бендис показывает то, что все его полюбили в дальнейшем: способность сделать локальную историю персонажа по-настоящему масштабной и аккуратно вписать ее в общий контекст вселенной.Грубо говоря, в основании сюжетов Бендиса (до конца 00-х) всегда лежит что-то индивидуальное: психологическая травма, переживания, расхождение мнений основных персонажей. Его сюжеты – это рассказ о трудностях сильных людей, которые в связи со своим могуществом переносят личные проблемы на глобальный уровень. Читать о таком, конечно же, интересно.

Зачем нужен «Распад»?

Для начала, коротко о сюжете. Ни о чем не подозревающие мстители спокойно тусуются в своем особняке. Беда застает их за обсуждением важной темы: Соколиный Глаз делится с Женщиной-Халк сексуальными предпочтениями, как тут у здания появляется бывший член команды – Червонный Валет, который взрывается неподалеку от главного входа в здание. После этого начинается череда других печальных событий, в результате которых команда приходит к неутешительному выводу: сам факт сбора столь большого количества людей со сверхспособностями несет опасность для общества, которое они поклялись защищать. Мстители «самоуничтожаются» и разлетаются по всей планете, в надежде обрести новый смысл существования.

Однако с чего вдруг приходить на новую, столь важную линейку и все рушить? Ответ прост: Бендис мастерски и непринужденно расчищает площадку под героев, которые интересны и ему, и читателю. Обнуление статус-кво позволило избавиться от некоторых ненужных элементов: Мстители перестали выступать ООН, они больше не живут в роскошном особняке, да и занимаются делами «поменьше» – первое время обновленная после «распада» команда (Вы же не думали, что мстителей реально отпустят в небытие?) будет заниматься поимкой сбежавших преступников. Это делает комиксы более личными и индивидуальными – герои раскрываются перед нами как люди, а не небожители, к чьим проблемам можно отнести исключительно выбор более открытого или закрытого костюма.

При этом сюжет «Распад» достаточно умело выстраивает мост между старой интерпретацией вселенной Marvel и новой. Комикс наполнен «водоворотом» событий: на каждой странице что-то взрывается, кто-то умирает, кого-то жестоко избивают. Подобная динамика была характерна для супергероики 90-х и начала 00-х. В дальнейшем Бендис введет в мстителей длинные диалоги, которые, будем откровенны, не всегда были уместны, но служили существенному углублению происходящих событий. Эти две тенденции сливаются на страницах сюжета воедино, отдавая честь классике и прокладывая дорогу к чему-то совершенно иному.

Последствия «Распада» для ленивых

Если Вам лень читать комикс самостоятельно и интересно лишь понять историю вселенной Marvel, то специально для Вас мы перечислили основные итоги и последствия данного события.

Внимание СПОЙЛЕРЫ!

· Соколиный Глаз, Вижн, Человек-Муравей (Скотт Лэнг) – погибли по вине безумия Алой Ведьмы;

· Алая Ведьма совместно с Ртутью и Магнето покидает Нью-Йорк, перебираясь на остров мутантов Геношу;

· Женщина-Халк испугана собственной яростью, из-за которой она и разорвала на части Вижна;

· Железный человек покидает пост министра обороны США;

· Мстители больше не представлены в ООН;

· Особняк Мстителей разрушен;

· Команда «Мстители» распалась.

Общая оценка сюжета: 7,5 из 10

Начать дискуссию