Пальмы и гитарные педали: австралийская нео-психоделия в двенадцати группах

От гаражного блюза до псих-диско

King Gizzard & The Lizard Wizard by Bryan Lasky
King Gizzard & The Lizard Wizard by Bryan Lasky

За последние несколько лет австралийская сцена альтернативной музыки стала чаще появляться в мировых чартах и оказалась крайне важной частью современного рок- и поп-звучания. Особенно расцвела австралийская нео-психоделия - в конце 2000-х она получила новое дыхание. Молодые исполнители и титаны жанра обогащают его, каждый по-своему заигрывая со структурой и звучанием.

С представленных ниже двенадцати групп можно начать свое путешествие по жанру. Здесь собраны как самые значимые исполнители, так и довольно незаметные таланты, но далеко не все.

Предисловие

Перед тем, как начать рассказывать о представителях этого музыкального течения, думаю, стоит ответить на два главных вопроса: что такое психоделия и нео-психоделия, и почему последняя спонтанно стала набирать популярность в Австралии?

Считается, что психоделическая музыка и, в частности, психоделический рок зародились в конце 1960-х на западном побережье США как контркультурная музыка. Многие напрямую связывают психоделическую музыку с психоактивными наркотиками - марихуаной, ЛСД и псилоцибиновыми грибами, особенно популярными у открытой к экспериментам молодежи и хиппи.

Эта контркультура и породила неторопливую, мелодичную музыку, играющуюся с большим количеством гитарных эффектов, использованием малоизвестных восточных инструментов, отличающуюся протяжными музыкальными партиями и заигрыванием с темпом, ритмом и тональностями. Музыкальный стиль быстро распространился сначала по Америке, а затем и по всему миру. Среди культовых групп выделяют первопроходцев Grateful Dead, более грязно играющих The 13th Floor Elevators и Jefferson Airplane, одних из самых коммерчески успешных групп того жанра и периода.

Одна из самых известных песен The 13th Floor Elevators, прекрасно демонстрирующую психоделик-рок того времени

Хотя многие культовые коллективы вроде the Beatles и the Beach Boys тоже попробовали себя в новом музыкальном направлении и даже на какое-то время вывели его в мейнстрим, после середины 70-х годов психоделия пропала из поля общественного внимания. В течении следующих десятилетий псих-рок повлиял на многие музыкальные жанры и течения (например, шугейз и арт-рок), и, хотя некоторые коллективы преданно продолжали писать в этом стиле, он уже не пользовался былой популярностью.

К девяностым-нулевым годам психоделическая музыка получила второе дыхание. Нео-психоделия продолжила основные идеи своего прародителя, но осовременила их, сильнее изменив форму и конструкцию, но оставалась андеграундом.

Но нео-психоделия развивалась не только в США. Большое распространение она получила и в Австралии, благодаря множеству параллелей между этими двумя странами. Развитая пляжная и серф-культура, тропический климат, схожие ценности общества и психоактивные вещества - всё это сформировало на континенте кенгуру и коал свои музыкальные сцены нео-психоделии.

Kevin Parker in 2009 by Tame Impala
Kevin Parker in 2009 by Tame Impala

Всего можно выделить две основные сцены. Одна из них возникла в городе Перт на западном побережье страны. В нем зародились такие коллективы, как Tame Impala, Pond и GUM, но сильнее всего формировала музыкальный стиль местной сцены именно Tame Impala: плавный переход от “классической” гитарной психоделии в начале 2010-х в сторону поп-музыки и электроники к концу декады.

Довольно ярко в Австралии представлена и мельбурнская сцена. Второй по величине город материка-государства на его южном побережье представлен King Gizzard & the Lizard Wizard, the Murlocs и другими проектами, в которых доминирует гаражное звучание и сильная тяга к экспериментам.

Эти две крупнейшие музыкальные сцены сильно повлияли на развитие жанра и на локальные коллективы, которые, оказавшись под их влиянием, стали экспериментировать со своим звучанием, рождая что-то новое и неожиданное.

Tame Impala

Tame Impala by Nick Fancher
Tame Impala by Nick Fancher

Разумеется, обойти стороной Tame Impala невозможно. Проект, который многие почему-то считают “невероятно андеграундным”, уже давно является одним из самых узнаваемых австралийских музыкальных проектов в принципе.

Tame Impala Кевина Паркера, ветерана австралийских мелких рок-коллективов, появилась в 2007 году в Перте. Тогда Паркер писал музыку в своей спальне и публиковал в Myspace, а сейчас он – одна из самых ярких звезд австралийской музыкальной сцены.

