Глазные яблоки, оккультные науки, шлемы: зачем музыканты скрывают лицо

Маски, грим, макияж, костюмы

Глазные яблоки, оккультные науки, шлемы: зачем музыканты скрывают лицо

Секрет успеха музыканта кроется не только в качественной музыке, но и в правильно подобранном сценическом образе. Внешний вид может отображать концепцию группы, визуально доносить до слушателя её правила и идеи, а может выполнять и более практическую функцию.

Одним из самых популярных элементов, применяемых для всего перечисленного, считаются грим, макияж и маски, позволяющие скрывать истинное лицо артистов. В данном материале поговорим о причинах использования подобных аксессуаров и самых известных коллективах, известных таким имиджем.

Маски

Выделяются несколько причин, по которым музыканты прибегают к использованию масок. Некоторые коллективы таким нехитрым способом стараются сохранить полную анонимность и скрыть от публики собственное лицо, чтобы слава и популярность не помешали вести нормальную повседневную жизнь.

Для других артистов скрытие собственных лиц стало высказыванием по поводу того, что в музыке важны сами песни, а не личности, что их исполняют. Зачастую эти причины тесным образом переплетаются. Для других же эффектный сценический образ стал возможностью выделиться на фоне конкурентов и стать «теми самыми», ведь просто хорошо поющих и пляшущих на сцене много, а вот шипастую маску на голове носит далеко не каждый.

The Residents
The Residents

Британская группа The Residents известна не только своим творчеством, но и знаменитыми масками в виде глазных яблок. Псевдонимы артистов аналогичны носимым атрибутам: Мистер Синий Глаз, Мистер Зеленый Глаз, Мистер Красный Глаз и Мистер Череп. За многолетнюю карьеру их анонимность так и не раскрыли. Правда, в 2010 году во время одного тура артисты стали нарочито именовать друг друга якобы настоящими именами: Ренди, Чак, Боб и Карлос, что предсказуемо оказалось очередной придумкой группы.

Slipknot
Slipknot

Знаменитые масочники из Slipknot стали использовать маски для сохранения загадочности вокруг группы. Артисты старались не светить лицом даже на интервью, а в общении вместо имён музыканты пользовались номерами от 0 до 8. Подобным перфомансом музыканты заявили, что личности не важны, и людям нужно просто слушать музыку.

«Это наш способ быть ближе к музыке. Так мы отстраняемся от того, кто мы есть и что мы делаем вне музыки. Это позволяет нам целиком ей отдаваться»

Кори Тейлор

Саму идею использовать маски в выступлениях предложил Шон Крэхан, принесший на репетицию дешевую клоунскую маску. По одной версии, он боялся выходить на сцену без неё, а по другой ─ просто хотел выделиться. Коллегам идея понравилась, и группа начала использовать их на постоянной основе. Изначально аксессуары готовили сами музыканты, но с 2001 года работу передали профессиональным мастерам по спецэффектам.

Постоянные эксперименты с образами закончились в 1997 году, когда коллектив окончательно выстроил концепцию. К маскам добавились рабочие комбинезоны, а сам внешний вид эволюционировал от альбома к альбому.

Со временем задача реквизита изменилась, и теперь они создают напряженность в шоу. К тому же сами аксессуары превратились в неотъемлемую часть образа Slipknot, а сами артисты в интервью говорили, что без них ощущают себя неуютно.

«Маска причиняет жуткую боль, и эта боль помогает мне выкладываться на максимум»

Кори Тейлор
Hollywood Undead
Hollywood Undead

Рэп-металлисты из Hollywood Undead объясняют наличие масок очень просто, ─ так музыканты выглядят крутыми и пафосными. Непременный атрибут коллектива появился с самого первого клипа, а к выходу первого альбома «Swan Songs» дизайн масок стал гораздо продуманнее. Если первые варианты отличались неудобством, то позже артисты создали вокальную версию, с вырезом для рта. Дизайн реквизита незначительно видоизменялся: менялся цвет или добавлялись светодиоды. На концертах музыканты снимают маски после нескольких композиций, в знак уважения к слушателю.

«У нас музыка не такая, как у всех, так с какой стати нам выглядеть, как все?»

J-Dog

Аналогичным образом, музыканты из Mudvayne заявляли, что грим им нужен для скрытия личности, благодаря чему поклонники разбирали бы их творчество, а не их личную жизнь. Но спустя годы музыканты признавались, что именно броский внешний вид выделяет их из массы остальных коллективов.

