Девушки поют: 10 новых рок-исполнительниц, которых стоит послушать
Пополняем плейлисты хорошей музыкой.
В конце февраля вышел отличный женский рок-альбом, и речь идет совсем не про Земфиру: американская певица Жюльен Бейкер выпустила «Little Oblivions», в котором обрамила свои хрупкие песни в мощный стадионный звук.
Хороший повод повод поговорить о недавно появившейся, но уже набравшей мощь новой волне женского рока: вместо цветастых поп-аранжировок молодые девушки всё чаще предпочитают стальные струны и прямой разговор по душам.
В этом тексте: beabadoobee воскрешает постгранж, Jay Som устраивает танцы в библиотеке, Nilüfer Yanya смешивает рок с r’n’b, Japanese Breakfast играет шугейз, Snail Mail и Soccer Mommy вынимают душу, Big Thief и Фиби Бриджерс нагнетают мрак, а Lucy Dacus и Жюльен Бейкер лечат разбитые сердца.
beabadoobee
Беатрис Кристи Лаус — ровесница нашего века. Ей 20, первые три года она прожила на Филиппинах, затем с родителями переехала в Лондон. Ничего филиппинского в её музыке нет, прошлогодний дебютник «Fake it Flowers» — чистой воды женский альтернативный рок позапозапрошлого десятилетия, в духе Hole, Garbage, Bush, Аланис Мориссетт и других.
Певица по кличке бибадуби находит самые нужные аккорды, слова и мелодии, благодаря которым её песни превращаются в машину времени: чувствуешь себя американским тинейджером конца девяностых, который круглые сутки смотрит MTV и катает на скейте. Когда на тридцатой секунде песни «Care» Беатрис врубает рок, выброс адреналина обеспечен, и тебе снова 17 — жаль, не навсегда.
Jay Som
На удивление, ещё одна девушка с филиппинскими корнями, играющая рок как из 90-х. Jay Som, впрочем, сдержаннее — в отличие от подросткового гранжевого бунта бибадуби, это музыка более камерная, инди-поп с большим количеством музыкальных отсылок, от нежно шумящих гитар в духе Yo La Tengo до разного рода диско и фанка.
Ботанские песни для тусовок в библиотеке — превосходные в своем роде. Впрочем, на яркие эмоциональные моменты музыка Jay Som тоже богата — взять, например, тягучее соло из песни «Superbike».
Nilüfer Yanya
Британская исполнительница с турецкими корнями нашла среднее арифметическое между непричёсанным инди-роком и томным современным r’n’b, а также между концептуализмом и доходчивыми мелодиями. В её арсенале — низкий зычный голос, мощный гитарный гром и джазовые веяния. Все это демонстрирует её дебютный и пока единственный альбом «Miss Universe».
На пластинке есть антиутопический сюжет (привет Оксимирону), песни перемежаются интерлюдиями с компьютерным голосом, но на самом деле концептуальная рамка вторична по отношению к западающим в память песням, а мы ведь здесь именно из-за них.
Japanese Breakfast
И к Японии, и к завтракам эта музыка имеет не больше отношения, чем American Football — к американскому футболу. Прежде вокалистка Мишель Заунер пела в хорошей, но не добившейся серьезных успехов эмо-группе Little Big League, зато её сольный проект Japanese Breakfast стал любимцем фестивалей.
На счету у проекта — два альбома, отличаются они друг от друга как ночь и день. На «Psychopomp» звучит интроспективный и достаточно темный шугейз. На «Soft Sounds from Another Planet» — солнечный инди-рок с шумными гитарами и научно-фантастическими синтезаторами. Обе пластинки великолепны. Вопрос один: когда третья? Ждём уже четыре года.
Snail Mail
Свой дебютный и пока единственный полноформатный альбом «Lush» Линдси Джордан записала в 18 лет, но ничего подросткового в нём нет: это очень зрелые и мудрые песни. Любопытно, что и Snail Mail, и другие героини этого нового женского рока совершенно не скрывают заимствований.
