Жизнь после «долго и счастливо»: как Билл Уиллингхэм придумал знаменитые «Сказки»

Рассказ о творческом пути автора, особенностях комикса и безуспешных попытках экранизации.

Жизнь после «долго и счастливо»: как Билл Уиллингхэм придумал знаменитые «Сказки»

Комикс «Сказки» уже многие годы находится в числе лучших произведений издательства Vertigo наряду c The Sandman, Transmetropolitan и Hellblazer. Серия Билла Уиллингхэма по-взрослому рассказывает о жизни знаменитых героев сказок, изгнанных из Родных земель в наш мир загадочным Врагом.

По мотивам комикса также была создана игра The Wolf Among Us — один из самых любимых игроками проектов компании Telltale. В декабре 2019 года состоялся анонс второго сезона знаменитого детектива, а выйти он должен когда-то в 2021-м. И пока мы ждём, стоит вспомнить о том, как Билл Уиллингхэм создал своё знаменитое произведение, и почему с этой историей стоит ознакомиться даже равнодушным к комиксам людям.

Тайная сторона Америки

Действие «Сказок» происходит в Нью-Йорке. Давным-давно сюда прибыли многочисленные сказочные герои в попытке спастись от таинственного Врага и его армий, захвативших Родные земли персонажей. Беглецы поселились в одном из кварталов города и с помощью магии долгие годы скрывали себя от обычных людей: своё небольшое «королевство» они назвали Фэйблтаун.

Жизнь после «долго и счастливо»: как Билл Уиллингхэм придумал знаменитые «Сказки»

Правил сообществом всё это время король Коль, а его главным доверенным лицом выступала Белоснежка – именно она всегда решала главные проблемы Фэйблтауна. Её главным помощником в этом деле выступал шериф Бигби Волк, который раньше наводил страху на трёх поросят и Красную шапочку.

Именно на их плечах лежала задача поддерживать благополучие города и следить за жителями, некоторые из которых частенько ставят под угрозу тайное существование Фэйблтауна. Так, знаменитый пройдоха Джек-покоритель великанов постоянно ищет приключений: однажды ему удалось попасть в Голливуд и спродюсировать успешную трилогию фильмов о своих собратьях сказочных героях, едва не раскрыв секрет их существования.

Жизнь после «долго и счастливо»: как Билл Уиллингхэм придумал знаменитые «Сказки»

Но не все сбежавшие из Родных земель герои живут в Нью-Йорке. Каждый, кто не может приобрести дорогостоящие чары для принятия человеческого вида, ссылается на специально обустроенную загородную ферму. Среди её обитателей числятся многочисленные животные, великаны и феи. Иногда в это место отправляют жителей Фэйблтауна, которые совершили проступки и обязаны выполнить общественные работы.

Жизнь после «долго и счастливо»: как Билл Уиллингхэм придумал знаменитые «Сказки»

Несмотря на то, что за сотни лет герои привыкли тайно жить среди людей, многие из них скучают по Родным землям и надеются однажды взять реванш у Врага. Однако их противник думает точно также: он планирует рано или поздно захватить весь человеческий мир, жестоко наказав всех сбежавших сказочных персонажей. Поэтому иногда в Нью-Йорк проникают вражеские шпионы, желающие лучше узнать устройство Фэйблтауна.

Жизнь после «долго и счастливо»: как Билл Уиллингхэм придумал знаменитые «Сказки»

Понимая, что новой войны не избежать, жителям городка нужно придумать, как дать отпор давнему противнику и одновременно решить свои насущные проблемы. А их хватает: то сестра Белоснежки подстроит своё похищение, то жители фермы взбунтуются, или любопытные репортёры из мира людей поймут, что жизнь в Нью-Йорке совсем не так спокойна, как кажется. Именно с этих событий начинается история, которая считается главным успехом сценариста и художника Билла Уиллингхэма.

Первые шаги в индустрии

Билл Уиллингхэм родился в 1956-м в семье военного Томаса Уиллингхэма. В первые годы своей жизни будущий писатель часто переезжал с родителями с одного места на другое: всего за несколько лет семья успела пожить в штатах Вирджиния, Калифорния и Аляска, а также провести три года в Германии. В США они вернулись только после окончания военной карьеры Уиллингхэма-старшего: семейство обосновалось в Нью-Йорке.

Билл Уиллингхэм
Билл Уиллингхэм

После учёбы в колледже Уиллингхэм попробовал пойти по стопам отца и три года отслужил в отряде военной полиции: он верил, что его семья должна так или иначе отдать долг своей стране. Во время службы он понял, что армия — это не для него. Будущему сценаристу казалось, что он, скорее, участвует в игре про полицейских и грабителей, а не занимается серьёзным делом.

Большую часть времени на службе он думал, как интереснее рассказать другим людям о пережитом опыте. Постепенно он пришёл к пониманию, что хочет придумывать истории и рассказывать их в формате комиксов: Уиллингхэм, как и многие другие американские дети, обожал читать о приключениях супергероев.

