Сигнал и шум: идеальный плейлист мрачного киберпанка

Сигнал и шум: идеальный плейлист мрачного киберпанка

Carpenter Brut, Perturbator, Nine Inch Nails и саундтрек «Бегущего по лезвию» — именно этот музыкальный набор недавно посоветовали журналисту Константину Говоруну в его твиттере в качестве «фона к мрачному киберпанку».

Проматывая реплай за реплаем с упоминаниями синтвейва, ретровейва и индастриал-рока десятилетней давности, я разделил предложения читателей Константина на «не совсем мрачные» и «не очень киберпанк».

Немного обо мне. Давайте как на собрании анонимных алкоголиков: меня зовут Иван, и вот уже больше двенадцати лет я слушаю непопулярную электронную музыку, похожую на саундтреки к фантастическому боевику о недалёком будущем в декорациях из неона и стекла.

Чтобы вам не пришлось по семнадцатому разу переслушивать дискографии Perturbator, Carpenter Brut, VHS Glitch и PowerGlove (которые с эстетикой киберпанка имеют, прямо скажем, мало общего), я решил поделиться собственной коллекцией из любимых исполнителей, каждый из которых может превратить ночную прогулку по промышленному району вашего города в выполнение сайд-квеста в Cyberpunk 2077.

Вы вольны распоряжаться этим списком как вам заблагорассудится. Можете начать невзначай вклинивать имена артистов в разговоры с друзьями, чтобы они начали считать вас экспертом по андеграундной электронике. А можете составить себе плейлист для прогулок по городу или читать под перечисленные альбомы золотую классику киберпанка — Гибсона, Стерлинга и Стивенсона.

Вставай, самурай. Время обновлять плейлист.

Lorn

Однажды молодой американец Маркос Ортега послушал легендарный трек Aphex Twin «Come to Daddy» и решил писать собственную музыку. Собственная музыка оказалась набором изменённых до неузнаваемости синтезаторных клавиш, играющих тревожные минорные ноты под сбивчивые модифицированные ударные.

C Маркосом всё в порядке, просто у него такой имидж
C Маркосом всё в порядке, просто у него такой имидж

Этот набор оказался ключом к успеху. Lorn взял под крыло один из самых «крупных лейблов для малого слушателя» — Ninja Tune. Его треки начали включать в саундтреки видеоигр (Sleeping Dogs, Colin McRae DIRT 3, Furi) и кино («Призрак в доспехах», «Элизиум»).

Самым большим достижением Lorn на ниве саундтреков стала работа над музыкой к Killzone: Shadow Fall.

Guerilla Games наняли для проекта двух композиторов: главы игры на стороне Вектанцев были озвучены композитором «300 спартанцев» и трилогии «Джон Уик» Тайлером Бэйтсом, а вот музыка в кварталах Нового Хелгаста была написана Ортегой.

Один из лучших треков Lorn для Killzone: Shadow Fall

В творчестве Lorn есть «скрытый бриллиант». В 2011 году Ubisoft перевыпустила Splinter Cell: Chaos Theory для Nintendo 3DS. Одним из интересных креативных решений портативной версии стал саундтрек.

Специально для него свои эксклюзивные ремиксы на оригинальную музыку игры от Амона Тобина (пионера и хэдлайнера Ninja Tune) предоставили полдюжины лучших артистов лейбла: от Daedalus до The Quemists. Ремикс Lorn на тему «The Clean Up» я до сих пор считаю образцом работы на музыкальной текстурой и ритмом.

Вы абсолютно точно торопитесь, поэтому сразу нажимайте на 1:40

Сейчас Lorn работает над саундтреком для The Last Night — нарисованным вручную киберпанк-квестом в пиксель-арт стилистике, который Microsoft впервые показали на конференции в рамках E3 2017.

22 миллиона просмотров официального клипа на трек Anvil — а это точно андеграунд?

Лучшие альбомы: «Ask the Dust», «Drown the Traitor Within»

Если понравится, то послушайте ещё Architect и Clark.

Hecq

Бен Лукас Бойсен живет в Берлине и уже больше 15 лет пишет музыку во всех поджанрах экспериментальной электроники: от эмбиента до глитча и брейк-кора. Поэтому его дискографию из 11 альбомов практически невозможно послушать залпом — на одной пластинке может быть час угрожающего и тревожного дарк-эмбиента («Night Falls»), а на другой — пост-индустриальный дабстеп («Avenger»).

​Бойсен дает концерт, в зале наверняка адский слэм (нет)
​Бойсен дает концерт, в зале наверняка адский слэм (нет)

Благодаря такому широкому профилю работы, Бойсен обычно занимается тысячей проектов одновременно. Пишет саундтреки для малоизвестных документальных фильмов, делает абсолютно убойные ремиксы для легендарных коллег по цеху или сочиняет пакеты шумовых сэмплов для программ компании Ableton.

В 2011 году Ubisoft, известная практически безупречным выбором музыки для трейлеров своих игр, выбрала его «хит» Sura для рекламного трейлера Assassin’s Creed Revelation.

Официальный трейлер Assassin's Creed Revelation под песню Sura

Лучшие альбомы: «Avenger», «Night Falls»

Если понравится, то послушайте ещё Subheim и Trifonic.

Access to Arasaka

В начале двухтысячных американец Роб Лиой сводил на вечеринках модный драм-н-бейс и прогрессив-хаус. Затем судьба свела его с альбомом группы Autechre, и он понял, что музыка будущего — это ломанные ударные под загадочные сэмплы, добытые самыми неожиданными путями: перепайкой детских синтезаторов, записью работы заводских станков и тому подобными экспериментальными ухищрениями.

