Читаем. "Империя тишины" и "Ревущая Тьма" (Кристофер Руоккио, серия "Пожиратель Солнца" 1-2)

Научная фантастика, смешивающая множество знакомых мотивов из разной признанной классики. Но со временем за отсылками, заимствованиями и аллюзиями в "Пожирателе Солнца" проглядывается собственное лицо. Книге ко второй.

Зацепила в свое время обложка
Зацепила в свое время обложка

Первую часть серии, "Империю тишины", Кристофер Руоккио опубликовал в 22 года. Завидую, блин. Я что в 22 года начинал что-то писать, был в ужасе от результата и прятал за семью печатями, что сейчас выходит тоже самое (но однажды!). Гхм, в любом случае.

Начинается "Империя тишины" как один большой оммаж "Дюне". Молодой Кристофер, видимо, настолько преисполнился творчеством Герберта, что писал сперва то ли любовное признание, то ли фанфик. Просто загибайте пальцы:

  • Молодой лорд, будущий наследник хоть и не всей Человеческой Империи, но империи своей семьи, которого суровый батя (но не столь справедливый и благородный, как Лето) учит вести дела;
  • В мире далекого будущего, десятки тысяч лет вперед, Империя всячески запрещает использование умных машин, которые когда-то давно восстали и чуть не уничтожили людей;
  • Технологии, подразумевающие компуктерные расчеты, в большинстве своем под запретом, а вот генная инженерия и тренировки разума процветают (справедливости ради, это верно не для всего космического человечества, только для Империи);
  • Технология личных энергетических щитов, которые останавливают быстро движущиеся предметы (типа пуль), поэтому рукопашная тут - обыденное дело, а фехтование - востребованное искусство.

Это самые явные заимствования, от которых первые пару сотен страниц у меня была мысль, будто ремейк "Дюны" читаю. Благо, со временем история делает резкий поворот в другую сторону. Не буду вдаваться в описания всяких верований и идей мира Руоккио, прибегну к аналогиям реального мира.

Главный герой, лорд Адриан Марло, как и вся знать в Империи - палатин, то есть генно-модифицированный человек, стремящийся к идеалу тела, духа и долгожительства. Полный юношеского максимализма и идеалов, он не одобряет расчетливое и тиранское правление бати. Не найдя общий язык с родителем, он решает послать все к черту и свалить на другой край галактики, примкнув к местному течению монахов-философов.

Но план в итоге рушится, герой попадает на захолустную планету, без привилегий, без понятия, что дальше делать. Арка героя - троп про быстрое падение из князи в грязи и долгое возвращение к успеху, но на своих условиях.

Пересказывать дальнейшие события не стану. Для объёма книги их не так много. Кристофер любит смаковать мелочи, мимолетные события или виды на несколько страниц. В целом, назвать это графоманией я не могу (мы же не обвиняемый Толкина или Джордана в таком... хотя...), но стиль рассчитан на любителя погрузиться в мир вплоть до оторванной заклёпки на форме третьего солдата во втором ряду.

Сам цикл во многом посвящён многовековой войне со сьельсинами - злыми инопланетянами, которые у меня вызывали в первую очередь ассоциации с расой сангхейли из серии Halo. Только более кровожадные. Но в первой книге война - лишь фоновая информация, и только к финалу мы, наконец, сталкиваемся с ними к лицу.

Главная особенность повествования - историю нам рассказывает сам Адриан, много лет спустя после описываемого. И он обожает спойлерить. Причём Руоккио может и думает, что делает тоненькие намеки, но когда натыкаешься на фразы вида "эх, я хотел, чтобы все получилась так, но как же я был наивен", - сразу ясно, что план обречён на провал. Интрига испаряется.

Помимо идеи с повествованием, "Пожиратель Солнца" стрельнул у "Гипериона" (да, конкретно эта штука была в "Эндимионе", я знаю) и несколько других элементов. Во-первых, путешествия по космосу - в них команда кораблей засыпает в криокапсулах и не стареет, из-за чего из жизни выпадают годы и десятки лет полёта. Во-вторых, есть тут на ряде планет непонятно кем прорытые тоннели и постройки. И кое-что ещё, но уже в следующих частях.