Больше всего Уиллингхэму нравились истории о Торе
Больше всего Уиллингхэму нравились истории о Торе

Ближе к концу службы в конце 70-х, в одном из журналов по ролевой игре Dungeons & Dragons, которые присылали военным, Уиллингхэм увидел объявление о том, что компания TSR, занимающаяся выпуском D&D, ищет художников. Он отправил резюме и его приняли. Первое время новичок рисовал иллюстрации для различных модулей D&D и помогал с оформлением ролевых игр других издательств, например Villains & Vigilantes для Fantasy Games Unlimited.

Оформление для модуля Against the Giants от Билла Уиллингхэма
Оформление для модуля Against the Giants от Билла Уиллингхэма

На следующем этапе карьеры в TSR Уиллингхэм участвовал в создании рекламных материалов для D&D, которые публиковались в комиксах Marvel. Эта реклама оформлялась в виде одностраничных историй Dungeons & Dragons Adventures, связанных простеньким сквозным сюжетом: в этих историях фигурировали, разумеется, партия героев, фэнтези-существа и сокровища.

Здесь Уиллингхэм также начинал как художник, но позднее ему разрешили писать собственные сюжеты для D&D Adventures. Это позволило молодому человеку, по сути, впервые потренироваться в создании историй для широкой аудитории, пусть о полной творческой свободе речи ни шло. В 80-х различные религиозные группы обвиняли ролевые игры в распространении сатанизма среди детей и подталкивании тех к самоубийствам. Поэтому TSR старалась избегать каких-либо намёков на насилие в промо-материалах D&D.

Уиллингхэма привлекала перспектива постоянной работы в сфере комиксов. У него не было специального образования, но постоянная практика в рисовании помогала отточить навыки. Он отправлял резюме издателям ещё во время работы в TSR — в том числе и в самые крупные компании. Автор рассказывал о своей попытке попасть в Marvel, так как комиксы издательства нравились Уиллингхэму больше всего.

Молодой человек тогда не знал, к какому сотруднику компании стоит обращаться в поисках работы. Он подумал, что если кандидат претендует на место художника, то будет разумно выйти на связь с руководителем соответствующего отделения. Для резюме Уиллингхэм нарисовал шесть страниц комикса о Мстителях.

Жизнь после «долго и счастливо»: как Билл Уиллингхэм придумал знаменитые «Сказки»

По негласному правилу индустрии, работодатели рассматривали именно такие по объёму работы, чтобы оценить умения кандидата и его стремление занять вакантную позицию. Если страниц было меньше, то соискателя не рассматривали всерьёз, а если больше, то редактор просто игнорировал работу из-за недостатка времени на её анализ.

Уиллингхэм, к своему удивлению, получил ответ на резюме — на связь вышел Джон Ромита-старший, арт-директор Marvel. Тот уточнил, что резюме нужно посылать редактору и перечислил плюсы и минусы увиденной работы. Пусть тогда будущий сценарист и не получил должность в Marvel, но теперь он хотя бы представлял, как действовать дальше.

Джон Ромита-старший
Джон Ромита-старший

Уиллингхэм продолжил рассылать резюме буквально во все комикс-издательства, в том числе и в независимые. Разумеется, он не рисовал по шесть страниц материалов для каждого резюме: художник решил изобразить несколько нейтральных героев, чтобы показать свои умения — его выбор пал на так называемых элементалей, существ, которые встречались во вселенной D&D.

Молодым автором заинтересовалось небольшое издательство Noble Comics, издававшее супергеройскую серию The Justice Machine. Он получил предложение поработать на них и согласился. Художник считал, что ему поручат какую-то из актуальных серий издательства. Однако Майк Густович, глава Noble Comics, сказал, что тот может начать работать над комиксом про элементалей, представленным в резюме. Для самого Уиллингхэма это стало неожиданностью, так как он рисовал элементалей только для того, чтобы показать свои умения: он не планировал придумывать про них целую историю.

Обложка одного из выпусков комикса The Justice Machine
Обложка одного из выпусков комикса The Justice Machine

Будущая серия получила название Elementals, а дебют героев должен был состояться в кроссовере с командой Justice Machine в расширенном спецвыпуске Justice Machine Annual №1 — Уиллингхэм подготовил порядка 20 страниц, рассказывающих о происхождении героев. Однако с публикацией этого комикса возникли проблемы.

Финансированием Noble Comics занимался Густович вместе со своей женой, поэтому их возможности были ограничены — несмотря на то, что сам Густович работал контуровщиком для Marvel и других издательств. Иногда он привлекал к работе и Уиллингхэма — тот помогал с оформлением, например, комикса The New Mutants №1.

The New Mutants №1
The New Mutants №1

Все доходы издательство получало от продажи комиксов, и во время затяжной работы над большим спецвыпуском с финансами возникли проблемы. В конце концов, когда The Justice Machine Annual №1 оставалось только напечатать и распространить, Густович, не желая больше терять деньги, решил закрыть Noble Comics. Всё это произошло в 1983 году.

