Протест всегда, протест везде — Александр Бренер, Барбара Шурц, "54 технологии культурного сопротивления"

Решил-таки закрыть давний, сентябрьский ещё гештальт с дтф и книжной рубрикой (доступна по тегу #чтения_варга если интересно). А поскольку закрытие проходит после недавних волнений и непосредственно на их поводу, заметка будет короткой и про бунД — как и книжка, о которой пойдёт речь.

Александр Бренер культурно сопротивляется, Барбара Шурц на снимке отсутствует.
Александр Бренер культурно сопротивляется, Барбара Шурц на снимке отсутствует.

Посвящается утру понедельника

«Что делать? 54 технологии культурного сопротивления отношениям власти в эпоху позднего капитализма» (далее просто «54 технологии») больше похожа на брошюру, и названием, и толщиной, и содержанием, разве что брошюру обычно пишут доступным и человеческим языком, а «54 технологии» написана в рот выебанным сочетанием канцелярита, академического слога и низкой лексики. Постмодернизм, абсурдизм, акционализм или просто форменное мозгоёбство, «майндфак», если хотите более благозвучный термин, — как и маргинальному герою небезызвестного вирусного видеоролика Александру Бренеру и Барбаре Шурц похую на читабельность в целом и на каждого читателя — в частности, он и им сопротивляется, поэтому сквозь текст приходится натурально продираться как через заросшую амазонскую сельву. Однако, это если играть по правилам, а играть по правилам здесь ни к чему, играть по правилам значит стоять на стороне власти, а стоять на стороне власти значит проиграть дважды — в первый раз, когда власть поимеет (а она не может не поиметь своих сторонников, ибо такова природа власти), второй же — когда она рухнет (а рухнет она непременно, ибо и такова природа власти).

Не существует непосредственно данных субъектов, один из которых был бы пролетариатом, а другой — буржуазией. Кто борется против кого? Мы все боремся против всех. И в нас всегда еще есть что-то, что борется против чего-то в нас же самих.

Читать «54 технологии» стоит так же как и слушать грайндкор: заголовок технологии, а дальше выборочно, снова заголовок — снова выборочно. Тогда из ползания на брюхе по гвоздям, битому стеклу и дохлым вонючим дикобразам она превратится в руководство, где сопротивление давлению извне раскладывается на три уровня: физический, метафизический и метафорический (авторы предлагают свою классификацию, но этому давлению и навязыванию нужно сопротивляться, пусть оно и выглядит логичным — бунт чужих ограничений не приемлет). То есть, акции прямого действия, направленные на конфронтацию с властью, как баррикады, стачки, погромы; внутреннее личностное сопротивление вроде не надевания трусов, испускания телесных газов в общественных местах и житья на крышах; неосопротивленческие тактики антикультурного террора, называть которые бессмысленно, поскольку они широко распространились со времен написания «54 технологий», растеряв с расширением пасти последние в ней редкие зубы и всякую кусучесть, низведя достойное занятие сопротивления до банального вниманияблядства, однако соавторами здесь предлагается путь которым можно вернуть протест в протест, простой и эффективный — ебашить яйцами и тортами, красками и пюрешкой не полотна дохлых классиков и живых пока ещё функционеров, а коллег по цеху и их работы. Сопротивляться — так всему! В том числе сопротивлением мелкому, мещанскому бунту, протестной обывательщине!

Итак, мы швыряли яйца. В Любляне это было следующим образом. Одного из авторов этой книги пригласили участвовать в большом арт-проекте «Body and the East», посвященном перформансу, боди-арту и акционизму в Восточной Европе. В ответ мы послали видео с документацией нашей политической акции в Берлине («East Side Gallery»). Но куратор люблянского проекта не захотел показывать это видео и настаивал на жопшном боди-арте. Но для нас боди-арт — это вонючее дерьмо собачье, в то время как политическое искусство — важно и актуально. И вот мы написали листовку, в которой заявляли, что не согласны с мнением куратора и поэтому намерены кидать яйца в публику. И действительно, мы приехали в Любляну и на открытии этой выставки разбросали листовки и начали метать яйца в собравшихся любителей искусства. Это происходило во время торжественной речи министра культуры Словении, и одно яйцо досталось ему. Было охуительно! Просто охуительно!

Все эти категории, все включенные в них технологии, были опробованы лично соавторами и теоретическая часть подкреплена практическим отчётом, а стаж соавторов в перфомансах, акциях и воплях идёт ещё с начала 90-ых, оттого течёт в строчках «54 технологий» крепкий и едкий бульон бунтарства, здоровый дух выламывания из всяких рамок, в том числе и рамок собственных, панковский задор, увлекающий вперёд и вверх, а может, наоборот, вширь и вглубь, наугад, наискосок, гордо высунув язык и скрутив кукиш, как универсальный ответ на любой вопрос.

Акция «Правая перчатка», 1995 год.
1212
25 комментариев

То есть эти матерые постмодернисты не придумали ничего лучше чем кидаться яйцами в публику?
Если весь их опыт "выступлений с начала 90ых" можно свести до яйца, то по моему мнению эти убогие не заслужили места в истории и просто производят дегенеративный кринж.

4
Ответить

Чем можно заслужить место в истории (желательно - пошаговую инструкцию)? А главное, зачем?

1
Ответить

Судя по описанию концентрат постмодернизма, бесполезный, абсурдный и неэффективный.

2
Ответить

Местами остроумно. Но постмодерн же в принципе не про эффективность, зато про всё остальное (чё б я в нём ещё понимал).

Ответить

умение умно морщить лоб на базе нихуа.

1
Ответить

...незаменимо для студентов и писателей; годится и госслужащим. Однако, "читая между строк, не забывайте и о строках".

1
Ответить

По описанию очень похоже на философию Ги Дебора, только без серьёзной критической основы, типа более интуитивные действия. Хотя Ги Дебор скорее всего и это назвал бы проявлением неокапиталистического спектакля. А так конечно одобряемо.

https://m.youtube.com/watch?v=c9G-nRvCaUY

1
Ответить