Серьезно, художественное оформление серии просто топ
Серьезно, художественное оформление серии просто топ

Все, что было характерно для первой книги, справедливо и для второй. Аллюзии на всякую признанную классику фантастики, и стиль написания, и очень малое количество событий. Адриан продолжает спойлерить свой же рассказ, и по второй части это бьёт даже сильнее. Он заранее сливает пару сюжетных поворотов.

У сиквела странное вступление. И ладно пропасть в десятки лет между финалом "Империи" и началом "Ревущей тьмы". Но в первых главах куча ссылок на события, которых не было в прошлой книге. Я на всякий случай удостоверился, что не перепутал порядок. Но нет, так задумано. Из контекста надо самому достраивать картину событий между книгами. Сомнительно, но кому-то может прием зайдёт.

Мне кажется, именно такой подход ломает новых второстепенных персонажей. Если в первой части к компании Адриана ну хоть немного проникаешься симпатией, то вот новички, появившиеся где-то за кадром, так и остались для меня лишь статистами. Или может им внимания уделяется куда меньше, чем описанию очередного планетного пейзажа.

Взаимоотношения со сьельсинами выходят на первый план. Марло думает, что он весь из себя избранный дипломат, и сейчас, после веков войны и сотен миллионов жертв, наладит мир. И это реально весь сюжетный конфликт на всю приличную продолжительность. Герои ищут встречи и переговоров с инопланетной расой. И это не водоворот событий, а весьма размеренное путешествие.

С другой стороны, автор хотя бы тратит прилично времени на погружение в инопланетную культуру. Думаю, он ставил себе целью придумать расу, ход мыслей которых будет сложно понять. Ибо в меру субъективного человеческого восприятия часто даже фантасты думают, что вся разумная жизнь, какая может быть во вселенной, обязательно будет как минимум мыслить в тех же парадигмах и понятиях, что homo sapiens. С одной стороны, это в общем и целом удалось. С другой же, удалось нехитрыми приемами. Просто убираем несколько моральных понятий (а заодно половой признак), и вот чуждые нашему разуму инопланетяне. В принципе, сьельсины - это животные хищники, только однополые и развитые достаточно, чтобы путешествовать по космосу. И мне правда трудно понять ход мыслей столь развитых существ, которые одновременно с этим не додумались выращивать себе пищу...

Самая интересная часть второй книги - это исследование тайны некой более древней расы, о которой слышали то немногие, а из тех, кто слышал, многие считают ее выдумкой и мифом. И тут Руоккио снова поглядывает на "Гиперион", с ее "слонами, львами и медведями" (на самом деле я уже забыл, какие там были три животных, но короче ИскИны). Ну и под конец все же автор решил выдать экшена.

Продолжение следует

Думаю, что любителям фантастики с налетом рассуждений о разных материях бытия серия "Пожиратель Солнца" вполне зайдет. Как минимум попробовать точно стоит. И в зависимости от реакции на вступление ("фу плагиат" или "о, это вот отсылка вот к тому!"), можете не заметить, как погрузились в этот мир. Природа власти, человечество как раса, человек как мыслящее существо, ксенофобия, право силы и так далее, и тому подобное - Руоккио затрагивает широкий спектр тем. Просто не говорит о них чего-то нового.

Я цикл наверняка добью. Ныне на третьей книге. Там хотя бы динамика появилась.

1919
6 комментариев

Меня хватило на полторы книги. Я очень редко бросаю книгу на середине, но у этого автора получилось.

1

Тупо сейм. Конец книги первой забит нелепой возней про пытки, начало второй какой-то недобоевичек. Не чувствуется духа собственного, философии произведения. Герой слишком слабохарактерный, мотивация совершенно детская.

1

Это законченная серия?

Недавно вышла 5 книга в оригинале, 6 планируется, но хз последняя ли. На русском недавно 4ая вышла

1

Ниасилил "Дюну", тем более не стану её вторичный продукт.

Я кинулся читать цикл с конца.
В итоге прочитал 4ую и 2ую книгу.
Может это ошибочное впечатление, но как же автор любит давать люлей своему ГГ.