«Замок Отранто» — первый готический роман
Первая ассоциация со словосочетанием «готический роман» — это конечно же страх. Но многим кажется, что подобная литература существовала всегда, всегда была популярна и тд. Но они глубоко заблуждаются. Если слегка углубиться в историю, то можно выкопать довольное старое "письмо", на котором будет нацарапано пером без чернил, что готическая литература начала формироваться только в середине 18 века. Да и тогда ей понадобилось довольно много усилий, чтобы стать в один ряд со своими современниками.
Отцом этой самой литературы считается английский писатель Гораций Уолпол со своим романом «Замок Отранто».
Да, конечно, с точки зрения современного читателя, который насмотрелся/начитался стольких ужасов не только придуманных писателями и режиссерами, но и показанных реальной жизнью — эта небольшая повесть может показаться очень примитивной, пафосной и предсказуемой, чуть ли не обходя этими критериями романы Донцовой. Однако, здесь есть одно огромное НО, а может и не одно.
Те самые НО
Начнем с 1-го Но: когда был написан роман? Верно — в середине 18-го века. 2-ое НО: какое направление тогда было господствующим в искусстве в Европе? О, да — это классиц��зм — он правил везде: от музыки и до литературы. И вот теперь представьте, какого это написать что-то подобное в такой среде, в такое время?
Именно этими страхами, если их можно так назвать, и вызвано то, что первоначально роман был опубликован в сопровождении с мистической историей, будто это перевод некоей таинственной итальянской рукописи. Забавно, не правда ли? Давайте вспомним и о том, что в эту эпоху среди писателей/драматургов и других людей искусства ходило неписанное правило того, что изображение всего сверхъестественного есть нечто бессмысленное, чудаковатое, несерьезное.
Вот еще одна заслуга Уолпола — он смог, хоть своеобразно, нарушить это правило.
Что же это за зверь?
Возвращаясь к самому роману — как было уже сказано — ничего удивительного, переворачивающего ум, загоняющего сердце в пятки вы тут не найдете, по крайней мере большинство не найдет. Однако же, если вы действительно хотите понять откуда пошли все эти клише из книг про приведения, ужасные пророчества и страшные темные замки — милости просим впитать текст этого заурядного, но от это не менее значимого романа, ибо именно он стал предтечей целого жанра — ужасов, который до сих пор своей когтисто-клыкастой поступью идет по нашим книжным полкам и мониторам.
Даже Великий и Ужасный Лавкрафт, несмотря на всю критику стиля, содержания и прочих критериев оценки художественного произведения Уолпола, всегда признавал значимость этого романа для литературы в целом.
Читать или...
Стоит ли рекомендовать этот роман-повесть? Думаю, если человек в числе всего прочего интересуется и историей развития литературных жанров — однозначно да.
Если он просто любит почитать почти страшные книжки — тоже да, но не для того, чтобы начать пугаться от ужасов, описанных на страницах, нет, но для того, чтобы позабавиться. Ведь, эта повесть действительно очень забавна в своей мрачности и напыщенной претенциозности, ну прямо как рыцари в свое время. Читайте, бойтесь, смейтесь.