Музыку Кевин Паркер пишет самостоятельно - лишь для редких отдельных партий привлекаются другие люди. Как говорит сам Паркер, это дает ему больше пространства для экспериментов со звучанием. Например, для Innerspeaker, первого альбома, он с помощью педалей эффектов смог заставить гитары звучать как синтезаторы, а уже к третьему альбому, Currents, он решил, что для психоделической музыки не обязательно психоделическое звучание - и сдвинул гитары на задний план, сделав упор на синты.

Музыка проекта крайне успешна: их альбомы Lonerism, Currents и The Slow Rush победили в самой престижной австралийской премии ARIA Music Awards в номинациях на лучший альбом и лучший проект, а также номинировались на Грэмми в категории “лучший альтернативный альбом”.

Начать слушать Tame Impala можно с альбома Currents. Если Вам понравится его мягкость, переходите к последнему релизу The Slow Rush; если Вы ищете чего-то более тяжелого, обратитесь к ранним лонг-плеям группы.

King Gizzard & The Lizard Wizard

King Gizzard & The Lizard Wizard by Bryan Lasky
King Gizzard & The Lizard Wizard by Bryan Lasky

Этот коллектив со странным и запоминающимся названием зародился в Мельбурне в 2010 году. За одиннадцать лет существования группа звучала невероятным многообразием жанров: и серф-роком, и гаражным панком, и краутроком, и джазом, и трэш-металом, и фанком, и соулом. Их психоделическое нутро – в постоянном открытии чего-то нового.

Описание творческого пути группы и рассказ о каждом из их альбомов потребует отдельной статьи. Крайне плодовитые King Gizzard выпустили 17 музыкальных альбомов (только в 2017 году их вышло аж пять) и регулярно выступают с невероятно эффектными турами.

Их ключ к успеху кроется в бесконечном стремлении держаться вне рамок. Ограничений не существует нигде – ни в жанрах, ни в инструментах, ни в структуре музыки. Например, альбом Paper Mâché Dream Balloon (2015) был записан в амбаре на ферме родителей фронтмена группы Стю Маккензи практически полностью на акустических инструментах и звучит как классический фолк-рок семидесятых. А Infest the Rats' Nest (2019) отходит от и так шаткого понимания жанра группы, превращаясь в тяжелый и агрессивный стонер- и треш-метал.

Одна из самых заметных тенденций звучания KGLW - это использование микротональности. Вдохновившись ближневосточной музыкой, Маккензи и компания стали применять в проектах турецкие и арабские музыкальные инструменты и заигрывать с микротонами. Интервалы, не попадающие в стандартный 12-тоновый строй, звучат по-внеземному и крайне психоделически.

Один из самых известных альбомов коллектива Nonagon Infinity вышел в 2016 году. Он выполнен в концепции музыкальной “петли Мёбиуса” - каждая из песен плавно и неразрывно перетекает в другую, включая первую и последнюю. Именно с ним King Gizzard победила в ARIA Music Awards в номинации “лучший хард-рок/хэви-метал”.

Если хотите начать знакомство с группой, можете попробовать Nonagon Infinity; впрочем, гораздо лучше понять их творчество Вам поможет кнопка “перемешать все”.

Pond

Pond by Sonic Live Asia
Pond by Sonic Live Asia

Этот коллектив из Перта очень часто ассоциируют с Tame Impala - многие участники обоих проектов неоднократно работали вместе. Но Pond отличается от музыки Кевина Паркера, хоть он и продюсирует группу до сих пор.

В 2009 году они выпустили свой первый альбом, гаражно звучащий Psychedelic Mango, после которого экспериментировали со слиянием псих-рока и поп-музыки. Но после прорыва Кевина Паркера с шумными гитарами его альбома Innerspeaker группа вернулась в русло гитарно-роковой психоделии, выпустив Beard, Wives, Denim - альбом, после которого на них обратили внимание вне австралийской альтернативной сцены.

Однако группа вернулась к синтезаторам поп-жанра в 2017 году с одним из своих самых заметных релизов - лонг-плеем The Weather. Хотя он звучал довольно доступно, Pond затронули в своих текстах не самые типичные для психоделии темы - постколониализм, разобщенность и даже ядерное вооружение. Контраст ярких синтезаторов и мрачных текстов не оставил альбом без внимания критиков, которые отмечали возросшую матерость группы.

Потустороннее звучание благодаря смешению рок- и поп-музыки и концептуальные музыкальные клипы сделали Pond одной из самых заметных австралийских групп, и она продолжает открывать новые горизонты звучания.