Однако вскоре права на серии The Justice Machine и Elementals получило новое издательство Texas Comics. У руководства были большие планы по выпуску двух онгоингов после печати The Justice Machine Annual №1. Однако этим планам не суждено было сбыться: у Texas Comics также возникли проблемы с финансированием, и сразу после публикации спецвыпуска издательство закрылось. Впрочем, The Justice Machine Annual №1, разорив две компании, всё-таки выполнил свою задачу — о команде элементалей и об авторе Билле Уиллингхэме узнали в индустрии.

Обложка кроссовера
Обложка кроссовера

Со сценаристом связалось несколько издателей, заинтересованных в публикации серии. Среди них оказалась компания Comico, образованная в 1982 году. Художник согласился писать для неё свою первую многообещающую серию комиксов, удостоверившись, что Comico не разорится после публикации одного выпуска.

Серия Elementals рассказывала о приключениях нескольких людей, которые погибли, но были воскрешены четырьмя силами природы, чтобы бороться со злодеем — лордом Сакером. Избранники получили суперсилы, связанные с природными явлениями, вечную молодость и способность заживлять раны. Назвались они Элементалями. Комикс выделялся более серьёзным и мрачным подходом к повествованию — Уиллингхэм стал одним из первых авторов, кто по-новому взглянул на супергеройский жанр.

Elementals №1
Elementals №1

Серия Elementals действительно оказалась успешной. Первый выпуск, датированный 1984 годом, разошёлся тиражом в 50 тысяч копий. Комикс закончился только в 1996-м, и всё это время издателем выступала Comico. Успех Elementals позволил Уиллингхэму, наконец, по-настоящему попасть в индустрию.

В следующие 15 лет он занимался самыми разными сериями, среди которых Ironwood, Pantheon и Coventry. В 1999 году он начал сотрудничество в DC Comics, занявшись работой для их импринта Vertigo: он приложил руку к комиксам Proposition Player и The Sandman. Прорыв в карьере Уиллингхэма случился в 2002 году: именно тогда начался знаменитый комикс «Сказки» (Fables)

Работа над «Сказками»

Во время работы над Elementals Уиллингхэм занимался сценарием и рисунками самостоятельно. Но когда в 90-х у автора прибавилось занятости, он начал замечать, что уже не успевает рисовать по одной странице комикса в день, как того требовала индустрия. Поэтому было решено, что в «Сказках» он займёт только должность сценариста.

Большую часть серии рисовал Марк Бакингем, прежде работавший над The Sandman и Hellblazer. Однако и он иллюстрировал не каждый выпуск «Сказок»: большинством коротких историй-интерлюдий занимались другие художники. По словам Уиллингхэма, Бакингем был бы рад работать над каждым выпуском, но это оказалось невозможно из-за его занятости другими проектами.

Марк может закончить восемь, девять, иногда десять, выпусков в год — в зависимости от других проектов. Ему не хватает чуть-чуть скорости для постоянной работы над ежемесячной серией. Поэтому, на два выпуска в год нам требуется кто-то ещё. Мы придумываем истории для разных художников. В этой ситуации есть свой плюс: эти небольшие сюжеты-интерлюдии дают мне шанс поработать с новыми людьми.

Билл Уиллингхэм, сценарист

Когда Уиллингхэм начал прорабатывать идею комикса, то первым придуманным элементом будущей истории стал сеттинг. Сценаристу всегда нравились истории о тайных сообществах, существующих в обычной жизни. Он задал себе вопрос, кто бы мог состоять в этом секретном обществе. Автор рассматривал вампиров и мифических существ, но все они переосмысливались и использовались в литературе уже не один раз.

После этого Уиллингхэм вспомнил о сказочных персонажах, истории о которых он читал в детстве. Они не так часто мелькали за пределами народных произведений и не успели надоесть читателям. К тому же, для их использования не надо было договариваться с правообладателями: все эти герои считались общественным достоянием.

Впоследствии, когда автор принимал решение о введении в сюжет того или иного персонажа, он всегда руководствовался двумя правилами: считается ли тот объектом общественного достояния и можно ли рассказать интересную историю с его участием.

Жизнь после «долго и счастливо»: как Билл Уиллингхэм придумал знаменитые «Сказки»

В своей работе Уиллингхэм всегда помнит о юридическом аспекте деятельности сценариста. Это касается даже общения с поклонниками. Он любит читать и отвечать на присылаемые письма, но автор всегда закрывает сообщение, если замечает, что фанат начинает описывать придуманную им самим сюжетную линию с персонажами комикса. По словам сценариста, делает он это, чтобы обезопасить себя от возможных судебных разбирательств с авторами подобных писем.

Я безмерно благодарен всем фанатам, которые писали мне. Но однажды мне пришлось объявить, что я не буду читать сообщение, если замечу, что его автор описывает историю с персонажем, которого я так или иначе планировал использовать. Причина — желание защитить себя от возможных исков. Может показаться, что подобное вряд ли может случиться, но вы удивитесь, насколько часто это происходит. Особенно в отношении крупных издателей, которым зачастую проще откупиться от обвинителя, чем участвовать в судебном разбирательстве. Некоторые люди даже зарабатывают на жизнь подобным образом.

