The Show Must Go On
20 апреля 1992 года состоялся «The Freddie Mercury Tribute Concert for AIDS Awareness» — концерт памяти Фредди Меркьюри на стадионе Уэмбли в Лондоне, с аудиторией в 72 000 человек.
Автор канала «Музыкальная Проститутка» вспоминает вечер, когда песни Queen пели главные музыканты планеты, но мало кому из них удалось "перепеть" Фредди.
После смерти Фредди Меркьюри 24 ноября 1991 года, оставшиеся члены Queen (Джон Дикон, Брайан Мэй и Роджер Тейлор) собрались вместе с менеджером Queen Джимом Бичем обсудить организацию концерта под открытым небом, тем самым отпраздновать жизнь и наследие Меркьюри, а также собрать деньги для исследований в области ВИЧ-инфекции и распространения информации об этой болезни.
Концерт начался с короткого выступления нескольких групп, на творчество которых повлияла музыка Queen. Среди групп была Metallica, которая сыграла сет из трех песен из свежего на тот момент «The Black Album»
Большой поклонник Queen Эксл Роуз вышел на сцену с Guns N' Roses. Группа сыграла «Paradise City» и фантастическую версию «Knockin On' Heaven' Door».
Во время выступления Def Leppard на сцену вышел Брайан Мэй, сыграв гитарное соло в песне «Now I'm Here»
Среди групп первого отделения в концерте отличились Extreme. Музыканты выстроили сет исключительно из песен Queen, разбавив собственным хитом «More Than Words». Extreme явно пытались повторить выступление Queen на Live Aid в 1985 году.
Между отделениями концерта на сцене появилась Элизабет Тейлор, которая прочитала мини-лекцию о пользе контрацепции, что вызвало неодобрительный свист толпы. Фредди Меркьюри часто приписывают фразу «У меня любовников больше, чем у Элизабет Тейлор. Причем обоих полов!», — держали ли в голове эту фразу организаторы концерта неизвестно, но появление актрисы кажется не случайным.
На протяжении второй половины концерта оставшиеся участники Queen — Джон Дикон, Брайан Мэй и Роджер Тейлор, исполняли песни группы вместе с приглашенными певцами и гитаристами.
Роберту Планту выпала песня «Innuendo» — одна из сложных вещей Queen, ставшей "«Bohemian Rhapsody» 90-х". К сожалению живое исполнение «Innuendo» прошло неудачно. Плант не успевал к началу вокальной партии, Мэй не попадал в такт во время соло, а Тейлор пропустил один удар по тарелке крэш перед гитарным соло. В итоге выступление было вырезано и не вошло ни в видео «The Freddie Mercury Tribute Concert» 1992 года, ни в последующие переиздания. В середине музыканты исполнили отрывок из песни Led Zeppelin «Kashmir», которая отчасти оказала влияние при создании «Innuendo». После «Innuendo» музыканты ещё сыграли зеппелиновскую «Thank You» и квиновскую «Crazy Little Thing Called Love».
Роберт Плант: «Феномен Фредди проявился, в частности, в том, что на концерте в его память многие вокалисты были вынуждены менять тональность, исполняя песни Queen, в противном случае они просто не смогли бы их вытянуть».
Роберту Планту не впервой "вырезать" свои выступления: неудачный перфоманс Led Zeppelin на фестивале Live Aid 1985 года не вошёл в концертный релиз 2004 года.
Дэвид Боуи спел «Under Pressure» с Энни Леннокс, и в конце сделал самый неожиданный жест со сцены. Боуи неожиданно преклонил колено и взволнованно прочел молитву, таким образом напомнив о причине, по которой состоялся концерт.
Брайан Мэй: «Я почувствовал себя довольно странно, когда осмотрелся в репетиционной комнате и осознал, что на раскладных стульях в ряд сидят, ожидая свой очереди, Роджер Долтри, Роберт Плант, Джордж Майкл и Дэвид Боуи. Дэвид был к нам очень внимателен, и когда он выступал в шоу, был момент, который полностью остановил шоу: он опустился на колено и произнес молитву. Если вы посмотрите на наши лица в видеозаписи в тот момент, вы увидите, что для нас это было такой же неожиданностью, как и для зрителей! Дуэт Дэвида с Энни Леннокс, который они спели в тот вечер, стал легендарным. Но почти все, что делал Дэвид, было легендарным.»
И вот когда казалось, что Боуи покинет сцену на самой высокой ноте, он оборвал исполнение последнего “Just for one day” и произнес речь о жертвах «этой безжалостной болезни». «Я особенно хочу сказать о моем друге Крейге, - произнес он непосредственно в камеру. – Я знаю, что ты смотришь, Крейг, это – самое простое, но самое искреннее, что я могу сделать». А затем на глазах у аудитории примерно в миллиард человек он опустился на колени и хриплым голосом прочитал «Отче наш». Позже Боуи сказал, что все произошло абсолютно спонтанно, и в тот момент он был «самым удивленным человеком в Уэмбли». Крейг – друг-драматург из Нью-Йорка, находившийся на последней стадии СПИДа и умерший через два дня после концерта.
