«Пиранези». Сюзанна Кларк

«Пиранези». Сюзанна Кларк

На эту книгу я смотрел несколько лет: подходил в магазинах, вертел, клал обратно. Потом опять встречал упоминания на литературных сайтах и блогах, думал купить, откладывал. Значащийся на обложке первый роман писательницы «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» тоже интриговал – в первый раз я эту книгу увидел заграницей, когда еще не было перевода на русский. Заинтересовался, но не купил. Потом появилось русское издание и обложка все время мне попадалась в магазинах, однако отпугивал размер в 800 страниц. Так и не купил. В конце концов «Пиранези» решил прочитать наш литературный клуб и тут уже отвертеться было сложно.

К чему это лирическое вступление? Тут я со своей профдеформацией выступлю – история моего прихода к «Пиранези» показывает на сколько длинен может быть путь от писателя к читателю. Ты можешь обмаркетинговаться – сделать кучу обзоров у блогеров, разослать всем пресс-релиз, накупить рекламы, и все равно книгу не купят (или купят не в том количестве, что ожидал). Зато может купят потом, даже через пять или десять лет. С «Пиранези» у меня было с десяток контактов онлайн и оффлайн, достаточно высокое число с точки зрения рекламных кампаний, но купил я ее только когда до этого дозрел литературный клуб.

Продолжим обзор «Пиранези» с точки зрения маркетинга. Теперь российского. На мой взгляд, лучшее, что можно сделать, если вас эта книга заинтересовала – не слушать российских маркетологов.

На страницах книги творится настоящее блербовое безумие. Я такого никогда не видел. На обложке шесть блербов (хвалебных цитат). Много, но куда ни шло. Но вот внутри просто ад и содомия – книга начинается с восьми (8!) страниц хвалебных отзывов на творчество Кларк. Причем зачем-то не только на самого «Пиранези», но и два других романа. Я вообще не понимаю зачем они там, мне сложно представить человека, что будет в магазине смотреть эти восемь страниц, принимая решение о выборе книги. А еще она издана в суперобложке, а значит нередко запечатана, и вы их вообще не увидите до покупки.

«Пиранези». Сюзанна Кларк

И вот тут худшее, что можно сделать – прочитать их до чтения этого короткого романа. Безумный маркетинг «Азбуки» перехайпливает книгу и (через сравнение с «Джонатаном Стренджем» от российских и иностранных критиков) обещает вам новые «Хроники Нарнии», «Гарри Поттера для взрослых», «Мастера и Маргариту от Диккенса», Умберто Экко, Урсулу Ле Гуинн и лекарство от импотенции в одном флаконе. Эти восемь страничек играют с романом дурную роль – задирают читательские ожидания на невероятно высокий уровень. Короче, не читайте их.

Только один из нескольких разворотов безумия
Только один из нескольких разворотов безумия

Что можно сказать о самом произведении? Представьте, что весь мир – это гигантский дом в несколько этажей, с десятками тысяч нечеловеческого размера комнат из мрамора. В нем практически в одиночестве живет главный герой. На нижних уровнях плещется море, можно ловить рыбу и собирать моллюсков. На верхнем уровне нет потолков, в дом залетают облака и чайки. И почти в каждом Зале есть самые разнообразные Статуи Людей, Животных и Предметов (на протяжении всей книги элементы дома написаны капслоком, что лично меня очень бесило).

Я заглянул в Окно Восемнадцатого Зала Дома, а потом пошел по Лестнице вниз на Второй Этаж, к Статуям Минотавра и Лося.

И вот так написан почти весь текст, глаза поначалу вытекают. Страниц пятьдесят главный герой рассказывает как он живет в Доме, ходит по Залам (непременно с Номером Подлиннее) и разглядывает Статуи. К концу первой части у меня было две мысли. Первая – «если так будет до конца книги, то это катастрофа». Вторая – а где, собственно, главный герой находится?

«Пиранези». Сюзанна Кларк

Тут у меня появилось три версии – это настоящий фентезийный мир, герой сидит в психбольнице, героя кто-то туда запер, выкинув из реального мира. Одна из этих версий оказывается верной к середине книги (к счастью Бесконечные Описания Залов заканчиваются и начинается действие, но на мой взгляд саспенс можно было еще подержать), а дальше рассказывать уж совсем спойлерно – испорчу вам все впечатления, так как на поверку книга оказывается неплохим детективом, который немного надо пораспутывать самому. Некоторые весьма тонкие намеки даны буквально одной строкой и их можно вообще не считать если не смотреть примечания в конце книги. Концовка остается открытой и дискуссионной – на заседании нашего литературного клуба родилось минимум три ее трактовки.

Мои впечатления можно выразить недавней рецензией на мой роман «Пресс-тур» на Лайвлибе от кого-то из читателей. «Она не плохая. Но и не ВАУ. Просто хорошая». Вот и тут так же. Книга заставила меня написать эту рецензию, а далеко не все прочитанные заставляют. Я захотел прочитать первый роман Кларк, тот, что на 800 страниц. Книга быстро читается – триста страниц крупным шрифтом. Из нее узнаешь что-то новое, из примечаний. Ее, в конце концов, можно обсудить с друзьями и потрактовать концовки, да и как писатель я понимаю зачем были сделаны Описания Залов на Пятьдесят Страниц.

Но не ВАУ. Не читайте маркетологов перед чтением, а лучше вообще не читайте.

Можете меня почитать:

1515
6 комментариев

Замечательная книга, несколько раз перечитывал. Вот эта атмосфера Бесконечного дома меня просто захватывает, это что-то такое из снов, это впечатляет. И герой, его чистое и наивное, но при этом не глупое восприятие окружения. Ну и да, приятный детектив.
"Джонатан Стрендж и мистер Норрелл" - это, конечно, совсем другая вещь. Монументальное произведение, практически "Война и мир". Всё как положено, некоторые сноски занимают целые страницы. Я даже с первого раза не осилил, отвлёкся, забросил, потерял нить. Только через несколько лет появилось много свободного времени и как-то взял и прочел от и до. Волшебная вещь. Кстати, сериал от ВВС тоже хороший, хоть и немного проще.

https://youtu.be/09sDKXF06ZI

3
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

мой литклуб никуда не пропихивается, это натурально собрания меня и 6 моих друзей, я туда никого не зову))

2
Ответить

Мне очень понравилось :)
И вот так написан почти весь текст, глаза поначалу вытекают.И то, как написан текст, тоже очень понравилось — крутая форма, слегка уносящий в поток язык, мне сам процесс чтения больше, чем содержание и отсылки, зашел.

1
Ответить

Очень интересно написано. По началу странно, все эти "Сто девяносто второй западный Зал" и "Статуя Женщины с Ульем", необычное летоисчисление - но потом проникаешься. А потом просто понимаешь, что это важная часть повествования, хорошо раскрывающая состояние героя.

1
Ответить

Забросил страниц +/- через 100.

Ответить