Билл Уиллингхэм, сценарист

Уиллингхэм быстро определился и с основным местом действия. По его словам, никакой город не подошёл бы для комикса лучше, чем Нью-Йорк. Помимо того, что там находились офисы Vertigo, а художники в любой момент могли добраться до нужного места и сделать фотографии для работы, Нью-Йорк — один из самых популярных американских городов для иммигрантов. Нет ничего необычного в том, что там обосновались и сказочные существа после изгнания с родных земель.

Жизнь после «долго и счастливо»: как Билл Уиллингхэм придумал знаменитые «Сказки»

Когда работа над «Сказками» только начиналась, в Vertigo возник вопрос о возрастных ограничениях комикса. Уиллингхэм хотел, чтобы с историей могли познакомиться все читатели, независимо от их возраста. Однако у руководителей издательства было другое мнение: они считали, что новая серия также должна иметь высокий рейтинг, иначе дети, решившие почитать другие комиксы Vertigo, были бы шокированы взрослым контентом.

Думаю, что я был первым сценаристом, которого заставляли добавить больше взрослого материала в комикс. Обычно происходит наоборот. Давление было не сильным, но часто возникали вопросы в духе «А каковы шансы, что герои скоро разденутся?».

Билл Уиллингхэм, сценарист

Руководители Vertigo также настаивали, чтобы «Сказки» начинались с расследования убийства одной из героинь. Так они хотели дать читателям понять, что издательство не отошло от своей политики, публикуя комикс с безобидным названием Fables.

Карен Бергер, глава Vertigo, хотела в первую очередь опубликовать смелый сюжет. Из трёх-четырёх готовых историй арка с убийством тогда казалась самой подходящей. Кроме этого, не было никаких требований: они просто сказали мне идти писать комикс. «Сказки» получили самое быстрое одобрение, которое мне когда-либо давали DC или Vertigo: издатель принял решение всего за неделю.

Билл Уиллингхэм, сценарист

Все творческие решения полностью оправдали себя, и «Сказки» очень быстро получили признание критиков и читателей. Комикс получил свою первую премию «Айснера» за «лучшую новую серию» уже в 2003-м — всего через год после старта. За этим последовало ещё два десятка побед в технических и творческих номинациях на той же премии.

Многим фанатам комиксов «Сказки» предоставили уникальную возможность заинтересовать своим увлечением родственников. Уиллингхэм не раз получал во время интервью вопросы, как ему удалось создать сюжеты, которые привлекают обычно равнодушную к комиксам публику.

Жизнь после «долго и счастливо»: как Билл Уиллингхэм придумал знаменитые «Сказки»

По его мнению, секрет кроется в персонажах, с которыми сценарист работает: они известны каждому, поэтому их приключениями проще проникнуться. «Сказки» не «обнуляют» сказочные истории, а во многих ситуациях ссылаются на них. Радость от чтения и понимания основных сюжетов, наполненных отсылками, могут испытать все — вне зависимости от комикс-стажа.

Мне никогда не надоедает слушать истории из разряда «мои мама и папа после знакомства со «Сказками» наконец поняли прелесть комиксов». Я точно не знаю, в чём заключается универсальный секрет, но, как мне кажется, он связан с тем, что этих персонажей знают практически все в западной культуре. У новых читателей нет боязни: они знают о прошлых приключениях этих героев. Я рад, что читатели «Сказок» очень благожелательно относятся к ним. Если бы я знал, почему комикс вызывают такую преданность, я бы раскрыл этот секрет каждому писателю.

Билл Уиллингхэм, сценарист

«Сказки» получили несколько спин-оффов и закончились на 150-м выпуске в 2015 году. Изначально Уиллингхэм хотел, чтобы комикс продолжался намного дольше: он планировал написать больше 300 выпусков. Но по мере приближения к финальной арке стало понятно, что идти дальше нет особого смысла — история подошла к логическому завершению.

Изначально я хотел, чтобы у «Сказок» вышло больше выпусков, чем у комикса Дэйва Сима Cerebus. В нём насчитывалось 300 номеров — это самая длинная серия, созданная одним творческим коллективом. Поэтому мне бы хватило 301 выпуска, чтобы просто опередить их. С этой точки зрения мы выполнили задачу только наполовину. Но по мере приближения к завершающей сюжетной линии мы начали понимать, что она действительно последняя. Окончание именно в этот момент казалось уместным.

Билл Уиллингхэм, сценарист

Сказочные переосмысления

Пожалуй главное, чем цепляет комикс Билла Уиллингхэма — персонажи. Одной из своих главных задач при написании «Сказок» он считал необычное переосмысление героев. Автор хотел, чтобы они ощущались по-новому, но сохраняли свои главные черты, благодаря которым их любят люди. Поэтому Уиллингхэм выделил у каждого героя какую-то особенность и довёл её до абсолюта.

В сказках Прекрасный принц выделялся своей внешностью? В новом мире он стал изменщиком и ловеласом, который соблазняет женщин ради своей выгоды: причём они не могут ему сопротивляться, потому что герой пускает в ход чары. Спящая красавица заснула после того, как уколола палец веретеном? Эту особенность вполне можно использовать в военных операциях, чтобы она усыпляла не только себя, но и всех окружающих. Красавица и Чудовище жили «долго и счастливо»? Пусть будет так, но они далеко не всегда были довольны тысячелетним браком.