Чтобы прочувствовать их инопланетную энергию, начните с The Weather - у Вас еще есть время познакомиться с творчеством группы до их следующего альбома, который ожидается летом 2021.

Moses Gunn Collective

Moses Gunn Collective by Moses Gunn Collective
Moses Gunn Collective by Moses Gunn Collective

Коллектив пяти музыкантов из Брисбена назван в честь американского актера второй половины ХХ века. Музыканты говорят, что вдохновились его ролью мудрого старца в фильме «Бесконечная история» 1984 года - и не ясно, шутят ли они. MGC в целом ведут себя шутливо, легко и непринужденно на концертах, в интервью и в самих музыкальных релизах, создавая впечатление отстраненных людей, наслаждающихся своим полетом в облаках.

Магия Moses Gunn Collective - в заключении психоделических рифов в объятия инди и дрим-поп музыки. В своем пока что единственном альбоме Mercy Mountain 2015 года они воспевают как простые и случайные вещи, вроде дыры в стене, так и призывают петь на смертном ложе. Эстетика легкости, отрешенности от проблем и поставленного под сомнение настоящего формируется неторопливым темпом, обилием переливов и намеренной неряшливостью, присущей гаражным инди-коллективам.

Скоро в дискографии группы ожидается пополнение: новый альбом Dr Moses Love Hospital должен выйти в 2021; с него в начале марта группа выпустила первый сингл.

Psychedelic Porn Crumpets

Psychedelic Porn Crumpets by Paul Van Carter
Psychedelic Porn Crumpets by Paul Van Carter

Одним только своим заряженным названием группа прекрасно описывает саму себя. Эти музыканты из Перта - панки от мира австралийской неопсиходелии.

Легенда гласит, что участников группы друг с другом свел общий наркодилер. Проект обрел форму в 2014 году, переродившись из университетского проекта их фронтмена Джека МакЭвана в музыкальную группу. Первое время они играли музыку “для души” и для своего окружения, которое описывало их звучание как “гаражный рэйв”.

Дебютным релизом группы стал High Visceral - вышедший в двух частях альбом, который позже дополнился EP с невошедшими композициями. Музыка в High Visceral была одновременно и очень мягкой и плавной, и звонкой, с яркими гитарными партиями.

Уже в 2019 состоялся релиз их нового альбома - And Now for the Whatchamacallit. Звучание изменилось под влиянием экспериментального электронного джаза, став еще более ярким и дерзким, чем раньше. Психоделия PPC - это не расслабляющие синтезаторы, а смелый и звонкий электронный звук в быстром темпе, в который вплетены абстрактные трипы про дроидов и фрукты.

Их бойкое звучание в сочетании с очень ярким и колоритным стилем клипов и выступлений хорошо описывается самоопределением группы - “энергичный беспорядок цвета и тона”. Темперамент, драйв и потусторонность коллектива быстро захватывают и не отпускают до последней ноты - попробуйте сами.

Идеальной точкой входа для Вас может стать их последний альбом Shyga! The Sunlight Mound, появившийся на свет в феврале 2021. Если он показался Вам слишком бурным, не беда - High Visceral, pt. 1 никуда не торопится и наслаждается каждым рифом.

Stonefield

Stonefield by Stonefield
Stonefield by Stonefield

Четыре сестры из небольшого городка Дэрауэйт Гуим, штат Виктория, в 2006 году сформировали группу Iotah. Первое время Эми, Ханна, Сара и Холли играли вдохновленный 1970-ми рок, однако, сменив свое название на Stonefield, все сильнее стали увлекаться псих-роком.

С годами они стали все сильнее двигаться в сторону стонер-рока - если первые релизы вроде Through the Clover были скорее данью уважения старой музыке, то после As Above, So Beyond сестры нашли себя в темных и низких отражающихся изобретательных рифах, пойдя дальше и сформировав Stonefield как психоделическую рок-группу. Звук Stonefield - это, в своем большинстве, погруженные в эффекты тяжелые гитары, сохранившие в себе любовь к семидесятым; в их музыке сложно не услышать влияние Led Zeppelin и Black Sabbath. Все их композиции довольно вязкие и шумные, но благодаря медленному темпу и очень спокойной игре звучат очень естественно и гармонично.

Последний альбом коллектива, Bent, вышел в июне 2019. Он поможет познакомиться с творчеством Stonefield поближе, учитывая, что об их следующем релизе пока нет вестей.

The Murlocs

The Murlocs by Jamie Wdziekonski
The Murlocs by Jamie Wdziekonski

Если Вы фанат King Gizzard & the Lizard Wizard, то этот коллектив Вам тоже, скорее всего, знаком. В нем не только играют два музыканта из KGLW - их еще и продюсирует Стю Маккензи, солист «ящерицы-волшебника».

