Stone Temple Pilots. История «Tiny Music...Songs from the Vatican Gift Shop»
Ровно 25 лет назад Stone Temple Pilots выпустили «Tiny Music...Songs from the Vatican Gift Shop» — на третьей пластинке квартет из Сан-Диего покинул творческую зону комфорта и обрел самоидентификацию.
Колумнист «Shuffle Chamber» и автор канала «Музыкальная Проститутка» вспоминает историю создания пластинки:
В поколенческой комедии 1992 года «Мир Уэйна», главный герой-философ Уэйн Кэмпбелл в разговоре с лучшим другом и партнером по хоккею Гартом Алгаром выдал следующее:
"Led Zeppelin не писали мелодий, которые нравились всем. Они оставили это Bee Gees".
Если применить нехитрую мысль к музыкальному пейзажу середины 1990-х, роль Led Zeppelin отводилась группе Stone Temple Pilots, а условными Bee Gees в чартах тех лет выступали Nirvana, Pearl Jam и Alice In Chains. Если в 1970-е музыкальная критика медленно, но верно сдалась перед гитарными риффами Джимми Пейджа и безграничным вокалом Роберта Планта, то в 1990-е Stone Temple Pilots вырывали уважение музыкальных гуру любыми средствами. К 1996 году Stone Temple Pilots готовы ударить первыми, выбесить, запутать и одновременно поиздеваться над музыкальной прессой. Для этого группе пришлось переизобрести себя заново и выйти за пределы мертвого к тому времени гранжа в сторону жанровой эклектики и дерзкого глэм-рока. Так появился «Tiny Music» – альбом, который ознаменовал трагически недолговечный творческий пик Stone Temple Pilots, и до сих пор остается самой стилистически авантюрной пластинкой эпохи гранжа.
Ненависть музыкальной прессы к Stone Temple Pilots берет начало в 1992 году, когда вышел дебютный альбом «Core». Stone Temple Pilots упрекали в подражании Pearl Jam и Alice In Chains, но не смотря на разгромную критику, только в Соединенных Штатах «Core» разошелся тиражом в восемь миллионов копий. Осознанно или нет, но Stone Temple Pilots оказались на правильной волне и пополнили копилку гранжа такими гимнами, как «Sex Type Thing» и «Plush».
В 1994 году журнал Rolling Stone опубликовал опрос критиков, в котором Stone Temple Pilots названы «Худшей новой группой» и одновременно стали «Лучшей новой группой» по мнению читателей. Критика квартета из Сан-Диего слегка поубавилась после второго лонгплея «Purple», который возглавил Billboard 200 и разошелся шестимиллионным тиражом. В этот раз коммерческий успех группы подкрепили хиты «Interstate Love Song», «Vasoline» и «Big Empty». «Purple» продемонстрировал лирическую сторону группы и творческий рост в сочинении песен.
Пока упреки в однодневности и вторичности в адрес STP постепенно уходили вместе с модой на гранж, музыканты Stone Temple Pilots проходили испытание славой. Еще до окончания работы над «Purple», у фронтмена Скотта Вэйланда завязались крепкие отношения с героином и седативными веществами, которые в дальнейшем приведут певца к трагическому финалу. 15 мая 1995 года Вэйланд арестован за хранение героина и кокаина. После того, как жена Вэйланда внесла залог, первое что сделал певец - выпрыгнул из движущейся на полном ходу семейной машины, и отправился на поиски дилера. После удачных поисков Скотт Вэйланд остановился в отеле Chateau Marmont, покидая номер только ради вылазок по барам Лос-Анджелеса в компании Кортни Лав. Насыщенный досуг привел к тому, что к концу 1995 года Вэйланд провел больше времени в реабилитационных центрах, чем на концертных площадках. Будущее Stone Temple Pilots было под вопросом.
В октябре 1995 года Скотт Вэйланд, гитарист Дин ДеЛео, басист Роберт ДеЛео и барабанщик Эрик Крец отправилась в Санта-Барбару, чтобы в начать работу над третим альбомом. Продюсером будущей пластинки выступил Брендан О' Браен, который сделал первые два альбома для STP, а так же играл не последнюю роль в прорывах Pearl Jam и Red Hot Chili Peppers. Перед началом записи, группа испытывала давление с нескольких сторон. Из-за "гастролей" Вэйланда по реабилитационным центрам группа отменила тур, и поклонники группы ждали творческой компенсации. Вдобавок группа хотела убедить критиков в том, что восходящая творческая траектория между, проходящая от «Core» к «Purple» - не является случайной.
Творческая свобода, жанровая эклектика и желание начать с нуля сделали работу над третьим альбомом самым решающим моментом в карьере Stone Temple Pilots. Либо великий альбом, либо великий провал.
Не смотря на первоначальные сомнения, рецидивов зависимости Вэйланда не наблюдалось и группа уложилась в срок. Альбом, который стал главной проверкой амбиций и творческой жизнеспособности Stone Temple Pilots получил название «Tiny Music...Songs from the Vatican Gift Shop».
