Музыкальные релизы недели: новый альбом Oxxxymiron, Том Морелло и Нильс Фрам
Насколько удачным получилось возвращение Оксимирона? Сколько альбомов за одну неделю выпустила Arca? И что подсунули нам Of Mice & Men под видом нового релиза?
Обычно декабрь — не самое яркое время в плане новых релизов: в годовые топы попадать поздновато, и музыканты предпочитают выпускать переиздания или какие-нибудь рождественские синглы. Но в минувшую пятницу вышло несколько по-настоящему интересных альбомов.
Если мы пропустили что-то важное — не серчайте, а лучше скиньте послушать в комментарии.
Oxxxymiron — Красота и Уродство
хип-хоп
Интрига, которую Оксимирон нагнетал на протяжении всего ноября, разрешилась в первый день зимы: долгожданный третий альбом рэпера наконец-то вышел. И он оказался… нормальным.
«Красота и Уродство» — довольно внушительная запись: час с лишним хронометража, 22 трека, среди них — фиты с Дельфином, ATL, Иглой, Аигел, Тосей Чайкиной, Томмии Кэшем. Но гости не перетягивают внимание, главное здесь — сам Мирон и его читка (к слову уже не такая скорострельная, как в былые времена).
Читает Оксимирон, как и всегда, в первую очередь о самом себе. Конечно, у артиста за последние годы накопилось достаточно вопросов к окружающей действительности, которые выражаются как в обоснованных претензиях («Если травля приводит школы к трагедиям, по ТВ обвиняют рэп, аниме, свободные медиа»), так и в абсурдных панчах («Слева рестик — справа арестик»).
Но всё же главные сюжеты «Красоты и Уродства» — возвращение Оксимирона в рэп-игру («Рэп спас мою жизнь, пришло время вернуть должок»), принятие своего возраста (цитату из песни «Праздник» привести не можем, потому что матерная), своего тела (об этом весь целиком трек «Улёт», и это и вправду новое слово в русском рэпе), а также конфликт с рэп-молодняком.
Когда Окси наезжает на героев чартов за то, что те поют через автотюн на ворованные биты, то выглядит отчасти как дед, орущий на облака. Но таково уж творческое кредо артиста — он сделал карьеру на антагонизме трендам, какими бы они ни были.
Откровенным провалом можно назвать только песню «Рецензия», где Мирон предугадывает, какие претензии к нему предъявят критики — это, конечно, весело, но как-то мелочно для артиста такого ранга.
Но, за редким исключением, тексты на альбоме отличные — где-то серьёзные, где-то забавные, довольно литературные и с фирменным мироновским неймдроппингом (ударный момент — «Нету милфы сексапильней, чем Екатерина Шульман»).
Но нет добра без худа, и речь в данном случае — об аккомпанементе. Собственно, эта часть никогда не была сильной стороной творчества Оксимирона — например, инструменталы, которые Porchy написал для предыдущего альбома «Горгород», казались довольно устаревшими уже в момент выхода.
Над битами на новом релизе работал Дэнни Цукерман, мастер минималистичных аранжировок, и здесь он с минимализмом явно переборщил: большинство треков не радуют ни мелодией, ни хуками, ни какой-то запоминающейся текстурой, сравнивать их между собой — что различать оттенки серого или разбираться в видах напольного кафеля.
Впрочем, есть и исключения — например, лёгкий дэнсхолл «Партизанское радио», лютый глитч-хоп «Лифт» и «Празднуй» с кодой, явно вдохновлённой Канье Уэстом. Лучшие же моменты альбома — те, когда Мирон бросает читать и принимается петь. Как, например, в отличной песне «Мы все умрём», которая обязана рвать залы на грядущих концертах артиста, — если этому не помешает абсурдная ситуация с проверкой СК.
В целом же «Красота и Уродство» — крепкий, но далёкий от безупречности и явно перегруженный альбом. Безоговорочные плюсы и столь же явные минусы не перевешивают друг друга, делая эту запись… нормальной.
Arca — kick ii, kick iii, kick iiii, kick iiiii
экспериментальная электроника
Вот уж кому не занимать вдохновения: не один, не два, не три, а сразу четыре альбома выпустила на этой неделе венесуэльская электронщица Arca. Вместе с прошлогодней записью KiCk i новые образуют масштабный цикл.
Другого исполнителя за подобную сверхпроизводительность можно было бы заподозрить в графомании, но у Алехандры Герси получились цельные альбомы, каждый из которых интересен по-своему.
kick ii — самый танцевальный, это такой экспериментальный латинский поп, предлагающий подвигать телом. А в одной из песен гостит певица Сиа.
kick iii — самый лютый, напоминающий ранние записи артистки, когда она была ещё не Алехандра, а Алехандро. Это предельно деконструированная клубная музыка, искажённые и деформированные трэп и EDM, от которых остались одни ошмётки.
kick iiii гораздо нежнее двух предыдущих: минимум битов, мягкие синтезаторныее линии и много фитов. Самая неожиданная гостья — вокалистка Garbage Ширли Мэнсон, за отведённые ей две минуты она успевает навести свои фирменные мрачные ширли-мырли.
kick iiiii — лучший из всей линейки, это уже почти современная академическая музыка с каскадами фортепианного звука и зависшими в воздухе синтезаторными нотами. Очищение, катарсис и просветление гарантированы.
