Классика на DTF: Романтизм
Что будет, если симфоническая музыка станет немного «эмо», а её сюжет углубится в жанр фэнтези?
Знакомимся с очень яркой классической музыкой, похожей на саундтреки из голливудских фильмов.
Этот график с таймлайном вы уже могли видеть в одном из предыдущих материалов, когда знакомились с музыкой барокко. Мы с вами, перепрыгнув через классицизм, переходим в период музыкального романтизма, который приходится почти на весь XIX век (но это очень условно).
Основной чертой данного стиля является его эмоциональность — всё построено и держится именно на эмоциональных переживаниях, заключенных в музыку, именно они становятся главными музыкальными образами, а не сами персонажи и события, которые их генерируют.
Надо сказать, что современники частенько критиковали романтизм за эту подростковую эмоциональность и отсутствие серьёзности, но данная музыка определенно прошла проверку временем.
Вы и сами вполне можете припомнить современные музыкальные жанры, где эмоциональная экспрессия является одним из основных элементов музыки.
В этот раз мы сосредоточимся на конкретных музыкальных произведениях, и оставим немного в стороне композиторов и исполнителей, чьи записи мы будем слушать.
Для начала вот типичный пример увертюры периода романтизма — это у нас Роберт Шуман
Фантастическая симфония
Данное музыкальное произведение было написано Гектором Берлиозом, когда ему было 26 лет, и являлось первой программной (имеющей сюжетную основу) симфонией в романтическом стиле.
Это была абсолютно молодёжная музыка того времени — помимо бури эмоций, передаваемой музыкальными образами, в ней был довольно смелый сюжет.
Собственно, всё произведение — это наркотический бэд-трип, где главный герой немного передознулся опиумом на фоне неразделённой любви, и путешествует по своим видениям, так или иначе связанным с любимой женщиной и его внутренними переживаниями о ней. Заканчивается всё сценой с казнью главного героя за убийство возлюбленной, и шабашем ведьм на его похоронах (наркотики — зло).
Вот послушайте запись в исполнении Берлинского филармонического оркестра под управлением Герберта фон Караяна.
Альбом на музыкальных сервисах:
Остров мертвых
Симфоническая поэма Сергея Рахманинова «Остров мертвых» написана под впечатлением от одноименной картины художника-символиста Арнольда Бёклина. На картине изображена лодка с фигурами людей, выполняющих погребальную миссию; и остров с вырубленными в скалах гробницами и монументальными темными кипарисами — к этому острову лодка и подплывает. Вся эта сцена является очевидной аллюзией к последней переправе (Стикс, Харон и тд).
Перед тем как самому отправиться на этот печальный остров, Бёклин успел нарисовать как минимум шесть версий картины с этим сюжетом.
Вот вариант в исполнении оркестра под управлением Михаила Плетнёва, там еще и первая симфония Рахманинова — её тоже слушайте.
Альбом на музыкальных сервисах:
Карело-финский эпос
Следующая запись представляет собой альманах симфонических поэм, написанных Яном Сибелиусом — главным композитором Финляндии.
Сюжеты для своих симфоний Сибелиус любил брать из финского фольклора — тут и Калевала, и различные легенды, и просто ландшафты сказочной Финляндии.
В музыке передана вся эта таинственная эстетика финских лесов и болот, с живущими там духами и демонами. Можно проследить, как припозднившийся ездок пробирается через ночной лес, убегая от всей этой нечисти.
В то же время в поэме «Бард» можно услышать героическую музыку, посвященную тематике викингов.
Запись в исполнении оркестра города Лахти.
Альбом на музыкальных сервисах:
Ад Данте
Ференц Лист написал симфонию по мотивам литературного произведения XIV века «Божественная комедия» Данте Алигьери.
Путешествие странников по кругам ада, встреча со смертными грехами, живописные пространства загробных миров — очень драматичное, масштабное музыкальное полотно.
Эта музыка вполне могла бы быть саундтреком к какому-нибудь голливудскому блокбастеру.
Запись в исполнении Берлинского филармонического оркестра, дирижирует Даниэль Баренбойм.
Альбом на музыкальных сервисах:
Кольцо нибелунга
Злой карлик изготавливает могущественное кольцо из похищенного им золота. Кольцо у карлика отбирают, но он успевает наложить на него заклятие — всем, кто владеет кольцом, оно будет приносить только несчастья.
Короче, там много народа полегло из-за этого кольца. Проклятие с кольца снимается только огнем — а ещё там есть битва с драконом из-за сокровища и великаны.
Очень знакомые мотивы, вы не находите?
Но странного тут ничего нет — и Рихард Вагнер, и Толкин, использовали в своих произведениях образы германо-скандинавской мифологии, и вполне очевидно, что некоторые элементы у них слегка совпадали.
И снова у нас запись в исполнении Берлинского филармонического оркестра под управлением Герберта фон Караяна. (как-то мне очень «заходит» именно его исполнение)
Тут только увертюры и прелюдии — не пугайтесь, слушать всё целиком, вместе с ариями, это займет часов 16 — ещё то испытание.
Альбом на музыкальных сервисах:
Довольно компактный материал получился, не стал я ударяться в рассуждения на этот раз.
У меня остались четыре темы в запасе из запланированных, чтобы закончить этот формат — очень надеюсь уложиться до мая.
Собственно, лучший период для знакомства с классикой. Разнообразная форма, склонность композиторов к индивидуальности и самовыражению, многие жанры вышли на новый уровень и при этом музыка доступна для широкой аудитории, в отличие от большей части классики прошлого века.
Собственно, поэтому и выделил его наряду с барокко.
Практика показывает, что барокко всё же полегче будет для входа - там совсем поп-музыка.
Мне куда легче, даже с оглядкой сейчас, с нынешним опытом, было проще вкатиться через классицизм. В итоге, конечно, какой-нибудь Лист и Малер у меня занимает наверное самую важную роль в том, что сформировало мой интерес к академической музыке, но классицизм как таковой заложил все основы.
Хотя, Дебюсси все-таки более влиятельный, но он уже чуточку позже, если брать какую-то стандартную периодизацию