Огромные пассажи об искусстве, которых было слишком много. Любовь к эстетике – одно из проявлений декаданса, но Гюисманс мог вполне ограничиться несколькими эссе, написав их в газеты и журналы того времени. Его энциклопедические знания меня не впечатлили, а только создали впечатление того, что автор хотел в этот небольшой роман набросать всего да побольше. Я люблю искусство, люблю о нём читать, но в "Наоборот" эти размышления ГГ о прекрасном часто выглядели нелепо и нескладно.
Комментарий недоступен
Она думает, что мы все дураки. Ещё и с претензией на смысл. Смешно.
Шиз это точно
Упомянутые книги читал. Надо быть дураком, чтобы считать их душными.
Комментарий недоступен
"Наоборот" был экспериментом Гюисманса по определению границ метода натуралистической школы Золя. Гюисманс был заочным учеником Золя и первые романы писал просто про жизу, а в начале 80-х решил написать с тем же последовательным аналитическим подходом роман о человеке, чья жизнь диаметрально противоположна жизни обычных для натурализма городских низов. О богатом бездельнике.
При применении последовательного аналитического подхода сразу же выясняется, что обычную историю с конфликтом и сюжетом о таком человеке написать невозможно, поскольку, ну, он бездельник и богатый, ему не нужно не то что бороться, но и вообще что-то делать. Но метода натуралистической школы такое отсутствие событий не отменяет, отменяется только привычное читателю содержание истории о том, как живут люди.
В "Наоборот" Гюисманс дотошно и бескомпромиссно, раскладывая по полочкам, описывает, из чего состоит жизнь богатых бездельников-интровертов, которые стремятся от жизни сбежать. Она состоит из восприятия произведений искусства, подготовки к восприятию произведений искусства (включая выбор обоев в библиотеке и инкрустацию черепах) и физических/психических недомоганий, потому что, как бы ты ни был изнежен и утончен, телу требуются физнагрузки.
Поэтому текст состоит из разделов "дез Эссент думает о книгах", "дез Эссент думает о живописи", "дез Эссент думает о цветочках" и так далее - ведь если честно, без литературных украшательств (Золя очень против литературных украшательств) рассказывать о жизни декадента, то ничего другого в ней и не будет, поскольку он ни с кем не общается и никаких поступков не совершает.
И получается такая жесткая сатира на декадентскую моду запираться в искусстве подальше от реальной жизни - в конце концов дез Эссент заболевает, и ему приходится покинуть с такими (бессмысленными) трудами обставленную раковину человека-жемчужницы.
Крутейшая вещь, которая, оставаясь в русле строгого реализма, стала одним из первых литературных экспериментов с анти-нарративом, когда текст вроде есть, но он ни о чем не сообщает. Автор просто рассказал, как живется богатым бездельникам, а получилась авангардная художка, подсказывающая будущим модернистам, в каком направлении можно двигать эксперименты..
Надо добавить, что такая бессюжетная, перечислительная эссе-образная книга у Гюисманса одна, дальше он увлекся мистикой и стал писать о христианском мистицизме, в том числе о сатанизме "(роман "На дне").
Только на названии романа про сатанистов у меня в голове автозамена сработала. Он конечно же называется "Без дна".