Здесь должен быть какой-то вывод по поводу всего цикла, но пара прослушиваний — слишком мало, чтобы прийти к какому-то однозначному мнению по поводу такой махины. Эта музыка требует гораздо больше внимания — и она определённо его заслуживает.
GAS — Der Lange Marsch
эмбиент-техно
Альбомы, которые Вольфганг Войт записывает под псевдонимом Gas уже два с половиной десятилетия, устроены примерно одинаково. На обложке — название на фоне импрессионистского лесного пейзажа, внутри — один длинный трек, для удобства слушателя разбитый на небольшие отрезки.
Гулко стучит прямая бочка, поверх которой разливаются волны эмбиента, в котором можно расслышать и пение птиц, и шум ветра, и звук охотничьего рожка, и всё, на что хватит фантазии.
Название нового альбома можно перевести как «долгий поход», и к музыке оно очень подходит. Это долгая прогулка по красивому, загадочному, местами даже пугающему лесу.
Tom Morello — The Atlas Underground Flood
без определённого стиля
Совсем недавно, в середине октября, легендарный гитарист Rage Against the Machine Том Морелло выпустил альбом The Atlas Underground Fire. Не прошло и двух месяцев, как появилось продолжение.
Как и его предшественник, The Atlas Underground Flood состоит из коллабораций, правда, с музыкантами несколько менее популярными: если на первом альбоме были совместки с Брюсом Спрингстином, Эдди Веддером и Bring Me The Horizon, то здесь в напарники Морелло помоложе, среди них — восходящая звезда EDM San Holo и британские панк-смутьяны IDLES.
Жанровый разброс широк — от гранжа и нойз-рока до хип-хопа, эмо и прогрессивного транса, но фирменный морелловский политизированный рок-н-ролльный гнев чувствуется почти в каждом из треков.
ДОЧЬ — Нити
инди-поп
Новая группа Яны Смирновой, бывшей вокалистки группы Краснознамённая Дивизия Имени Моей Бабушки, оказалась краше её прежнего проекта: ДОЧЬ играют инди-поп с разреженным звуком, красивыми гитарными перекличками и мерцающими синтезаторами, удачно совмещают живые инструменты с электроникой и просто пишут отличные песни.
Мы уже употребляли такое сравнение в одном из прошлых обзоров относительно альбома группы Portico Quartet, но для творчества группы ДОЧЬ оно подходит ещё лучше: эта музыка будто движется на слушателя атмосферным фронтом.
Ну а главное в ней — потрясающий голос самой Яны, одной из лучших вокалисток современной российской сцены. Например, в песне «Унеси вода» её вокализы напоминают о Бьорк в лучшие годы. В остальных же сравнений не находится — получается очень самобытно.
Of Mice & Men — Echo
металкор
Новый альбом заслуженных калифорнийских металкорщиков на поверку оказывается не таким уж и новым: в него вошёл материал с двух недавних EP — февральского Timeless и майского Bloom, а также четыре действительно неслыханных песни.
Первый из новых треков, «Mosaic», брутален, свиреп и даже апокалиптичен: диссонансные риффы в середине песни звучат как сигнал воздушной тревоги.
В следующих же песнях, «Fighting Gravity» и титульном «Echo», группа возвращается к своей поп-стороне — с хитовыми певучими припевами и запоминающимися риффами. В этом нет ничего принципиально нового для Of Mice & Men, зато они демонстрируют идеальный баланс между тяжестью и мелодизмом.
Последний же трек — кавер на песню «Helplessly Hoping» фолк-роковой супергруппы Crosby, Stills & Nash. К счастью, Of Mice & Men не стали превращать эту песню в мясорубку, а просто проникновенно спели, добавив фонового эмбиента и усилив меланхоличное настроение. Получилось настолько удачно, что, выпусти когда-нибудь группа полноценную фолк-пластинку, мы бы только порадовались.
Nils Frahm — Old Friends New Friends
современная классика
Новый альбом берлинского пианиста и композитора Нильса Фрама тоже не такой уж и новый — это собрание неизданных композиций, созданных в период с 2009 по 2021 годы. Но всем бы такие ауттейки.
На Old Friends New Friends 23 трека. Никаких синтезаторов, только сольные пьесы на фортепиано — одновременно простые и виртуозные, моментально западающие в память. Эту музыку можно и поставить на фон, и вслушиваться в каждую ноту. Идеальный музыкальный подарок для наступивший зимы.