Художественная литература, которую я прочëл за год командировки (обновлено)
1. Метро 2033. Дмитрий Глуховский
Никогда особо не интересовался "Метро". Сталкеры также обошли меня стороной, однако я всегда уважал эту серию, потому что нет-нет, да видел уровень проработки этих видеоигр и их популярность даже за пределами стран СНГ. Что скажу по итогу...
Роман действительно интересный, а если не задумываться о том, что лор с точки зрения логики буквально шит белыми нитками, то можно даже стать фанатом. Но я не столь придирчив. Очень мрачная атмосфера меня действительно угнетала, а монолог персонажа о том, куда отправляются души умерших после смерти, пробрал почти до жутких мурашек. Немного выбивало из всего этого анабиоза сценарная условность в виде "избранности" гг, который тысячу раз попадает в, казалось бы, безвылазную ситуацию, но кто-то обязательно должен придти, пожертвовать собой и сказать Тëмке "иди впервые, только ты это сможешь". Финал так вообще вышел в хорошем смысле неожиданным, где основная фабула о "большом приключении ради спасения мира" сменяется на личную достаточно глубокую трагедию. В общем, походу придëтся таки знакомиться с видеоигрой.
2. Ведьмак: Сезон гроз. Анджей Сапковский
При всей моей любви к книжной саге о Геральте, эта часть вышла самой невзрачной и скучной. Автор набросал какой-то винегрет из заговоров, предательств, бомжей, пьянчуг, пердящих женщин и "гениальных" чародеек с "гениальным" Геральтом, которые постоянно ради какого-то пафоса соревнуются в том, кто из них лучше говорит по-латыни. Проблема не в том, что всë это здесь есть, а в том, что конкретно данная история никак не влияет на раскрытие уже известных нам героев. По ощущениям - проходной филлер
3. Дорога без возврата. Анджей Сапковский
Коротенькая, достаточно душевная история о мамке с папкой нашего любимого Белого Волка. Ничего лишнего. Советую.
4. Что-то кончается, что-то начинается. Анджей Сапковский
Несмотря на то, что это неканон и история, написанная чисто по приколу, довольно доставляет. Рад, что она есть.
5. Три мушкетëра. Александр Дюма-сын
Когда-то у меня должны были дотянуться до них руки, несмотря на то, что при моей любви к французской истории, описываемый в ней период мне мало знаком и совсем неинтересен. Иии... я получил совсем не то, чего ожидал. Мушкетëров я всегда представлял эдакими образцовыми мужчинами, которые самим своим существованием олицетворяют понятия чести, благородства, достоинства. Они никогда никого не обманывают, никогда не используют других людей в своих целях, борются с плохими парнями и прочее. Но в итоге мы получаем их полные противоположности. Д'Артаньян со своими братками только и делают, что пьют, спят с замужними женщинами и питаются за их счëт! А когда их постигает неудача и они остаются без гроша в кармане, то что они делают? Они ходят по улицам в надежде найти оброненные кошельки! Однако даже если отбросить в сторону их бытовуху, то что там с основным конфликтом? Он касается наших "честных" и "справедливых" мушкетëров-сторонников дурачка-короля Людовика XIII с одной стороны и "подлых" и "гнусных" сторонников кардинала Решильë. Почему в кавычках? Да потому что единственным адекватным персонажем в этой Санта-Барбаре является антагонист, он же кардинал, который вместо того, чтобы пить и бегать по женщинам, пвтаетмюся сделать хоть что-то,дабы его страна не нагнулась на политической арене перед противницей англичанкой. И его главной занозой в заднем месте являются юный Д'Артаньян с тремя братками с дурацкими погонялами.
6. Преступление и наказание. Фëдор Достоевский
Входит в мою личную тройку самых депрессивных и эмоциональных литературных произведений. Буквально памятник русскому человеку с его меланхоличной и самокопательной сущностью. Наряду с "Американской трагедией" Драйзера, "Мартином Иденом" Лондона и, как ни странно, японским анимационным сериалом "Киберпанк: Бегущие по краю" Хироюки Имаиси наглядно вводит метафоричного колоссального персонажа в виде города, от которого ты никуда не уйдёшь, что в свою очередь олицетворяет капитализм с его подменой ценностей в обществе, который и выращивает таких людей как Раскольников или Клайд Гриффитс из "Трагедии". А ещё я плакал, когда гг приснилась лошадка
7. Отверженные. Виктор Гюго
Про "Отверженных" у меня уже был пост. Одна из лучших прочитанных мною книг и одно из лучших художественных произведений в принципе. Если "Преступление и наказание" можно назвать памятником русскому человеку, то магнум опус Гюго можно назвать памятником всему человечеству. Иначе я сказать не могу
8. Над пропастью во ржи. Джером Сэлинджер
Мне чужд бунтарский дух, особенно если он рассматривается на фоне второй половины XX века. Однако армейские аллюзии автора на фоне предрассудков и предубеждений в окружении главного героя с рассуждениями о том, что плохие люди есть везде, даже среди нас, меня действительно тронули. Ведь я служу не один год, и за это время увидел самые чëрные стороны человеческой души, - а это, безусловно - главный жизненный урок от службы.
9. 451° по Фаренгейту. Рей Брэдбери
Думаю, про эту книгу итак сказано слишком много, чтобы её как-то описать. Отчасти именно поэтому она меня никак не тронула. Но всë равно отрицать её художественную ценность - достаточно глупо
10. Приключения Оливера Твиста. Чарльз Диккенс
Ещë одна депрессивная история об обществе в эпоху промышленной революции, которое нещадно эксплуатирует бездомных детей. Хотя конец счастливый. Весьма доставляет чëрно-белое описание персонажей, где злодеи обязательно уродливые, мерзкие и вонючие, а добряки красивы, чисты и ароматны. Ну и жадный до мозга костей еврей - автор, походу немного был нацистом.
11. Хоббит и Властелин колец
Самое вкусное я оставил на конец, и, к моему огоромному сожалению, забыл об этом. Наравне с "Отверженными" - лучшее литературное художественное произведение в моей жизни. А если судить строго по личным эмоциям и любви к ВК с детства, то это самое любимое он, что у меня есть в этой области хобби. За год службы я дважды прочитал всего ВК и открыл для себя мир Средиземья практически заново. Никогда бы не подумал, что после бесчисленных просмотров трилогии Джексона в книге можно найти что-то новое. Равно как и то, что книжный вариант ВК отдаëт куда более глубокими философскими изысканиями и более метафоричным описанием добра и зла, нежели фильм, который опирается больше на визуал, чем на "силу слова". Такие произведения западают в душу и остаются еë греть до самой смерти. Обязательно к прочтению каждым ребëнком и взрослым, ибо ВК, в первую очередь, знакомит не с потрясающей метафорически аллюзорной историей борьбы добра со злом - он скорее закладывает фундамент для частички доброты в каждом из нас.