Альбом на вечер: «200 по встречной» — первый и последний хитовый релиз группы «Тату»
Как один альбом сделал скандальный дуэт кумирами молодёжи — и почему его успех не удалось повторить.
Двадцать лет назад вышел музыкальный альбом «200 по встречной». За два года до этого публика уже познакомилась с группой «Тату». Для слушателей это был шок, для продюсера Ивана Шаповалова — провокация. Две девочки, для которых был придуман образ лесбиянок, «взорвали» музыкальный рынок. Кто-то мог не помнить имён девчонок: Юли Волковой и Лены Катиной, но кто такие «чёрненькая» и «рыженькая» из «Тату» — знали все.
Название группы отлично подошло к новому проекту — помимо основного смысла, продюсер пояснял, что группа про то, что «та» любит «ту». Как позже выяснилось, девочки, может, и любили друг друга, но скорее как подруги: вместе начинали в детском вокальном ансамбле «Непоседы», обе прошли кастинг в группу, ездили на гастроли. А потом Волкова родила дочь, и публике окончательно стало ясно, что любит она скорее всего не «ту», а «того». Но это было позже, а в начале поклонники поверили в историю группы.
Точный расчёт или удачное стечение обстоятельств — сейчас сложно сказать, чем руководствовался Шаповалов, создавая «Тату». С одной стороны, он специализировался на детской и подростковой психиатрии и мог технически понимать, что зайдёт целевой аудитории в 2000-х годах, а с другой — задумка была настолько рискованной, что могла потянуть продюсера на дно, поставив крест на любых других его музыкальных идеях.
На помощь Шаповалову пришла молодая журналистка Елена Кипер, которая и стала соавтором слов к песне «Я сошла с ума» вместе со студентом Валерием Полиенко. Он же написал тексты почти ко всему альбому «200 по встречной», в котором было девять оригинальных синглов и три ремикса.
Продажи альбома «200 по встречной» в России составили более миллиона экземпляров. На волне успеха на родине «Тату» записали англоязычную версию и отправились в международное турне. По факту, девочки стали первыми представителями российского музыкального рынка, кто реально добился популярности за пределами страны.
В мире было продано около семи миллионов копий их дебютного альбома. Европа, США, а в особенности Азия принимали группу с большим удовольствием — треки активно брали в ротацию на радио, а Волкова и Катина месяцами не возвращались с гастролей.
«Тату» первыми в России получили награду за продажу миллиона пластинок на территории Европы. Западные критики отмечали, что группа нравится зрителям не только провокационным лесбийским имиджем, но и простыми дискотечными мелодиями, которые взяли в свои плейлисты многие диджеи мира.
Главным синглом альбома стала дебютная песня «Я сошла с ума», релиз которой состоялся ещё в 2000 году. Композиция сразу попала на первые строчки в хит-парадах российских радиостанций. Вышедший спустя несколько месяцев клип окончательно закрепил «Тату» в умах подростков.
Незамысловатый сюжет про двух влюблённых школьниц, которых не принимает и осуждает общество, всколыхнул тинейджеров всех ориентаций.
Девичьи поцелуи обсуждали чуть ли не в новостях, хотя в эфир клип, по сути, взял только один музыкальный телеканал. Этого было достаточно, чтобы у Волковой и Катиной появилась репутация бунтарок, а аудитория замерла в ожидании следующего шага.
Он не заставил себя ждать: сингл «Нас не догонят» вышел в день релиза альбома «200 по встречной». Клип превзошёл ожидания публики — по сюжету школьницы убегают от всех на угнанном ими бензовозе. Без сожаления они преодолевают все преграды, в том числе сбивают на дороге человека, которого сыграл Иван Шаповалов. Символично, что через несколько лет «Тату» и в жизни «переехали» своего продюсера и продолжили путь уже без него.
По отдельности ни группе, ни Шаповалову достичь былой популярности пока так и не удалось. «Тату» хоть и выпустили альбом «Люди-инвалиды», повторить успех не смогли. Единственным узнаваемым синглом стал англоязычный «All about us». Это не шло ни в какое сравнение с песнями дебютного альбома, где каждая стала событием.
Впервые девочки открыто пели про «Мальчика-гея» и твёрдые предметы, а многомиллионная публика не стесняясь подпевала им. Смысл сингла «Робот» подростки уловили не сразу — говорить о вибраторах было не принято, но песня зашла публике и без осознания основного посыла.
«Я твоя не первая», «Полчаса», «Досчитай до ста» — наконец-то тинейджеры пели о том, что думали и чем интересовались без розовых пони и хэппи-эндов. В успехе альбома «200 по встречной» много составляющих — провокационные темы, подростковый язык, начинающие талантливые авторы, продюсер, бросивший вызов обществу, и две юные девочки, которые были не самым дурным примером для тинейджеров из 2000-х.
^_^
Рыженькая с возрастом только красивее стала. А брюнетка...
Рыжая всегда была топчик
последние кусочки Ельцин свободы
в нулевые
Второй альбом имхо недооценен. Он ничем не хуже первого, даже более профессиональный и драйвовый. Просто другой.
Вот третий уже да, совсем грустный.
В точку. Такого же мнения. Баллады со второго альбома вообще навечно в плеере. А обезьянка-ноль это разрыв всего!