Deadmau5
Deadmau5

Электронщик Джоэль Томас Циммерманн в не последнюю очередь известен маской в виде головы мыши. Из-за схожести маски с головой Микки Мауса, в 2014 году музыкант нарвался на судебный иск от Disney. Спор в итоге решился полюбовно. Диджей рассказывал, что на идею маски его вдохновило его прозвище Deadmau5, полученное из-за того, что однажды он нашёл в собственном компьютере мёртвую мышь. Сам музыкант называет маску лишь неудобным элементом имиджа, позволяющим дистанцироваться от остальных и в котором во время выступлений становиться очень жарко.

«Я надеюсь, что люди любят меня не только за имидж, но и за то, что я пишу хорошую музыку».

Deadmau5

Группа Mushroomhead пользуется классическим для сегодняшних героев набором: псевдонимы, маски и логотип X-Face. За сценический образ ответственен Дэвид Грейтхаус ─ гримёр и режиссёр клипов коллектива. Дизайн самих масок периодически обновляется.

Основной причиной скрытых лиц музыканты указывали то, что они не хотели конфликтовать с другими коллективами, где они выступали. Они же стали причиной длительного конфликта с Slipknot, вспыхнувшего из-за схожести образов в 1999 году. Первые обвиняли вторых в плагиате, считая, что конкуренты содрали образ у них, поскольку те образовались два года спустя. Но за исключением некоторых резких заявлений, сами музыканты почти не участвовали в конфликте. Точку в противостоянии поставили в 2010 году, сразу после смерти Пола Грея, басиста Slipknot.

Mushroomhead
Mushroomhead

Музыканты из Ghost в интервью рассказывали, что желали сосредоточить внимание слушателя именно на творчестве, из-за чего и начали использовать маски. В более поздних интервью артисты говорили, что не зацикливались на анонимности, хотя польза от масок в этом плане оказалась несомненная.

При создании сценического образа «призраки» вдохновлялись христианскими мотивами, только с сатанинским уклоном. Фронтмен группы взял псевдоним Papa Emeritus, а его одеяния отсылают к Папе Римскому, но олицетворяют поклон Сатане. Остальная пятерка представляет Безымянных Упырей, каждый из которых ответственен за конкретную стихию: огонь, вода, воздух, земля и эфир. Соответствующий знак выведен на их одежде. А по женским очертаниям реквизитов фанаты вычислили то, что в коллективе появились новые исполнительницы.

Ghost
Ghost

В лайв-выступлениях ливерпульская группа Clinic, играющая post-punk revival, прибегает к эксцентричному звучанию и широко использует синтезаторы, электроорганы, меллотроны. Кроме ярких сценических костюмов, выступления не обходятся без обычных медицинских масок. Причина проста: желание выделиться, поскольку вряд ли артисты в далеком 1997 году знали о надвигающейся пандемии короновируса.

Рэп-исполнитель Дэниел Думилей выделяется не только характерной манерой исполнения, но маской. Если вам кажется, будто бы вы видите одновременно Максимуса из фильма «Гладиатор» и Доктора Дума из комиксов «Марвел», то зрение вас не обманывает. При создании маски за основу взяли именно знаменитый киношный вариант, слегка подкорректировав под выдуманного злодея. Артист объяснял, что его образ – это сочетание всех существующих американских злодеев. Поэтому MF Doom (metal face) сделал маску важной частью собственного имиджа.

MF Doom
MF Doom

Не всегда ношение масок объясняется практичными причинами. Иногда здесь оказываются замешаны некоторые «особенности характера». Музыкант Брайан Патрик Кэрролл скрывает собственное лицо белой театральной маской, а на голову надевает ведро, сначала из KFC, позже обычное белое. Неудивительно, что музыканта одарили прозвищем «Ведроголовый». Оригинальный образ поддерживается оригинальной легендой о том, что в детстве Брайана воспитали курицы, а теперь он должен предупредить мир о курином холокосте в забегаловках. Сложности характера и чрезмерно экстравагантный имидж сыграли против артиста, поскольку из-за этого сорвалось перспективное сотрудничество с самим Оззи Озборном, которому явно не понравились эти игры разума.

Buckethead
Buckethead

Музыкант Zomby использует созданный имидж в качестве защиты от возможных негативных последствий. Так, скрывая личность, электронщик позволяет себе высказывать весьма вольные и резкие заявления в твиттере. Это не говоря про частую критику зрителями его лайв-выступлений, за которые приходиться отдуваться организаторам.

Daft Punk давно нельзя представить без их знаменитых шлемов и перчаток с металлическими пальцами, ставшими частью их роботизированного образа. Подобный механический имидж отлично дополняет электронную музыку, придавая футуристическую эстетику и некоторую обезличенность. Музыканты хоть и не скрывают настоящих имён, но совершенно не любят фотографироваться. Неудивительно, что за исключением нескольких ранних снимков, нет практически ни одного их достоверного изображения. И в отличие от Deadmau5, их шлемы оснащены вентиляцией.

