"Наоборот" был экспериментом Гюисманса по определению границ метода натуралистической школы Золя. Гюисманс был заочным учеником Золя и первые романы писал просто про жизу, а в начале 80-х решил написать с тем же последовательным аналитическим подходом роман о человеке, чья жизнь диаметрально противоположна жизни обычных для натурализма городских низов. О богатом бездельнике. При применении последовательного аналитического подхода сразу же выясняется, что обычную историю с конфликтом и сюжетом о таком человеке написать невозможно, поскольку, ну, он бездельник и богатый, ему не нужно не то что бороться, но и вообще что-то делать. Но метода натуралистической школы такое отсутствие событий не отменяет, отменяется только привычное читателю содержание истории о том, как живут люди. В "Наоборот" Гюисманс дотошно и бескомпромиссно, раскладывая по полочкам, описывает, из чего состоит жизнь богатых бездельников-интровертов, которые стремятся от жизни сбежать. Она состоит из восприятия произведений искусства, подготовки к восприятию произведений искусства (включая выбор обоев в библиотеке и инкрустацию черепах) и физических/психических недомоганий, потому что, как бы ты ни был изнежен и утончен, телу требуются физнагрузки. Поэтому текст состоит из разделов "дез Эссент думает о книгах", "дез Эссент думает о живописи", "дез Эссент думает о цветочках" и так далее - ведь если честно, без литературных украшательств (Золя очень против литературных украшательств) рассказывать о жизни декадента, то ничего другого в ней и не будет, поскольку он ни с кем не общается и никаких поступков не совершает. И получается такая жесткая сатира на декадентскую моду запираться в искусстве подальше от реальной жизни - в конце концов дез Эссент заболевает, и ему приходится покинуть с такими (бессмысленными) трудами обставленную раковину человека-жемчужницы. Крутейшая вещь, которая, оставаясь в русле строгого реализма, стала одним из первых литературных экспериментов с анти-нарративом, когда текст вроде есть, но он ни о чем не сообщает. Автор просто рассказал, как живется богатым бездельникам, а получилась авангардная художка, подсказывающая будущим модернистам, в каком направлении можно двигать эксперименты.. Надо добавить, что такая бессюжетная, перечислительная эссе-образная книга у Гюисманса одна, дальше он увлекся мистикой и стал писать о христианском мистицизме, в том числе о сатанизме "(роман "На дне").
"Наоборот" был экспериментом Гюисманса по определению границ метода натуралистической школы Золя. Гюисманс был заочным учеником Золя и первые романы писал просто про жизу, а в начале 80-х решил написать с тем же последовательным аналитическим подходом роман о человеке, чья жизнь диаметрально противоположна жизни обычных для натурализма городских низов. О богатом бездельнике.
При применении последовательного аналитического подхода сразу же выясняется, что обычную историю с конфликтом и сюжетом о таком человеке написать невозможно, поскольку, ну, он бездельник и богатый, ему не нужно не то что бороться, но и вообще что-то делать. Но метода натуралистической школы такое отсутствие событий не отменяет, отменяется только привычное читателю содержание истории о том, как живут люди.
В "Наоборот" Гюисманс дотошно и бескомпромиссно, раскладывая по полочкам, описывает, из чего состоит жизнь богатых бездельников-интровертов, которые стремятся от жизни сбежать. Она состоит из восприятия произведений искусства, подготовки к восприятию произведений искусства (включая выбор обоев в библиотеке и инкрустацию черепах) и физических/психических недомоганий, потому что, как бы ты ни был изнежен и утончен, телу требуются физнагрузки.
Поэтому текст состоит из разделов "дез Эссент думает о книгах", "дез Эссент думает о живописи", "дез Эссент думает о цветочках" и так далее - ведь если честно, без литературных украшательств (Золя очень против литературных украшательств) рассказывать о жизни декадента, то ничего другого в ней и не будет, поскольку он ни с кем не общается и никаких поступков не совершает.
И получается такая жесткая сатира на декадентскую моду запираться в искусстве подальше от реальной жизни - в конце концов дез Эссент заболевает, и ему приходится покинуть с такими (бессмысленными) трудами обставленную раковину человека-жемчужницы.
Крутейшая вещь, которая, оставаясь в русле строгого реализма, стала одним из первых литературных экспериментов с анти-нарративом, когда текст вроде есть, но он ни о чем не сообщает. Автор просто рассказал, как живется богатым бездельникам, а получилась авангардная художка, подсказывающая будущим модернистам, в каком направлении можно двигать эксперименты..
Надо добавить, что такая бессюжетная, перечислительная эссе-образная книга у Гюисманса одна, дальше он увлекся мистикой и стал писать о христианском мистицизме, в том числе о сатанизме "(роман "На дне").
Только на названии романа про сатанистов у меня в голове автозамена сработала. Он конечно же называется "Без дна".