После 81-секундного инструментала «Press Play» альбом открывает ревущая «Pop's Love Suicide», которая напоминает «Meatplow» с альбома «Purple». Это прямолинейный хард-рок с мускулистыми гитарными риффами Дина ДеЛео на фоне радиопомех 1970-х. В «Pop's Love Suicide» можно постепенно слышны намеки на переизобретение Stone Temple Pilots как группы. Вэйланд избавился от хрипкого баритона в стиле Эдди Веддера, который доминировал в Core и частях «Purple» заменив насмешливой подачей в духе Боуи и фальцетными нотками Мика Джаггера. Имидж фронтмена тоже претерпел изменения: Вэйланд сильно похудел и отрастил слегка выцветшие кудрявые локоны. На выступлении в шоу Дэвида Леттермана видно как громоздкий, гипермужественный качок эпохи «Core» уступил место худощавому парню, чьи сценические движения подаются со змеиной грацией.
Stone Temple Pilots продолжили смешивать глэм, панк, стадионный рок и гранж на бездыханной «Tumble in the Rough», в которой Вэйланд без жалости к себе признает собственных внутренних демонов. На размашистом глэм-роке «Big Bang Baby» Вэйланд презирает шоу-бизнес, а группа соединяют «Jumpin' Jack Flash» The Rolling Stones с «Orange Crush» R.E.M.. В «Tiny Music» много классических рок-пасхалок: в «Trippin' on a Hole in a Paper Heart» переделан рифф из зеппелиновской «Dancing Days», а огненное гитарное соло сыгранно в духе «Good Times Bad Times». Рок-боевики на «Tiny Music» плотно вошли в ротацию на радио, а мягкие и экспериментальные треки подтверждают бесстрашие Stone Temple Pilots перед неизведанными жанрами. В песне «And So I Know» басист Роберт ДеЛео признается в любви к джазу и боссанове, а группа погружается в битловские гармонии на «Lady Picture Show».
Еще больше Вэйланд обнажает собственные проблемы на обезоруживающей балладе «Adhesive», в которой размышляет о том, что "продаст больше записей, если умрет". Не смотря на интроспективный и безнадёжный путь, Вэйланд избегал мелодраматического тона, и пел о шатком положении с условной фигой в кармане. Критики редко ценили тонкую иронию Stone Temple Pilots, как в песне «Art School Girl». STP стремились выйти из зоны комфорта отчасти выбесить критиков, которые видели в арт-роковой инкарнации группы очередной бездушный ребрендинг.
Выход «Tiny Music...Songs from the Vatican Gift Shop» заставил большинство ядовитых критиков пересмотреть отношение к Stone Temple Pilots, а тройка синглов пластинки достигли 1-го места в чарте Mainstream Rock Tracks — «Big Bang Baby», «Lady Picture Show» и «Trippin' on a Hole in a Paper Heart».
Rolling Stone поставил альбому три звезды из пяти, написав следующее:
"Отбросив дрянные мелодии, STP попали на интуитивный уровень с альбомом, который звучит смелее и жестче, чем альбом очевидных предшественников, таких как Journey или Def Leppard".
Райан Шрайбер из Pitchfork менее щедр, поставив альбому 0.8 из 10 и умолял Вэйланда покончить с собой. ("Не делай это только для себя, сделай это для меня.").
Годы спустя оценки альбома стали добрее и положительнее. Майкл Теддер из Stereogum назвал песни «Tiny Music» "одними из самых мелодично богатых, которые когда-либо сочиняли Stone Temple Pilots", в то время как фронтмен Smashing Pumpkins Билли Корган похвалил пластинку после смерти Скотта Вэйланда 3 декабря 2015 года:
«Третий альбом STP – этот волшебный микс глэма и пост-панка — действительно подсадил меня, и я многократно признавался Скотту и участникам группы, насколько я неправильно оценил их природное великолепие, — добавляет Корган. – Как и в случае Боуи, это было заявление Скотта, которое продвинуло его музыку в уникальную, припирающую к стенке эстетическую звуковую сферу».
К сожалению, на последующих пластинках Stone Temple Pilots не решатся повторить захватывающий риск и креативный подход «Tiny Music». Большая часть тура в поддержку альбома 1996-97 годов будет отменена по причине возвращения Скотта Вэйланда в реабилитационный центр. Отсутствие тура скажется на коммерческом показателе пластинки.
«Tiny Music» разойдется тиражом в два миллиона копий и станет коммерческим провалом по сравнению с мультиплатиновыми «Purple» и «Core». В 1999 году STP выпустят пластинку «№ 4», на котором попытаются оседлать модные пост-гранж и ню-метал. На концертах группа не растеряет исполнительского мастерства, однако верхние позиции в чартах постепенно сойдут на нет. Остаётся только гадать, как бы сложился творческий полёт "пилотов", если бы Вэйланд держал собственных демонов на расстоянии, музыканты завершили турне «Tiny Music» и не тратили время на сторонние проекты. Как бы там ни было, альбом «Tiny Music» зафиксировал расцвет творческих сил Stone Temple Pilots. Музыканты преодолели внутренние разногласия, моральное истощение и вредные пристрастия ради создания захватывающего разностороннего опуса, который и раз и навсегда сделал группу великой.
23 июля 2021 года выйдет расширенное переиздание «Tiny Music...Songs from the Vatican Gift Shop», послушать неизданную ранее альтернативную версию «Big Bang Baby» можно уже сейчас: