О главном хип-хоп альбоме 2010-х - "The Money Store"
Три артиста — Зак Хилл, Энди Морин и Стэфан Бёрнетт — решили сделать экспериментальный музыкальный проект в рамках хип-хоп жанра. Вдохновились панком: музыкально, эстетически, философски; и сформировали трио Death Grips. Громкий бас, агрессивные тексты и звучание, разрушение рамок жанра - желание сделать что-то уникальное.
Первым полноформатным проектом стал микстейп «Exmillitary», вышедший весной 2011 года. Пластинка звучала легче предыдущего материала группы, но также самобытно, она стала популярной в узких кругах и выбилась в различные топы по итогу года. Дебютный альбом был крайне ожидаемым проектом для знакомых с каталогом группы, но итог превзошёл ожидания — истинный продукт «подземки» обёрнутый в яркую и интересную «массовую» обёртку - «The Money Store».
О музыкальной части музыкального альбома.
Пластинку можно разделить на две части (за исключением одной песни):
- Чёткий ритм, эмбиент и заряжающий своей напряженностью чистый электрический звук;
- Рвущий динамики бас и другие частоты звука, которые заставляют надпочечники выработать адреналин и начать крушить всё вокруг: материальное и нематериальное.
К первой части относится первая половина альбома. Она выступает проводником в мрачный, запутанный, но откровенный внутренний мир маргинала, которому нечего терять и ненавидящему всё вокруг.
Пластинка открывается с партии ударных, которые переходят на напоминающий полицейскую сирену сэмпл; это фон для плавного и цепкого флоу MC Ride, который гипнотизирует зрителя своим голосом и скольжением по запутанному биту, где, казалось бы, не за что зацепиться.
Следующая песня буквально заводит - используемый сэмпл звучащий, как зажигание космического корабля готовящегося к гипер-прыжку в другое пространство. Драйв ударных и вычищенных сэмплов, создают полотно тока, которое станет важной составляющей альбома. «The Fever (Aye Aye)» выпускает вокал из привычных рамок хип-хопа: чёткий и ритмичный речитатив остался отголоском в открытии, MC Ride переходит на крик, усиливая эмоциональность своего голоса и рассказываемой истории лирического героя живущем в альтернативном состоянии разума.
Дальнейшее развитие идёт волнообразно, агрессия и громкость звука меняется, как и подход к структуре, многослойность и давление на слушателя отходят назад, чтобы создать больше пространства для вокала. Явный пример - «Blackjack». Куплеты проходят на фоне пульса и ритмичных размягченных ударных, которые усиливаются на припеве, акцентируя на себе внимание.
«Hustle Bones» возвращается к тяжелому и эксцентричному звучанию, предвестник следующей части пластинки, но остаётся довольно простой, словно целиться в доступность, как и «I’ve Seen Footage», главный хит и наиболее доступная песня группы. Поп-хит цепляет своим танцевальным грувом и, пожалуй, самым спокойным звучанием альбома. Подобное решение имеет, как минимум, две причины:
1) песня используется как разгрузка от услышанного ранее, тяжелого и мрачного; что-то более светлое и родное. Затишье перед наступающей бурей.
2) группа метила в массы, пластинка — синтез авангардных идей и сложившихся законов жанра, поэтому подобная композиция — обязательна к наличию.
Обе версии находят отражение в начале песни: «Get up/Beats 'bout waist deep/Swallowed by beats/I stay niche/I've seen footage (Вставай/Бит поглощает до пояса/Поглощён битом/Я остаюсь в нише/Я видел видеозаписи)».
Вторая часть: глубокий, драйвовый и тяжелый звук. После грува «I’ve Seen Footage» на сцену выходит перегруженный бас, идеально чистые хай-хэты и сэмпл церковного колокола, словно отпевающий чью-то жизнь вместе с голосовым сэмплом, звучащим, как ангел - «Double Helix», своеобразная варп-зона.
Полный переход - «System Blower», песня, которую идеально описывает одна из строчек: «We came to blow your system (Мы пришли, чтобы взорвать твою аудиосистему)».
«The Cage» - вынужденный сброс частот после их доведения до предела, но этот только затишье перед бурей, которую выстраивает MC Ride в своём тексте. Песня чувствуется как гимн протеста и толчком крушить всё вокруг. Затишье продолжается и в следующей песне, которая начинается с сэмпла на арабском и вызывает дезориентацию, чтобы произвести точечно и неожиданно выстрелить оглушительным снарядом. «Punk Weight» самый злой и громкий трек на альбоме. Перегруженный и рвущийся бас едва-ли останавливается, и дополняется контрастирующими высокими синтами. Песня истекает энергией и агрессией, этакий абсолютный панк.