Жизнь после «долго и счастливо»: как Билл Уиллингхэм придумал знаменитые «Сказки»

Многих персонажей Уиллингхэм представил с абсолютно другой стороны. Так, Гензель после встречи с ведьмой переосмыслил свои ценности и стал инквизитором в человеческом мире: попутно он стал первым жителем Фэйблтауна, которого выгнали из города. Но самая заметная метаморфоза приключилась, конечно же, с ужасным серым волком, который терроризировал Красную шапочку: он раскаялся в преступлениях и стал шерифом.

Бигби был одним из моих любимых сказочных персонажей. Если бы я сделал его злодеем, то у меня была бы всего одна-две возможности использовать его в сюжете, иначе он бы превратился в слабую угрозу для героев и его пришлось бы убить. А мне хотелось побольше поиграть с ним.

Билл Уиллингхэм, сценарист

Уиллингхэм не забыл и про второстепенных персонажей. За 150 номеров даже Мухолов, Пастушок и Пиннокио побывали главными героями некоторых арок и раскрылись по-новому, а вроде бы важные Бигби и Белоснежка зачастую уходили на второй план.

К тому же, в «Сказках» часто меняется жанр. Комикс начинается с детективного расследования, связанного с загадочным исчезновением сестры Белоснежки, а к 70 номеру превращается в масштабное произведение с батальными сценами и многочисленными жертвами. Такой подход может расстроить людей, решивших ознакомиться со «Сказками» после мрачного детектива The Wolf Among Us: в комиксе Бигби намного чаще проявляет себя как военный, а не сыщик.

Жизнь после «долго и счастливо»: как Билл Уиллингхэм придумал знаменитые «Сказки»

Впрочем, к масштабным событиям Уиллингхэм также подходит логично: он подробно раскрывает не только сам конфликт, но и его предпосылки с последствиями. Например, перед войной с тем самым Врагом герои несколько номеров ищут союзников и обсуждают стратегию нападения. Однако после завершения масштабной кампании вечный мир не наступает: персонажи разбираются с новой опасностью, которая появилась во многом из-за того, что сказочные королевства лишились императора.

Жизнь после «долго и счастливо»: как Билл Уиллингхэм придумал знаменитые «Сказки»

В устройстве сообщества сказочных героев можно найти сходства с современным миром. Например, заметное социальное расслоение. Герои, которые не могут купить заклинания, дающие человеческий облик, ссылаются в своеобразное гетто — загородную ферму, где жить далеко не так приятно, как в Нью-Йорке.

Разумеется, их такое положение не устраивает, и уже во второй сюжетной арке на ферме начинается революция. Этот сюжет — собственная попытка Уиллингхэма высказаться на вечную тему, что все животные равны, но некоторые, у кого есть деньги — равнее.

Жизнь после «долго и счастливо»: как Билл Уиллингхэм придумал знаменитые «Сказки»

Политическая ситуация в Фэйблтауне тоже не такая радужная, как может показаться. Много лет сообществом героев управлял король Коль, но особых реформ он не проводил, чем порядком утомил остальных жителей.

Однажды Прекрасный принц решает занять его место и Коль, совсем не привыкший к политической конкуренции, проигрывает выборы. Однако победы Принц добился во многом благодаря популистским обещаниям: например, обеспечить всех жителей чарами для превращения в людей. Конечно, сдержать слово оказывается не так просто, и новый мэр сталкивается с возмущением обманутых избирателей.

Жизнь после «долго и счастливо»: как Билл Уиллингхэм придумал знаменитые «Сказки»

Таким образом, в «Сказках» можно увидеть и социальную сатиру, но автор не увлекается аллюзиями на реальный мир. Уиллингхэм помнит, что комикс, в первую очередь, должен развлекать читателя. Благодаря превосходному чёрному юмору автора, история справляется с этой задачей на отлично. Многие герои, прожив в мире людей десятки лет, приобрели довольно мрачный взгляд на жизнь: в частности, это касается жителей фермы. Поэтому они не стесняются высмеивать друг друга и напрямую говорить, что думают.

Пиноккио, например, не может смириться с тем, что никогда не повзрослеет и не займётся сексом
Пиноккио, например, не может смириться с тем, что никогда не повзрослеет и не займётся сексом

В «Сказках», помимо чёрного юмора, есть и другие черты «взрослого комикса», на которых так настаивали в Vertigo: жестокость, нецензурная лексика и обнажёнка. Однако авторы не злоупотребляют подобным контентом: всё это нужно, чтобы ещё лучше показать новую жизнь персонажей и перемены, которые с ними случились. Таким образом, от комикса сложно оторваться даже при чтении не самых удачных арок.

Споры о «Сказках»

Несмотря на все достоинства комикса и нестандартный подход к переосмыслению знаменитых героев, «Сказки» получили свою долю критики от читателей. В основном она касалась политических взглядов Билла Уиллингхема. Дело в том, и в комиксе иногда проскакивает его личное мнение насчёт вопросов, касающихся, например, политической обстановки в мире.