Daft Punk
Daft Punk

А вот певица Сиа на собственных выступлениях пользуется не масками и макияжем, а париком с высветленными волосами и перевязанной лентой, частично или полностью скрывающей лицо. В начале карьеры певица говорила, что изображает певицу-загадку, которую пытается открыться в собственных песнях. В более поздних интервью певица рассказывала, что достигнутая анонимность помогает в повседневной жизни. Хотя последнее не совсем понятно, поскольку фотографий певицы без грима в интернете хватает.

Sia
Sia

Отдельно хотелось бы отметить коллективы, которые не ограничились простой маской, а придумали себе целые костюмы и образы. Знаменитый костюм группы Gwar появился из-за их общего культурного прошлого. Фронтмен группы Дейв Броки с одногруппниками занимался съемками любительских фильмов ужасов. Но затем он ушел в музыку, прихватив с собой любовь к ужастикам, которые воплотились в сценическом образе. Ради костюмов артисты придумали целую легенду в лавкрафтианском стиле про древних космических монстров, нападающих на Землю. Даже название группы взято из крика ужаса.

Перед каждым выступлением участники коллектива одеваются в костюмы монстров из латекса, резины и пенопласта, и с бутафорским оружием в руках идут выступать. Когда новички сменяют старых членов группы, они наследуют и «легенду» с костюмом. Все ради общей концепции.

Gwar
Gwar

Финская группа Lordi, названная Дейвом Броки «детской версией GWAR», проснулась мегапопулярной после триумфального Евровидения 2006 года. Их запоминающиеся образы стали результатом влияния Kiss, которыми вдохновлялся создатель группы – Томи Путаансуу. Он даже занимал пост председателя фан-клубасвоих кумиров.

По примеру кумиров, музыканты взяли псевдонимы и разработали сценические костюмы. Сам Томи, ставший Мистером Лорди, позже разработал большую часть костюмов, которые делаются из жидкого латекса, холста, металла, кожи и вручную раскрашиваются солистом. Процесс их надевания и наложение грима занимает больше часа. Музыканты стараются периодически освежать свой внешний вид, а новички коллектива обзаводятся новым образом. В интервью группа заявляла, что маски помогли сохранить анонимность, и дала шанс на спокойную повседневную жизнь.

Lordi
Lordi

С Lordi связана курьёзная история. Журналисты решили, что под названием Lordi выступает другая финская группа - Children of Bodom, подкрепляя новость непонятной фотографией. Оба коллектива решительно отвергли подобное заявление. Другой финской газете, опубликовавшей якобы фотографию музыкантов без грима, пришлось столкнуться с народным недовольством, и приносить коллективу извинения.

Грим и макияж

Элис Купер
Элис Купер

В отличие от масок, которые ориентируются на зрелищное шоу, грим и макияж несут в себе больше театрального. Первопроходцем на этой стезе считается Элис Купер - отец шок-рока. Для него сцена превращалась в площадку экспериментов, а его яркие перфомансы значительно расширили представления о сценических возможностях артистов. Тем удивительнее, что провокационное поведение на публике сопровождалось относительно простым макияжем. Сам музыкант вспоминал, что на раскраску лица вдохновили фильмы «Что случилось с Бэби Джейн?» и «Барбарелла». От Бэби Джейн Купер позаимствовал скатавшийся мрачный макияж с густой черной подводкой, а от Великого Тирана — пышные чёрные волосы и перчатки с выглядывающими из них кинжалами.

Kiss
Kiss

Самыми известными «музыкантами-гримерами» считаются Kiss. Чёрно-белый макияж, схожий с масками кабуки, стал визитной карточкой, наравне с бессмертными хитами группы. Через наносимый грим музыканты выражались визуально. Так, Пол Стенли рассказывал, что выбрал звезду вокруг глаза, потому что очень хотел стать звездой. До начала 1980-х каждый выход на публику сопровождался нанесением знаменитого макияжа. Вначале артистам пришлось учиться делать макияж, не ослепляя друг друга. Много времени ушло на выбор той самой краски, которая легко смывалась бы, но сохраняла устойчивость достаточно длительное время.

Затем, последовал короткий период, когда группа решила «освежить» образы и привлечь новую аудиторию. Отказ от фирменного макияжа превратил их в «обычную рок-н-ролл группу». Но преданная аудитория не особо тепло восприняла подобные перемены, и музыканты вернулись к прежним образам. Да и возраст сказывался: морщины оказалось проще прятать за масками.