Больше всех выделяется «Fuck That», она словно не вписывается в альбом: этнические ритмы ударных, обилие перкуссии, которой раньше словно не было. MC Ride дополняет рассыпающийся трек широкими мазками своего флоу, которое постоянно меняется и, удивительно, песня получается цельной и живой, словно импровизация, а не продуманное произведение.
После разгрузки выходит какое-то индастриал-диско-поп. «Bitch Please» создаёт впечатление, что была создана на заброшенном заводе, который построен из стали в стиле брутализм.
Финальный аккорд, эпичная и прекрасная песня - «Hacker». Развивается идея «Bitch Please», но размах стал больше и намного мрачнее, словно Большой Брат вещает с телеэкранов. Подобное холодное настроение характерно для истории о паранойе и анонимности в интернете, отличное и громкое завершение пластинки.
Альбом звучит, как гром среди ясного неба — идеальный контраст. В один момент песня может звучать громко, пугать этим и сочетать с тихими ударными и между этим оставлять место для вокалиста, который парит в этом пространстве и выступает проводником в их черно-белый мир ужасов и пустоты, танца и покоя.
Теперь о не менее важном и интересном: тексты песен.
На первый взгляд, смысловая нагрузка пластинки — рассказы о криминале. Наркотики, убийства, погони и ультра-насилие. Если присмотреться к подтексту, то заметно отступление от канонов хардкор хип-хопа, который рассказывает о реальных уличных историях исполнителей без приукрашивания. Жесткие и аморальные темы используются для рассмотрения этих индивидов и передать эмоциональность этих моментов; одна интерпретация. Другая — эти маргиналы показывают как общество прогнило и постепенно тонет в своей современной форме; так можно посмотреть на «Lost Boys», лирической герой оказывается на улице и начинает грабить богатые дома и он не хочет менять это в себе, ему хочется донести до людей, что их образ жизни глуп; в это же время он сомневается в себе, но продолжает гнуть линию против общества построенного на индивиде: «Anti-ego propaganda shit (Пропаганда против эго)».
В других песнях размышляют об интернете, главной инновации XX-XXI веков, которая способствует формированию эго и отделения от людей выстроив себе новую личность во Всемирной сети и получить безграничный доступ к интересной тебе информации. «I’ve Seen Footage» рассказывает о паранойе испытываемой после просмотра различных видеозаписей убийств, самое интересное, что лирический герой не был принуждён к этому, а даже наслаждался и хотел большего: «My jaw hit the floor, like "This real footage/Gotta see that one mo' 'gain" (Челюсть отвисла/Это реальная запись/Должен постреть ещё одну опять»)». Интернет перестал быть инструментом и способом контакта с любой точкой мира, эта технология используется для исполнения самых странных желаний человека и приводит к эгоцентризму. Страх перед Паутиной и созданным цифровым миром - «Hacker» - теперь паранойя не у лирического героя, она у слушателя, который подключён к сети. Любой юзер когда-то получал угрозы об определении местоположения по IP, которые ничем не заканчивались; здесь сообщение получаешь от безбашенного маньяка, который не раскидывается словами, тем более он знает первые три цифры — 198, начала большинства адресов. Параллельно возникает двойственность: «When you come out all your shit is gone (Когда ты выйдешь, всё, что тебе принадлежит пропадёт)», эта строчка продолжение угрозы - он уже рядом - или речь про альтернативную, интернет-личность, которая позволяет тебе обложить гениталями таких же незнакомцев, стать абсолютно другим человеком и вести новую жизнь. Продолжение заложенных идей о губительности Интернета. Тема закрепляется различными реальными наблюдениями и статьями, о том, что Паутина оказывает сильное воздействие на человека и поглощает его: депрессия, суицид и формирование зависимости (как наркотическая, которая упоминается в большинстве песен).
Отдельной тема — сама группа. «Double Helix» - половой акт Райда с музыкой, как трио творит. Первый куплет — отражение источников вдохновения, хип-хоп старой школы, где Старые Гангстеры (OG) рассказывали свои истории из жнзни. Затем описание подхода Райда и соавтора текстов Зака Хилла (похоже, что он выступил автором тем и концепции) к содержанию: правдивость, жесткость, обилие крови и желание оставить себя в этих словах. Второй куплет подчёркивает интразональность фронтмена и загадочность трио, о котором мало известно, как им о слушателе. «No maps with directions/No answers, just questions/
Second guessing everything you swore was so, can't/Tell you what to do/But I'll tell you why I threw/All the rules out the window/And took an oath to be true/With the one and only view/A man can ever truly know, know, know, know (Никаких путеводителей/Нет ответов, только вопросы/Сомнения в очевидном/Не могу сказать, что делать/Но я скажу почему выкинул/Все правила из окна/И дал клятву быть честным/С самой правдивой версией/Которую человеку когда-либо дано узнать)»
Музыкальное направление получило упоминание в «I’ve Seen Footage», которое подходит для песен первой группы, о которой говорил ранее. Глобально идеи проекта, ещё заложенные в первом EP, раскрыты в «System Blower» - животная энергия, текущий из динамиков грув и максимальная громкость, чтобы ты не спал, а был на волне с ними.