​Да, у героев этого материала очень туго с фотосессиями
​Да, у героев этого материала очень туго с фотосессиями

Псевдоним Access To Arasaka Роб взял из карточной игры Netrunner, основанной на Вселенной Cyberpunk 2020. Arasaka — одна из корпораций-дзайбацу в мире игры. Её рекламные билборды можно увидеть в трейлерах Cyberpunk 2077. Почему CD Projekt Red первым же делом не отправили молодому музыканту предложение написать хотя бы заглавную тему для игры — большая загадка.

Лучший трек Access to Arasaka с альбома Geosychnron

Лучшие альбомы: «Geosynchron», «Oppidan»

Если понравится, то послушайте ещё Stendeck и Dryft.

Robot Koch

Роберт Кох родился в Германии, в сознательном возрасте переехал в Лос-Анджелес и начал играть музыку, которую легендарный радиодиджей Би-би-си Джон Пил назвал «поп-музыкой из будущего».

​На английском фамилия Роберта читается как «Кок». Шутки по этому поводу можно смело писать в комментариях к статье
​На английском фамилия Роберта читается как «Кок». Шутки по этому поводу можно смело писать в комментариях к статье

На первых альбомах Кох играл довольно заурядный глитч-хоп, место которому нашлось только в рекламных роликах и трейлерах эфирных сериалов.

Позже немец ударился в эксперименты — записал несколько альбомов «взрослой» электроники, выпустил около десятка альбомов-коллабораций (на «Википедии» список релизов Коха занимает два экрана) и «спелся» с певцом Джоном ЛаМоникой в группу Robots Don't Sleep, которая ёмче всего описывается выражением «киберпанковый U2».

Один из лучших треков Robots Don't Sleep

В 2018 году Robot Koch выпустил концептуальный альбом «Sphere», записанный как саундтрек к астрономической видеоинсталляции, дебютировавшей в планетарии имени Карла Цайса в Берлине.

12 октября 2019 года Кох и художник инсталляции «Sphere» Майкл Ле Гофф представляли шоу в Московском планетарии, завершая этим концертом тур по США и Европе. Об этом я узнал во время написания этой статьи уже 16 числа, и что-то во мне навсегда умерло в этот момент.

На этом моменте написание статьи остановилось для получасовой истерики

«Sphere» — не только один из лучших андеграундных электронных релизов прошлого года, но и образцовый альбом киберпанк-музыки, который в альтернативной Вселенной уже наверняка был бы полностью включен если уж не в сам саундтрек Cyberpunk 2077, то хотя бы во внутриигровое радио.

Лучший трек с альбома «Sphere»

Лучший альбом: «Sphere»

Если понравится, то послушайте ещё Nowan и Solar Fields.

Джон Хопкинс

Джон Хопкинс — любимый диджей российского актера Александра Паля, лауреат престижнейшей музыкальной награды Британии Mercury Prize, большой энтузиаст направленной медитации и апологет сильнейшего в мире психоделика под названием DMT.

​Не попадитесь в ловушку. Имя Хопкинса-музыканта пишется как Jon. А John Hopkins — американский предприниматель и филантроп (не исключено, что также гений и плейбой) 18 века, в честь которого назван госпиталь в США
​Не попадитесь в ловушку. Имя Хопкинса-музыканта пишется как Jon. А John Hopkins — американский предприниматель и филантроп (не исключено, что также гений и плейбой) 18 века, в честь которого назван госпиталь в США

Помимо этих выдающихся черт, Хопкинс известен как автор саундтрека к «Монстрам» — дебютной работе режиссёра «Годзиллы» и «Изгоя-один» Гарета Эдвардса и чуть ли не ведущий современный композитор неоклассической музыки.

Его альбом 2013 года «Immunity» до сих пор считается первоклассной пластинкой экспериментального футуристического микрохауса, перемешанного через трек с воздушным, почти потусторонним, эмбиентом. Даже насквозь снобский журнал Pitchfork поставил ему 8,5 из 10 (что равно оценке в районе девятнадцати по десятибальной шкале в любом другом музыкальном издании), а затем включил его в списки лучших релизов года и лучших электронных альбомов за всё время.

Восемь минут пульсирующих под бит синтезаторов, которые либо изменят ваш музыкальный вкус навсегда, либо будут вами же беспощадно промотаны

Пять лет спустя Хопкинс (между медитациями и путешествиями за грани сознания) записал новый альбом под названием «Singularity». Как и в случае с «Immunity», каждый трек, вероятно, писался и сводился по полгода — настолько каждый звук, удар или фоновый сэмпл аккуратно выстроен в звуковом потоке.

Вы не видели странных клипов в своей жизни, если не смотрели видео на «Singularity»

Лучшие альбомы: «Immunity», «Singularity»

Если понравится, то послушайте ещё Moderat и Kangding Ray.

Без всякого сомнения, композитор Cyberpunk 2077 Марчин Пржибилович напишет для игры великолепнейшую музыку, которая осядет в стриминговых плейлистах и музыкальной библиотеке ВКонтакте каждого человека, увлекающегося видеоиграми.

Но чтобы скрасить эти полгода ожидания, я предлагаю вам тщательно отобранный плейлист для максимального погружения в атмосферу 2077 года.

9393
74 комментария

Комментарий недоступен

26

Подождите, если вы так невероятно шарите, где эе ваша статья?

5

Еще название поста "Идеальный плейлист мрачного киберпанка" весьма скромно я бы сказал.

4

Ну всё, теперь меня заминусуют, скорее в убежище!

1

Хм...чет не один трек из плейлиста "не ложиться" на сеттинг киберпанка, андеграунд какой-то один.

12

Опять же, как только вы перестанете путать тся/ться, ваши слова можно будет воспринимать как что-то семантически отличное от, скажем, крика чаек.

4