Питер Гэбриэл
Питер Гэбриэл

На протяжении большей части творческой карьеры Питер Гэбриэл очень много экспериментировал с образом. Театральность его представлений породила множество ярких сценических образов. Для тура Foxtrot музыкант выступал в маске лисы и в платье жены. Для образа вампира Питер выбеливал лицо и наряжался в чёрное трико. Однако в 1975 году музыкант на время приостановил опыты, а в дальнейшем прибегал к гриму гораздо реже.

Кинг Даймонд
Кинг Даймонд

Кинг Даймонд вдохновлялся Kiss и Элисом Купером, и также решил использовать в выступлениях макияж. В своем сценическом образе артист воссоздавал хоррорные облики, с отсылками на сатанизм. Здесь сказывалась давняя любовь музыканта к оккультным наукам.

«Я сатанист на 1000000 %»

Кинг Даймонд

Обычно, в центре маски Даймонд рисовал перевёрнутый сатанинский крест, разбавляя все бутафорской кровью. В дальнейшем Кинг стал использовать чёрную накидку и кучу сатанинской символики, в том числе и микрофонную стойку в виде креста из человеческих костей. В качестве «напарника» для выступления он возил череп по имени Мелисса.

Образ полюбился публике, но привлёк любителей наживы. В иске от одного адвоката из Нью-Йорка Кинг Даймонд обвинялся в плагиате имиджа у более популярной группы Kiss. Суд артист в итоге выиграл, однако от греха подальше, он усложнил фейспринт, сделав его более агрессивным и ассиметричным.

Стив Стрейндж в центре
Стив Стрейндж в центре

Мощный толчок к широкому использованию макияжа среди музыкантов дало течение «новый романтизм». Воспевание гламура, гедонизма, ярких нарядов и красоту, отсутствие какого-либо социального высказывания ─ всё это породило волну женственных и андрогинных исполнителей, максимально отошедших от образа классических панков и рокеров. Дополнительно артистов подстегивала популяризация видеоклипов, ради которых музыканты придумывали эпатажные образы и наряжались в вычурные одежды.

Одним из главных представителей течения стал Стив Стрейндж, лидер группы Visage. Стандартный макияж музыканта состоял из яркой подводки глаз и крашенных губ. Но иногда на его лице появлялись целые картины. А вот Бой Джорджу всегда старался использовать всю палитру радуги, создавая бойкие образы.

Twisted Sister
Twisted Sister

Несравненный Дэвид Боуи однажды дал целое интервью, посвященное только его макияжу. Там музыкант рассказал об используемой им косметике и давал совет не перебарщивать с глиттером на глазах. Его знаменитые образы создавались, как способ перестать быть тщедушным человеком, и превратиться в нечто-то большее и значимое.

Своим броским макияжем музыканты из Twisted Sister старались дополнительно подчеркнуть название. Их сценический образ создавал ощущение того, что они профаны, не разбирающиеся в косметике. Особенно ярко смотрелось лицо солиста Ди Снайдера: толстые голубые тени, яркая помада красного цвета, подводка.

За долгие годы творческой деятельности образ Мэрлина Мэнсона устоялся и теперь стал неотделимой частью его личности. Минималистичный и готический грим стал визитной карточкой эпатажного музыканта. Сам Мэнсон заявлял, что ограниченность в косметике стимулирует креативность, а для самого Мэрлина это способ выглядеть «плохим». Известно, что Мэнсон пользуется винно-коричневой губной помадой Diva, а в молодости ему приходилось подворовывать подводку и тональную основу из магазинов.

Мэрилин Мэнсон
Мэрилин Мэнсон

Британская группа HMLTD одно время стала завсегдатаями обложек модных журналы. Музыканты рассказывали, что их сценический образ вдохновлялись дрэг-культурой и club kids, а также эстетикой «новой романтики». Гламурный внешний вид делает их очень броскими и яркими.

Это далеко не полный перечень артистов, чей сценический образ основан на масках. гриме и макияже. А каких музыкантов можете вспомнить вы?

3737
11 комментариев

И ни одного упоминания Mayhem и последующих адептов трве квлт с обязательным корпс пеинтом

2
Ответить

когда интернет был чем-то волшебным, я сперва таки нашёл что в титрах resident evil с Йовович играет Slipknot, а потом увидел их впервые в этом клипе

1
Ответить

Недавно открыл для себя Grima. Наши парни из Красноярска. Играют атмосферный блэк, колоритный и довольно мелодичный. Ну и маски просто шикарные.

1
Ответить

Что бы я назвал годной маской:

1
Ответить

очень нравятся образы в Destroid, жаль проект не долго просуществовал 

Ответить

ну и Датсик в ниндзя-стиле до тех самых печальных событий был очень крут 

Ответить