Джо Аберкромби - The Trouble With Peace

Когда проблемы не только с миром, но и с продолжением.

Джо Аберкромби - The Trouble With Peace

Дисклеймер: в своем коротком обзоре я постараюсь описать, что мне понравилось, а что меня смутило без особого брюзжания. Хотя уже чувствую, что без небольшой его толики не обойтись. Я также не открываю свой очерк (довольно корявый, насколько я помню) прошлого года о первой части книги, чтобы не накручивать свою предвзятость сильнее.

Буквально только что я закончил читать новую книгу Аберкромби – автора, чьи первые 6 книг о Земном Круге я очень люблю и готов советовать всем любителям чего-то оригинального. А теперь я буду бухтеть о ней на дтф.

В 2015-м казалось, что в «Море осколков» Джо решил поиграть в сценариста сериала, так что этот цикл можно просто не ассоциировать с его другой, основной, вселенной, но новая трилогия лично у меня вызывает крайне смешанные чувства. Если характеризовать ее образно, то представьте себе крутую машину: надежная, быстрая, под капотом все блестит, а движок ревет, как зверь, на кузове ни пятнышка ржавчины. Одна беда - ее разукрасили в какие-то вырвиглазные кислотные тона хиппи, они же отвечали за отделку салона. В итоге несмотря на свою скрытую мощь, выглядит авто абсолютно нелепо. И ехать как-то на нем не охота, хоть и едет оно хорошо, но и бросить жалко, зная, какой потенциал под капотом. Так точно и тут.

Well, at one point you’ve got it, then you lose it – and it’s gone, forever… Сикбой и Рэнтон обсуждают новую трилогию Аберкромби
Well, at one point you’ve got it, then you lose it – and it’s gone, forever… Сикбой и Рэнтон обсуждают новую трилогию Аберкромби

Начнем с плохого. Прочитав 2/3 всей трилогии, я все еще не понимаю, зачем нужна часть ПОВов. Часть из тех, на кого я катил бочку раньше, получила развитие... Нет, не так: один персонаж получил развитие, а один уже был хорошим, просто его линия продолжается. Итого, имеем два хороших ПОВа: принц Союза Орсо и дочка Догмэна – Рикки. Последняя – с оговоркой на то, что ей выдали пропуск на мэрисью. Остальные персонажи – они просто есть, они обычные, они незаурядные. В первой трилогии персонажи могли на первый взгляд показаться клишированными, но все они получали некий нехарактерный твист, а то и несколько, по мере развития событий. Так, например, Логен, показанный стремящимся к искуплению и благородству, начинает сечь в капусту детишек и друзей, а Джезаль вроде как превращается в благородного и умудренного, но тут же срывается еще ниже своего изначального уровня после пары льстивых предложений. Байяз – маг, теряющий силу и не способный даже на пару заклинаний подряд, к концу концу расставляет все по местам в вопросе о том, почему в фентези великие маги не правят миром. А чего только стоил Никомо Коска! Простые же ребята, вроде того же Догмэна, подчеркивали неординарность остальных вокруг. Можно сказать, что в спин-оффах тоже были ординарные персонажи, но спин-оффы короткие, а обилием персонажей они просто наполняли сцену действием и разными взглядами на происходящее. В новой трилогии кто-то хитрожопый, кто-то тупой, но в целом в них нет искры. Они взаимозаменяемые и в целом заменяемые любой болванкой. Иногда глава следующего персонажа – это глава того, с кем вместе действует и находится рядом предыдущий. А некоторые герои вторую книгу подряд повторяют свое ворчание по поводу прошлого. Да, так делали и Глокта с Логеном, но они делали не только так. У новых персонажей архетипы даже не киношные, а видеоигровые.

Добряк Логен учит считать на пальцах.
Добряк Логен учит считать на пальцах.

Во вторую очередь беда с глобальным сюжетом. В первой трилогии Байяз задал эфемерную конечную цель – вернуть артефакт и сразиться со своим врагом. Все остальные персонажи и события так или иначе, но вращаются вокруг этого. Этот глобальный сюжет не перетягивает одеяло на себя, он просто придает происходящему больше смысла и логики. В спин-оффах есть сеттинг и сразу же тоже задается конечная цель, пусть и не такая значимая, но зато очевидная и твердо сидящая в сознании читателя. В новой трилогии этого нет. Что там творится за кулисами, какие планы – видимо загадка для развязки финальной части через год. Если это действительно так, то это можно в итоге списать на то, что Джо планировал издать всю трилогию почти разом, с перерывом в несколько месяцев между частями, но издательство решило выпускать по книге в год, растянув все на два года. Пока что это просто неприятное умалчивание, отсутствие осмысленности. Как будто читаешь набор спин-оффов. Часть персонажей к средине книги получают свой общий интересный сюжет с крутым поворотом, но все это развязывается к концу этой же книги. Так что третью часть снова начинаем практически с чистого листа.

Пострадали также некоторые подтексты. Да-да, у нас тут та самая повесточка, а еще тренды с порнхаба.