Самый яркий пример — арабо-израильский конфликт, в котором автор открыто поддерживает Израиль. Это показывают его комментарии, что «Сказки» изначально задумывались как метафора на Палестино-израильский конфликт, но в то же время он признаётся, что комикс не стоит рассматривать как политическое заявление.

Комикс никогда не будет политическим заявлением, но в то же время мы не собираемся уклоняться от того факта, что у нас есть персонажи с реальными морально-этическими ценностями, и мы не собираемся извиняться за них.

Билл Уиллингхэм, сценарист

В комиксе явную про-израильскую позицию высказывает Бигби в Fables №50. В разговоре с Врагом волк заявляет, что Фэйблтаун никогда не бросит сражаться со своими противниками: неважно, насколько они сильны. Также герой упоминают, что эту философию жители города переняли у израильтян, которые, по его словам, окружены врагами, но не прекращают борьбу, потому что им хочется жить.

Уиллингхэм не соглашается с читателями, считающими, что он лишь пропагандирует свои взгляды, а не рассказывает историю — автору этот эпизод кажется необходимым, чтобы показать ситуацию, в которой живёт Фэйблтаун.

Замечание об Израиле — ситуация, в которой мне нужно было провести хорошую аналогию с мыслями жителей Фэйблтауна без необходимости писать 30-страничную речь. Мне хотелось, чтобы читатель увидел короткую фразу, смысл которой в том, что «мы будем защищаться изо всех сил, потому что мы — лилипуты, воюющие с ужасающе огромным Гулливером. Это была отличная аналогия.

Билл Уиллингхэм, сценарист

Комментариями об Израиле дело не ограничилось. В Fables №25 в Нью-Йорк вторгается армия деревянных солдат, посланных Врагом. Увидев их, жители Нью-Йорка начинают гадать, кто же они такие: геи или республиканцы, решившие, наконец, захватить власть в городе, как когда-то в 1939 году в Париже. Тут же следует уточнение, что на Париж тогда шли нацисты. В ответ на это участница диалога вопрошает, если ли между республиканцами и нацистами разница.

Жизнь после «долго и счастливо»: как Билл Уиллингхэм придумал знаменитые «Сказки»

Уиллингхэм говорил, что после публикации этого выпуска на него взъелись как либералы, так и республиканцы: каждая из сторон была уверена, что сценарист критикует именно их взгляды. На самом же деле автору просто понравилась придуманная едкая шутка, и именно поэтому он включил её в комикс — чтобы позлить оба политических лагеря, хотя не секрет, что сценарист всегда придерживался именно консервативных взглядов.

Претензии к автору не утихли и после завершения серии. Летом 2015 года разгорелся небольшой скандал после участия Уиллингхэма в панели Writing Women Friendly Comics («Как писать интересные для женщин комиксы») в рамках игрового фестиваля Gen Con.

Участницы дискуссии обвинили сценариста, выступавшего модератором, в сексизме и в том, что он, якобы, не давал говорящим высказаться, постоянно их перебивая. После этого эпизода некоторые книжные магазины решили не продавать недавно закончившуюся серию комиксов из-за взглядов автора.

Жизнь после «долго и счастливо»: как Билл Уиллингхэм придумал знаменитые «Сказки»

Некоторые читатели также вспоминали об эпизоде в «Сказках», когда беременная героиня крайне негативно отреагировала на слова о возможности сделать аборт: она воскликнула, что подобное сделал бы только безответственный человек. По их мнению, этот эпизод также указывает на устаревшие взгляды Уиллингхэма касаемо права женщин распоряжаться своей жизнью.

Однако, если взглянуть на примеры женских персонажей в «Сказках», то автора сложно обвинить в сексизме. В комиксе никогда не было недостатка в интересных и сильных героинях. Белоснежка потратила сотни лет, решая проблемы Фэйблтауна и в итоге стала более полезным чиновником, чем мэр. Золушка превратилась в тайного агента наподобие Джеймса Бонда и выполняла поручения начальства.

Красавица же, несмотря на трудный брак с Чудовищем, продемонстрировала верность своему мужу, отвергнув ухаживания Прекрасного принца, несмотря на все его чары. Ими этот список, конечно же, не ограничивается. У каждой из героинь в истории есть свои запоминающиеся моменты, и принцессы точно не уступают по своей проработке мужским героям.

Обложка первого выпуска спин-оффа под названием Fairest
Обложка первого выпуска спин-оффа под названием Fairest

Конечно, не одна из этих историй не оказала существенного влияния на карьеру Уиллингхэма или позицию «Сказок» в современной комикс-культуре. Читая и просматривая интервью сценариста, вовсе не складывается впечатление, что он во что бы то ни стало пытается убедить читателей в своих взглядах: он привык прямо говорить, что думает и не отказывается от своих слов, даже если они могут вызвать ожесточённую дискуссию. Для него, как для писателя, важнее вызвать эмоции у читателя, и у Уиллингхэма получается это сделать как в своих работах, так и в жизни.