Описать звучание группы можно как гаражный ритм-н-блюз, а сравнить - с ранними альбомами самих King Gizzard. Впрочем, это не та же группа под другим названием - безбашенных экспериментов тут меньше (хотя они никуда не делись), ритмы проще, а звучание традиционно грязное и шероховатое. Блюзовые гитары вместе с губной гармоникой солиста Амброуза Кевина-Смита стали почерком группы.

Хотя в Австралии группа была известна примерно с самого своего существования из-за участия в локальных и национальных фестивалях и турах других групп, мировую известность им принес альбом Old Locomotive 2017 года. Он может стать отличным трамплином для прыжка в мир гаражной блюз-психоделии.

GUM

GUM by Matt Sav
GUM by Matt Sav

Создатель этого проекта - видный музыкант из Перта Джей Уотсон. Мультиинструменталист, играющий в Pond и на выступлениях Tame Impala, нашел время для сольного проекта GUM, в котором конструирует психоделию из мелодий прошлого.

В амплуа GUM Уотсону удаются те идеи, которые не получилось реализовать в других коллективах. По большей части, это заигрывание с электроникой прошлых десятилетий: диско и сай-фай саундтреков восьмидесятых и лоу-фай и электро-музыкой девяностых. Уйдя от влияния Кевина Паркера (ранние работы GUM заигрывали с угадывающимися мотивами Tame Impala), Уотсон смог сформировать свой уникальный музыкальный язык из ярких синтезаторов и звуков пиксельных видеоигр, погружающих в приятную фантомную ностальгию.

Последний на данный момент альбом Out In The World вышел в июне 2020. Он кажется самым амбициозным и куда более личным, чем предыдущие релизы GUM, и создаст отличное представление о его музыкальном стиле.

The Babe Rainbow

The Babe Rainbow by The Babe Rainbow
The Babe Rainbow by The Babe Rainbow

В небольшом городке с населением менее 10 000 человек, под названием Байрон Бэй, объединились четверо музыкантов, которым так понравилась музыка истоков психоделики, что с 2014 года они с помощью гитар возвращаются на полвека назад.

The Babe Rainbow играет софт-рок, вдохновленный шестидесятыми и семидесятыми годами ХХ века. Их очень неторопливая солнечная музыка не пытается удивить экспериментами - это годами проверенная мягкая психоделия, прелесть которой в ее консервации. Впрочем, звук осовременен, но минимально - группе важно было воссоздать безмятежную атмосферу жизни и культуры хиппи шестидесятых. И BR это удается - под них хочется наслаждаться природой, расположиться на пляже или встать на сёрфборд.

На данный момент последним альбомом группы является лонг-плей Today 2019 года. Чтобы познакомиться с магией этого хиппи-коллектива, начните с их первого альбома, названного так же, как и группа - The Babe Rainbow.

Turtle Skull

Turtle Skull by Turtle Skull
Turtle Skull by Turtle Skull

Сиднейский коллектив Turtle Skull описывает свою музыку словосочетанием “Flower Doom” - и это крайне точная формулировка. Сиднейский квинтет с помощью монолитно тянущихся музыкальных интервалов и дум-гитар создают очень иммерсивный стонер-рок.

Став гибридом Pink Floyd и калифорнийских Sleep, TS создает очень плавные погружающие мелодии с протяжными проигрышами и соло. 7-10 минутные песни превращаются в непрерывный опыт, ради которого коллектив позволяет себе разделять слова строчками пополам и уходить от рифмы ради художественного описания монотонным гипнотизирующим голосом.

Первый и единственный альбом коллектива, Monolith, вышел 28 августа 2020 года.

Beaches

Beaches by Darren Sylvester
Beaches by Darren Sylvester

Не стоит путать этот коллектив с канадскими поп-рок The Beaches - их мельбурнские тезки играют туманную психоделию с привкусом пост-панка.

Женский квинтет записывает звучную гитарную музыку с гулкими шумящими эффектами, которая ближе всего к новой волне пост-панка. Предыдущий проект Антонии Зельбах, голоса и гитары Beaches, как раз вдохновлялся культовыми альт-рок коллективами восьмидесятых - это желание освежить прошлым настоящее перекочевало из Love of Diagrams в ее псих-рок проект. Не-роковое экспериментальное звучание гитар соединяется с резонансами психоделической музыки и заигрываниями синтезатора, создавая и протяженные многоминутные инструментальные композиции, и крайне неожиданные комбинации с мягким голосом вокалисток.