Leo prodded at his fish. “Just feels like there are too many brown faces around in Adua these days.”

“Too many for what? The people who come here are hard workers. They bring wealth and energy and new ideas. There are great thinkers among them. Great engineers. And how would you stop them, anyway? Make us less prosperous?”

Leo did not look convinced. He was not a man much moved by reason.

Я стал замечать, что СЖВ-повестка стала очень круто набирать силу в Британии, причем даже у таких писателей, которые могли бы диктовать свое мнение издательствам. Выглядит так, будто это происходит добровольно. Хорошо это или плохо - решать каждому самому. В оправдание можно сказать, что в том мире и в той стране нет религии как сдерживающего фактора, потому высокое сословие ведет себя в общении, как наши современники, а сильные женщины в бизнесе хоть и вызывают легкое недоумение, но далеко не такая неслыханная вещь, как было во времена открытия пороха в нашем мире. Сильных дам тут, кстати, не меньше, чем необязательно сильных мужиков. На мой взгляд, правда, объяснение куда банальнее. И тем смешнее, когда ко всему этому добавляются порнушные сюжеты, вроде свингеров или инцеста. Растягиваются, смакуются, описываются в деталях. Стоит ли говорить, что раньше такого не было? Да и в целом сцен порнухи стало больше. Не знаю, к чему: может, Джо не дает жена, а может это продает книги лучше всего – не мне судить.

“Sound advice. I very much admire what you have achieved here, you know. It cannot be easy for a woman to take charge.”

“Someone had to. The old men were making quite the fuck-up.”

А вот где, на мой взгляд, старик Аберкромби допустил quite the fuck-up, так это в слоге. Что раньше было Тарантино на бумаге, когда герои жгли без устанку, превратилось в бурчание. Каждый повторяет свои основные мысли из раза в раз, иногда даже теми же словами. В раздумьях, в разговорах. Выглядит очень притянуто за уши и наивно. Но хуже всего стало, когда это вышло за рамки персонажей и перешло на структуру повествования. В одной главе абсолютно внезапно автор начал освещать в целом малозначимое событие глазами обывателей. Каждому досталось всего по странице, но персонажей оказалось четыре или даже пять, ничего ценного они не подметили, никак не раскрыли происходящее и пропали тут же навсегда. Эта глава своей внезапностью и абсурдностью вызвала у меня только легкую нервозность. Как будто наткнулся на неотредактированный момент из рукописи. Позже это повторится еще раз ближе к финалу, когда вместо описания битвы читателю дают короткие повы «ужасов войны» от простых работяг, которые нихрена не видят, зато зачем-то вспоминают при нас о своей мирной жизни и быстренько отправляются в землю, уступая место другому. Я бы понял, если бы они раскрыли собой события на другом участке фронта (Ведьмак, Тихий Дон), но тут же будто экономия на спецэффектах в кино, ей богу. Еще персонажи окончательно освоили телепортацию...

“Fuck these things,” she grunted, hooking a finger into her corset and trying vainly to wriggle into a comfortable position. Despite being made to measure, it fit her incredibly badly. Or perhaps it was cut to fit the woman people would like her to be, not the one she was.

Так а за что тогда хвалить?! Ну, в целом... Это все еще лучшее фентези за последние годы, ведь жанр в упадке. Во всяком случае лучшее из того, что я нашел (если вы видели что-то классное, то делитесь непременно). Повороты сюжета все еще крутые, а в сочетании с тем, что плот-армора у персонажей нет, в финале второй части мы получаем красивую развязку. Многие шутки и сцены до сих пор не в бровь, а в глаз, что аж пару раз поржал вслух.

Но в целом это книга-паразит. Имя автора и наследие предыдущих шести томов заставляют закрывать глаза на вопиющие недостатки: дыры, тривиальность многих вещей, убогих персонажей. Это произведение паразит в двух смыслах: с одной стороны, книга не дотягивает до предшественников, а с другой – предшественники давят на нее своим качеством. Был бы это какой-то другой автор – вышеизложенные претензии были бы не столь уместны. Вот только в данном случае, в отличии от «Звездных войн» или «Терминатора», здешнее продолжение не портит оригинал, так что не повернется язык отсоветовать ознакомиться.

Хоть автор лишний раз и подтвердил теорию Сикбоя, но слухи о полном "скатывании" вселенной, все же, слишком преувеличены.
Хоть автор лишний раз и подтвердил теорию Сикбоя, но слухи о полном "скатывании" вселенной, все же, слишком преувеличены.
2828
61 комментарий

Всегда плюсую Аберкромби, ничего не могу с собой поделать. Да, мне тоже показалось, что если большинство предыдущих книг были на пять баллов (кроме Red Country, получается, что она была не исключением, а тревожным звоночком), то обе книжки новой трилогии на четверку. Меня даже не то, что молодняк какой-то блеклый вышел больше всего раздражало, часть молодняка нормальная. Но вот эта Санта-Барбара, когда вот вам и Дочь Джезала/Глокты, вот вам сын Фенри, вот вам дочь Догмана, а так же вот помните в оригинальной трилогии был такой персонаж? А вот он еще не умер! А вот помните этого? А вот вам еще wink-wink nudge-nudge! Все это создает не столько ощущение прошедшего времени, как наверное Джо хотел, сколько вот реально дух такого мексиканско-бразильского мыла. Плюс самоцитирование никогда никого особо не красило.

Повестка в книге несомненно есть, я еще очень удивилась, что Аберкромби не добавил трансгендеров и небинарных, кхе, персон, а только мигрантов и гомосексуалистов. Читать противопоставление Орсо и Лео в свете отношение к педерастии и Джаппо было одновременно кринжевато и смешно. Вот беженцы у него получились достаточно органичные, но опять же – если в первых пяти книгах у нас была какая-то отдельная группа людей, те же гуркхи, то они обычно показывались с точки зрения серой морали. А вот тут получилось, что все мелкие POV за беженцев люди с трудной судьбой, и один ученый-атеист, другая - маленькая девочка, потерявшая отца, и т.д. Вот это уже повесткой, конечно, прямо таки разило. 

 Во вторую очередь беда с глобальным сюжетом. В первой трилогии Байяз задал эфемерную конечную цель – вернуть артефакт и сразиться со своим врагом. Все остальные персонажи и события так или иначе, но вращаются вокруг этого. Этот глобальный сюжет не перетягивает одеяло на себя, он просто придает происходящему больше смысла и логики. В спин-оффах есть сеттинг и сразу же тоже задается конечная цель, пусть и не такая значимая, но зато очевидная и твердо сидящая в сознании читателя. 

Как мне кажется, отсутствие сюжетного твиста и макгафинов, за которыми бы охотились люди не так страшно, и даже то, что цель более аморфная, чем в "Героях" и "Мести..." тоже было бы не страшно. Сама по себе индустриализация и французская революция интересные штуки, т.к. в рамках сюжетов появлялись разве что в стимапанке, да и то, в классической "Машине различий" уже была более поздняя индустриализация, ну и куча подражателей застревали именно в викториане. Но вот тут две беды – тема революции затрагивается в первом романе, а потом быстро сходит на нет, что бы, видимо, возникнуть в третьей книге (Судья, кстати, получилась хорошая, хотя и на грани карикатуры), а про индустриализацию кроме того, что она делает бедняков беднее, а богачей - богаче Аберкромби ничего сказать и не смог, а ведь это та еще банальщина.

Но тем не менее, даже книга на четверку от Аберкромби, даже с повесточкой и размазанным повествованием все же лучше, чем большинство фэнтези, не говоря уже о, прости Господи, гримдарках (никак не привыкну, что термин в народ пошел и не о Вархаммере). 

5

Согласен в целом. Мне кажется, в свете финала второй книги, третья закончится реформой страны. Судья вообще была бы куда лучшим повом со своей линией подполья и общения с Вивером. Отлично бы подошла вместо абсолютно лишнего Брода или почти такой же ненужной Вик. Дети старых персонажей получили гораздо больше осмысленности, но несут клеймо сериала. И, конечно, не включить потомков Логена - это грустно.

Кринжовее сцен с повесткой в этой части были только приключения свингеров в прошлой. Ну и "они все умные люди, бывшие учёные и врачи" - это прям какая-то пост-ирония, ей богу.

4

За статью спасибо, но непросто обсуждать непрочитанную книгу.

Я стал замечать, что СЖВ-повестка стала очень круто набирать силу в Британии, причем даже у таких писателей, которые могли бы диктовать свое мнение издательствам. Выглядит так, будто это происходит добровольно. Хорошо это или плохо - решать каждому самому.

У автора есть свое мнение, и оно отражается на его книгах, это норма. 

Так а за что тогда хвалить?! Ну, в целом... Это все еще лучшее фентези за последние годы, ведь жанр в упадке. Во всяком случае лучшее из того, что я нашел (если вы видели что-то классное, то делитесь непременно).

Бэккер лучше с точки зрения сюжетной и философской глубины, Сандерсон увлекательнее - что как бы немаловажно для жанровой литературы. А вообще в традиционном европейском фентези больше нечего ловить по сути, все что могли уже написали, потенциально интересны могут быть не-европейские вещи, или гибриды фентези с сайфаем. 

4

Роберт Вегнер к примеру. Лучшее, что я читал в жанре за последние года три наверное. Особенно на контрасте с Аберкромби, где вокруг одни мудаки, кругом говно и безнадега.

3

Сандерсон

Это тот, что с Колесом? Боже, как у нас с другом горело от него, даже в юном возрасте. Не, такое - совершенно не мое. А вот Беккера надо попробовать. Я начинал, но ради чего-то другого бросил однажды.

У автора есть свое мнение

Потому и пишу, что каждый сам решает, хорошо это или плохо. Просто подметил, что раньше было без этого всего.

2

  потенциально интересны могут быть не-европейские вещи, или гибриды фентези с сайфаем. Например?
Это не сарказм, просто интересно, что можно почитать.

Комментарий недоступен

3