Адаптации

Как и в случае с любым заметным произведением, слухи об экранизации «Сказок» появились всего через пару лет после запуска серии. Созданием ТВ-шоу по мотивам комикса заинтересовалась сеть NBC: началась работа над сценарием, а съёмками должна была заняться Warner Bros. Но дальше этого этапа проект не продвинулся.

В декабре 2008 года представители сети ABC рассказали о покупке прав на съёмки пилотного эпизода для ТВ-адаптации Fables. Сценарий начали писать создатели сериала «Шесть градусов» Равен Метцнер и Стюарт Зихерман, а режиссурой — сериальный постановщик Дэвид Семел («Ганнибал», «Американская история ужасов»).

Обложка Fables: 1001 Nights of Snowfall — приквела всей серии
Обложка Fables: 1001 Nights of Snowfall — приквела всей серии

Но и тут сериалу не повезло: после анонса новостей об адаптации не появлялось. В 2010-м Уиллингхэм рассказал, что, несмотря на заинтересованность DC и Warner Bros., шоу Fables от ABC, скорее всего, никогда не появится. Так и случилось. Однако на телеканале через год начался другой сериал, очень сильно напоминающий творение Уиллингхэма — «Однажды в сказке».

Согласно сюжету шоу, сказочные персонажи, такие как Белоснежка и Прекрасный принц, попали из своего родного мира в наш и живут, не помня о своих сказочных корнях. Интересно, что на канале NBC в 2011 году также начал выходить сериал о сказочных существах — «Гримм».

Кадр из сериала «Однажды в сказке»
Кадр из сериала «Однажды в сказке»

Фанаты начали искать сходства между этими шоу и «Сказками». Создатели и продюсеры «Однажды в сказке» Эдвард Китсис и Адам Хоровиц говорили, что незнакомы с комиксом, но позже рассказали, что прочитали несколько выпусков и признали концептуальную схожесть проектов. Однако они были уверены, что рассказываемые истории абсолютно разные. Китсис и Хоровиц также лестно высказались о Билле Уиллингхэме, отметив, что тот намного талантливее их.

Сценарист и сам высказывался о сходствах его комикса с сериалом, но он, в отличие от фанатов, никогда не придерживался теорий заговоров. Уиллингхэм признался, что идея о сказочных героях, живущих в изгнании в современном мире, отнюдь не кажется ему уникальной. Разумеется, он никогда не думал предъявлять какие-то претензии создателям популярных сериалов.

В нашей фантастической литературе полно истории про «кого-то, тайно живущего среди нас». Таких сюжетов было много до «Сказок» и останется столько же после завершения «Однажды в сказке» и комикса. Если вы обдумываете идею о сказочных героях, живущих в современном мире, то их жизнь в секретном обществе кажется чем-то само собой разумеющимся.

Билл Уиллингхэм, сценарист

В 2015 году стало известно, что Warner Bros. хочет снять полнометражный фильм по «Сказкам». К проекту даже были прикреплены продюсер, сценарист и режиссёр: ими стали, соответственно, Дэвид Хейман (серия о «Гарри Поттере»), Джейн Голдман («Пипец», «Люди Икс: Первый класс») и Николай Арсель («Королевский роман»). Однако информации о проекте не поступало после слов Хеймана о том, что «Сказки» — непростой для адаптации комикс, но работа идёт.

Впрочем, ещё за несколько лет до анонса 2015 года, Уиллингхэм признавался, что несколько раз обсуждал фильм по «Сказкам». Он отмечал, что с ним все были приветливы, а Голливуд на вид оказался вовсе не таким ужасным местом, каким его описывали. Однако он стал догадываться, что не всё так просто после того, как попытка снять фильм ни к чему не привела.

Когда экранизация провалилась, я начал узнавать, как на самом деле работает Голливуд. Для того, чтобы что-то сделать нужно вмешательство бога — требуется не одно, а целый ряд чудес. И на любом этапе полные идиоты могут сказать «нет» и убить проект.

Билл Уиллингхэм, сценарист

«Сказкам» не повезло с киноадаптацией, но история всё-таки была расширена за пределами комиксов. В 2011 году студия Telltale Games анонсировала приобретение прав на игры по мотивам «Ходячих мертвецов» и «Сказок». В те годы ТВ-шоу по комиксу Роберта Киркмана приобрело большую популярность, и студия уделила своё основное внимание именно «Ходячим мертвецам», а не работе Уиллингхэма.

Но если разработка The Walking Dead продвигалась без проблем, и первый сезон вышел уже в 2012 году, то с игрой по «Сказкам» у Telltale возникли проблемы. Разработчики больше полутора лет не могли найти правильный подход к истории, и долгое время игра напоминала комедию.

В какой-то момент игра была практически комедией, но, честно говоря, не смешной. Её нельзя было выпускать в таком виде. Мы дошли до момента, когда не совсем верили в то, что с проектом всё получится. В такие моменты требуются усилия всей команды, чтобы заставить проект «работать». В итоге нам это удалось, и мы очень довольны итоговым результатом.