Дэвид Боуи: «Мой друг Крейг не был христианином, но я подумал, что молитва подойдет лучше всего, для меня это - универсальная молитва. Это был эпизод, настолько чуждый року, что для меня он остается самым любимым рок-н-ролльным моментом. Невероятно, что я смог дочитать молитву перед столькими тысячами зрителей, причем в тишине настолько полной, что можно было бы услышать звук падающей иголки... есть во мне нечто, что постоянно спрашивает моих зрителей и слушателей: «И сколько вы будете все это терпеть?»
Главным героем концерта стал Джордж Майкл. Певец спел «Somebody To Love» буквально как на студийной записи Queen, что привело к предположениям, что он станет постоянным вокалистом группы.
Фредди Меркьюри: «Я бы хотел, чтобы Арета Франклин спела «Somebody To Love». Это было бы здорово. Как бы мне попробовать спеть с ней? Ну, она еще пока ко мне не подходила!
Меня взбесило, что Джордж Майкл спел с ней дуэтом. Я бы сделал это лучше! Но имейте в виду, я хоть и говорю так, но считаю, что у Джорджа Майкла тоже очень хороший голос. Он один из тех певцов, которые мне нравятся.»
Джордж Майкл: «Я всегда был большим поклонником музыки Элтона Джона. Я также любил Queen и Стиви Уандера. Они были моими наставниками. И когда я стал достаточно взрослым, чтобы ходить на концерты, я посетил все удивительные шоу моих любимых артистов. Я смотрел на Фредди Меркьюри на сцене и думал, Боже мой, как вообще возможно это делать?! Годы спустя, я встретился с обоими, с Фредди и Элтоном на одной сцене. А выступление с Queen до сих пор самый запоминающийся момент в моей карьере.»
Хотя такая перспектива совместной работы Queen и Джорджа Майкла не материализовалась, Роджер Тейлор настаивает на том, что Майклу никогда не предлагали концертировать с Queen и он не подошел бы группе в качестве долгосрочной замены.
Роджер Тейлор: «Я помню, что слышал об этом, но нам это не подошло бы.
Джордж не привык работать с живой группой. Когда он услышал, какая сила стоит за ним на репетиции, он не мог в это поверить»
Участие в концерте Guns N' Roses вызвало резкую критику со стороны ЛГБТ-сообщества. Музыкантам припоминали «One in a Million», в которой лирический герой воспевал расизм и гомофобию: не стесняясь в выражениях, Роуз прошелся по геям, неграм и эмигрантам. Репутация гомофоба преследовала Эксла Роуза и никто, в том числе Элтон Джон, не верил что вокалист пел от лирического героя. Именно поэтому главным дуэтом «The Freddie Mercury Tribute Concert for AIDS Awareness» стало совместное исполнение Элтоном Джоном и Экслом Роузом «Bohemian Rhapsody».
Перед выступлением Эксл Роуз сказал Элтону Джону, что вырос на его творчестве, что заставило сердце будующего сэра расстаять.
Элтон Джон: «Ни разу в жизни не думал, что Эксл Роуз гомофоб… Я буду защищать любого, кого не понимают и чьи слова передергивают всякие идиоты».
В 1994 году Эксл Роуз прочитал речь, посвященную введению Элтона Джона в Зал Славы Рок-н-ролла: «Для меня, как и для многих других, никто не подарил вдохновения больше, чем Элтон Джон. Когда мы говорим о таких великих рок-дуэтах, как Джимми Пейдж и Роберт Плант, Джон (Леннон) и Пол (Маккартни), Мик (Джаггер) и Кит (Ричардс), мне нравится думать об Элтоне Джоне и Берни Топине. Также сегодня вечером я думаю, что Элтону следует воздать должное за его огромную работу и вклад в борьбу со СПИДом. А также его смелость в раскрытии всех побед и трагедий личной жизни».
Дань памяти таланту и жизни Фредди Меркьюри стала последним полноценным концертом басиста Джона Дикона с гитаристом Брайаном Мэем и барабанщиком Роджером Тейлором.
В заключение Брайан представил Лайзу Минелли, отметив, что Фредди был бы горд тем, что Лайза исполняет его песню. Лайза, привыкшая выступать перед оркестровой ямой, а не с батареей электрогитар и ударной установкой, спела традиционный заключительный номер «Queen» – «We Are The Champions».
Вся прибыль с шоу пошла на запуск The Mercury Phoenix Trust — благотворительной организации по борьбе со СПИДом. Помимо стадиона, шоу транслировалось в прямом эфире по телевидению и радио в 76 странах.
«The Freddie Mercury Tribute Concert for AIDS Awareness», также проходивший под названием «Concert For Life», быстро превратился в самое обсуждаемое благотворительное представление со времен Live Aid и 72000 билетов были проданы меньше, чем за два часа.
Брайан Мэй: «Когда всё закончилось и мы уходили со сцены, Джо Эллиот из Def Leppard схватил меня за руку и сказал: "Посмотри, Брайан. Посмотри на эту толпу. Ты никогда больше не увидишь ничего подобного". И я могу гордиться этим — гордиться тем, что я знал Фредди, гордиться тем, что мы делали вместе».