Beaches не только звучит как реинкарнация музыки сорокалетней давности; это в целом проект, который очень неохотно адаптируется под новые реалии музыкальной индустрии - они редко выпускают альбомы и почти не балуют слушателей синглами. На данный момент группа выпустила три альбома, которые выходили с перерывами в 4-5 лет. И хотя сейчас Beaches сохраняют радиомолчание, не исключено, что они готовят что-то новое.

Начать знакомство с нынешним творчеством Beaches можно с их альбома Second of Spring 2017 года - 75-минутного лонг-плея из семнадцати песен, которые познакомят Вас с их шумящей пост-панк психоделикой.

The Black Heart Death Cult

The Black Heart Death Cult by The Black Heart Death Cult
The Black Heart Death Cult by The Black Heart Death Cult

Эта группа - представитель андеграундной нео-психоделии. Мельбурнская пятерка выпустила свой первый сингл в 2016, еще три года им понадобилось, чтобы выпустить свой дебютный альбом.

BHDC, как описывает себя сам коллектив, - это протяжные «шумящие психо-мантры». От обложек до текстов коллектив пропитан грустно-мечтательной восточной эстетикой. Восточные инструменты отражаются и в звучании группы - наряду с перегруженными гитарами, неразборчивым голосом и тягучестью мелодий.

Группе удалось изобрести свой почерк, который состоит из мрачной космической смеси шугейза и психоделии. Несмотря на грязное гаражное звучание, музыка у The Black Heart Death Cult довольно структурированная и отработанная - продюсером проекта выступил Рики Майми, один из основателей видной американской псих-рок группы The Brian Jonestown Massacre. Говоря откровенно, не упомянуть этот коллектив в этой подборке мне не позволила бы совесть.

26 марта они продолжат свою проповедь вторым лонг-плеем, Sonic Mantras, а пока у Вас есть время ознакомиться с их дебютным альбомом, The Black Heart Death Cult.

Описывать музыку всегда непросто, но особенно сложно описывать психоделическую музыку. Звуки, которые откликаются глубоко в душе, кажутся крайне интимными, про них не хочется много говорить общими формулировками. Тем не менее, я попытался рассказать про двенадцать групп, которые своим творчеством создают живую и крайне изменчивую картину австралийской и мировой музыки.

Разумеется, это не ультимативный гид по австралийской нео-психоделике. Жанр крайне многообразен и представлен разнообразными коллективами. Сюда не поместились многие группы и исполнители - но Вы можете пополнить список в комментариях.

Австралийская альтернативная сцена стремительно развивается. Очень скоро она сможет удивить нас неизвестными до этого именами или подтвердить талант уже знакомых исполнителей. Но наслаждаться прекрасной музыкой, погружающей в транс, мы можем уже сейчас.

Материал подготовлен при поддержке A Special Presentation, редактор Владимир Любченко

3838
19 комментариев

Лично для меня австралийская психоделика наравне с лондонским джазом - это самое интересное, что происходит в музыке сейчас. Рад, что Импала и Кинг Гиззард стали практически мэйнстримом. 

8
Ответить

А можешь что посоветовать из лондонского джаза? Сам только недавно начал медленно вкатываться в жанр. Alfa Mist одно из моих лучших музыкальных открытий (ссылка мож кого заинтересует)

1
Ответить

Спасиб за хороший материал!
По классике, в материале про Tame Impala должны быть самые баянистые мемы.
 , после середины 70-х годов психоделия пропала из поля общественного внимания.даж пораньше и банально жанр "ушел" в два других: прогрок и краутрок. Все 70ые фактически - это множество пограничного прога-психоделии. Япония тех лет, кстати, особенно интересна: очень любили миксовать психоделический рок со всем разным. Куча крутых тем там появилась.

6
Ответить

Картинка очень related, конечно! Жаль, что мы скорее всего больше не услышим ничего сравнимого по звучанию с Innerspeaker и Lonersim от Паркера.

3
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Можете подкинуть самых интересных японских групп тех лет тогда?  Был бы очень признателен.

Также спасибо автору статьи, я открыл для себя новые интересные группы! 

Ответить

Статью пока не прочитал, но беглым взглядом уже вижу, что почти все мои самые любимые группы упомянуты. Может ещё чего-то вспомню после прочтения.
Вообще, на данный момент, это мое самое любимое звучание, особенно Tame Impala, Pond, KGATLW. Ещё у King Gizzard такое охренненое сообщество на Reddit, если вы очень сильно фанатеете от этой группы, то возможно и вам будет интересно там посидеть.

4
Ответить