Джоб Стауффер, экс-глава отдела творческих коммуникаций Telltale

Игра получила название The Wolf Among Us и показала события, случившиеся за несколько лет до событий комикса. Главным героем выступил волк Бигби, который расследовал первое за долгое время убийство жителя Фэйблтауна. Игровая адаптация по тону довольно сильно отличалась от первоисточника: в The Wolf Among не было места масштабному противостоянию между сказочными существами — только мрачному нуар-детективу в стиле 80-х с угрюмым и уставшим героем в главной роли.

Жизнь после «долго и счастливо»: как Билл Уиллингхэм придумал знаменитые «Сказки»

Действие игры происходит примерно за 20 лет до событий комикса. Получив звонок о нарушении спокойствия в одном из кварталов Фэйблтауна, Бигби Волк прибывает в квартиру Дровосека и видит, что тот избивает девушку. Бигби вступает в драку, и при помощи незнакомки ему удаётся победить Дровосека, который явно не в себе.

Волк узнаёт, что новую знакомую зовут Фэйт и то, что она работает проституткой. После этого шериф возвращается домой. Спустя пару часов герой находит голову девушки на крыльце главного жилого комплекса Фэйблтауна. Бигби начинает расследование загадочного убийства, в ходе которого ему придётся столкнуться с множеством подозрительных жителей города.

Жизнь после «долго и счастливо»: как Билл Уиллингхэм придумал знаменитые «Сказки»

Игра получила высокие оценки критиков (средний балл на Metacritic — 83/100), а среди игроков она и вовсе стала чуть-ли не культовой. Билл Уиллингхэм также остался крайне доволен Telltale, и ещё до релиза первого эпизода в октябре 2013-го заявил, что The Wolf Among Us — самая верная первоисточнику адаптация «Сказок», а её историю можно считать каноном. В подтверждение этого факта Vertigo перенесла сюжет игры в специальную серию комиксов, растянувшуюся на 48 выпусков — Fables: The Wolf Among Us.

Fables: The Wolf Among Us №9
Fables: The Wolf Among Us №9

К сожалению, закрепить успех вторым сезоном Telltale пока не удалось. После выхода игры студия была занята множеством других проектов — Tales from the Borderlands, Game of Thrones, Minecraft: Story Mode. Разработчики всегда знали о большом интересе игроков к The Wolf Among Us, но не хотели торопиться, чтобы не разочаровать фанатов.

Второй сезон был анонсирован в 2017 году с приблизительной датой выхода в 2018-м. Разработчики говорили, что не собираются раскрывать дополнительные подробности о концовке первого сезона, так как они не считали её клиффхэнгером.

Жизнь после «долго и счастливо»: как Билл Уиллингхэм придумал знаменитые «Сказки»

Авторы были убеждены, что игроки должны сами для себя решить, что значили финальные события: именно такой подход свойственен нуар-фильмам. Разработчики также раскрыли, что сюжет продолжения должен больше рассказать о взаимоотношениях Бигби и Белоснежки.

В 2018 году Telltale разорилась, и все проекты компании были отменены. Спустя год компания LCG Entertainment выкупила активы студии и занялась возрождением самых популярных серий разработчика: первой из них стала The Wolf Among Us. Новый анонс продолжения состоялся на The Game Awards 2019 — разработчики из AdHoc Studio, частично состоящей из бывших работников Telltale, представили первый тизер игры.

Там же стало известно, что разработка второго сезона началась с нуля, движком для игры послужит Unreal Engine 4, а все главные лица (сценаристы, режиссёры, актёры озвучания) вернутся к работе. Релиз The Wolf Among Us 2 состоится не раньше 2021 года.

«Сказки» представили миру необычный взгляд на всем известных героев и по праву заняли место среди самых популярных тайтлов Vertigo. За 150 выпусков Билл Уиллингхэм успел рассказать множество эпичных и личных историй о жизни сказочных персонажей в мире людей, которые пришлись по душе тысячам читателей по всему миру.

Пусть с экранизацией комикса ничего не получилось, но серия послужила основой для отличной видеоигры, которую вскоре ждёт продолжение. Учитывая текущие события в мире, «Сказки» вполне могут оказаться для кого-то столь необходимым путешествием в другой мир, где герои не унывают и делают всё, чтобы вернуться к своей прошлой жизни.

283283
55 комментариев

 серия послужила основой для отличной видеоигры, которую вскоре ждёт продолжение

Бля, скрестил пальчики. The Wolf Among Us был слишком ахуенным. Благодаря нему и взялся за комиксы Fables, и впоследствии ни разу не пожалел. Отличная рисовка, крутейшие персонажи, необычный сеттинг и клевая история.
Ну и конечно же Бигби + Сноуайт <3

50

Комментарий недоступен

3

Угу, только вот "отличная рисовка" куда-то пропадает после первых двух книг. Художник у них сменился что ли? :(  В итоге я на пятом томе и забросил это дело :(

Обложки там балдежные были...

31

Одно из любимейших творений Vertigo. Правда под конец серия превратилась в не пойми что. 

10

Тому кто только взялся читать, без спойлеров: там все совсем плохо к концу, или все таки более менее?

Я после игры даже пару книг купил

10