«Bitch Please» - ответ для тех, кто послушал альбом, ничего не понял и начал возмущаться: «Как это можно считать музкой? Это же ужасно, некрасиво, шумно и дальше по списку». Мнение артистов выражено в хуке: «Bitch please, you must be smokin' rocks/Real shit for my people (Да бл*ть, похоже ты обдолбан/Я делаю искренне для своих людей)». Первый куплет — рекомендация, что делать «неженке» с устройством вывода звука: «Hit it, fuck it, feel it, whip it, burn it, turn it out and kick it to da curb (Разбей, Трахни, Почувствуй, Отхлестай, Сожги, выверни и ударь о бордюр)». После это Райд возвращается во втором куплете с оружием в руках, чтобы пробраться в твой и подобных тебе дом (или в голову), чтобы сделать послушными и заставить динамики таять от раскалённого звука, чтобы услышать «Why is he yelling? (Зачем он кричит?)». В третьем куплете закрепляет своё превосходство над другими эмси, потому что эта музыка никогда не прекратить звучать. После прослушивания возникает ощущение, что с чувством юмора у артистов всё в порядке.
Завершая параграф хочется отметить, что тексты достаточно абстрактны и собраны как чудовище Франкенштейна. Подтекст, как в хорошем и интересном произведении, может варьироваться для каждого человека, кто-то увидит однозначную картину и будет отвергать альтернативу, другой при каждом прослушивании будет находить что-то новое и составлять иную картину.
В этой неоднозначности текстов скрывается своя красота и интерес для прослушивания альбома снова и снова.
Пара слов о значимости пластинки для культуры и жанра.
«The Money Store» сделал из Death Grips звёзд андерграунда и стремительно выводила к массовому слушателю. Помимо популяризации тяжелого и мрачного синтеза индиастриал-музыки с хип-хопом, важно отметить воздействие MC Ride на различных эмси. Лично мне тяжело представить, что Trap Metal мог бы набрать популярность та и возникнуть, если бы не эта пластинка. Размышления об Интернете, его влияния на нас и сформированная пластинкой атмосфера нашли своё отражение в других исполнителях, яркий пример — JPEGMAFIA.
Прелесть скрывается в том, что альбом — это новаторская идея; индастриал смешивали с хип-хоп ещё раньше, Ol’ Dirty Bastard исполнял эксцентричные вокальные партии в далёких 90-х. «The Money Store» принёс дух панка в хип-хоп, сломал всё рамки и пошёл в своём уникальном направлении, притягивая своим идеальным контрастом, чистый электрический звук контрастирует с мрачными и брутальными историями об убийствах, наркотиках и нигиллизме.
Эта духовность нашла своё отражение в другой, в какой-то степени, новаторской пластинке - «Yeezus» Канье Вэста. Глупо отрицать, что в 2012 году Йе не слушал дебют Death Grips или не ознакомился с лучшим дик-пиком в истории на обложке «No Love Deep Web».
Пора отключиться и забыть о паранойе.
«The Money Store» - передовой альбом, который оказал влияние не только на хип-хоп, но и современную музыку. Трио удалось совместить дух андерграунда, авангардные идеи, мейнстрим и не ударить лицом в грязь; они повторили феномен возрождения Канье, но в более узких кругах.
Бунтарский дух пробудил стремление снова переделать хип-хоп, сделать из него основу для авангарда 2010-х и последующих лет, показали, что работать с этим жанром не стыдно и потенциала не меньше чем в роке или безграничном джазе.
Первопроходчество темы интернета в альбоме — одна из причин бессмертности этого альбома и его влияния. Интернет в каждом доме и мы забываем о его мрачных уголках, пугающих секторах и, главное, как Сеть повлияла на человечество. Заложенный концепт довольно прост — инь-ян, который хочет напомнить кто такой человек.
Ассоциации о чёрно-белом контрасте заложены обложкой, которая изображает разрушение привычного. Стремление к насилию — БДСМ-маска собаки на поводке, изображенные люди совмещают в себе мужские и женские начала, какое-то уродство. Всё это было бы невозможным без раскрепощения и разложения человека в интернете.
Хочу отметить пост-фактум, что перевод получился нестабильным в попытке перевести максимально близко к оригиналу. Поэтому где-то может быть а) субъективно, б) адаптировано для понимания смысла.