Например, на ютубе есть видео, в котором Линдси Джордан расписывается в любви к Белинде Бутчер из My Bloody Valentine, остальные влияния тоже на виду: заторможенный рок Red House Painters, гитарное раздолбайство Pavement, самые нежные образцы эмо девяностых. Важно то, что чужих звуков и приемов Snail Mail собирает что-то своё, её манеру ни с чем не спутаешь.
Soccer Mommy
Под странноватым и классным псевдонимом «футбольная мамочка» скрывается 23-летняя Софи Эллисон из Нэшвилла — города, славного кантри-традициями.
К кантри песни Soccer Mommy, впрочем, никакого отношения не имеют, это такая инди-версия Аврил Лавинь: интровертные песни о непростой юности, в которых броские поп-мелодии соседствуют с угловатыми аккордами и облаками гитарного шума. Под медитативный семиминутный колосс под названием «yellow is the color of her eyes» при нужном настроении вполне можно уплыть куда-то в жёлтом сиянии и больше не вернуться назад.
Big Thief
Такой псевдоним подошёл бы какому-нибудь средней руки гангста-рэперу, но поздно, имя уже заняла группа из Бруклина. Big Thief играют крепкий фолк-рок с заходами в жужжащее электричество. Звучат они грубо и веско даже в самые тихие моменты.
Это неотшлифованная музыка, в ней очень много плоти — какая тяжесть в этих акустических гитарах, как давит на грудь голос солистки Эдриенн Ленкер, способной от пения кроткого и даже жалостливого перейти чуть ли не к гроулингу, как в мощной песне «Not».
Впрочем, и отдельно от группы Эдриенн Ленкер тоже хороша: в прошлом году вышло два её сольных альбома с говорящими названиями «songs» и «instrumentals». Записаны они были в хижине в американской глуши на кассетный рекордер, звучат на них гитара, голос, вибрафон, иногда окружающие шумы вроде дождя и поющих птиц — а больше ничего и не надо.
Lucy Dacus
Люси Дакус вяжет свитера. Люси Дакус фоткается с пойманной рыбкой. У Люси Даукс немного детское лицо, но совсем недетские песни. Её главный хит — «Night Shift», шести с половиной минутный многоступенчатый эпос о том, как залечить разбитое сердце. Начинается он с тихого пения под гитару, а оканчивается шквалом перегруза и мелодией такой красоты и мощи, какие редко встречаются в природе.
Остальные вещи — ничуть не хуже. Альбом «Historian» — десять номеров напористого инди-рока без стилизаций под девяностые или восьмидесятые, без диско-ритмов и прочих украшательств: этика для Люси Дакус выше эстетики, и главные черты её музыки — честность и достоверность.
Julien Baker
Приготовьтесь, будет грустно: Жюльен Бейкер поет о христианстве, наркотиках, депрессии, трудной сексуальной самоидентификации, распадающихся отношениях и вывихнутых лодыжках (её дебютный альбом так и называется — «Sprained ankle»). Через все это ей приходилось проходить самой, поэтому в достоверности песен сомневаться не приходится. Часто она обходится одной гитарой и голосом, но новый альбом радует объёмным звучанием, кое-где можно даже потанцевать — большой шаг вперёд для певицы, чьи ранние песни проходили по тэгу «сэдкор».
Phoebe Bridgers
Пожалуй, самая знаменитая героиня нашего списка — прошлым летом у Фиби Бриджерс вышел альбом «Punisher», шум вокруг которого не утихает до сих пор, отзывы критиков напоминают стоячую овацию, а количество прослушиваний гораздо выше, чем у других фигуранток данного текста.
Это удивительно, учитывая то, какую музыку играет Фиби — темнейший фолк с очень откровенными текстами. Даже в самые бодрые моменты вроде обманчиво веселой песни «Kyoto» голос Фиби звучит как-то неосветлённо. Под стать музыке и клипы, где певица разгуливает в костюме скелета и ловит галлюцинации.
Альбом разгоняется от еле слышных гитарных переборов к совершенно апокалиптическому финалу, где ревут иерихонские трубы, а всё сущее сгорает в пламени. Отчаянная музыка для отчаянных времён — вот что такое Фиби Бриджерс. В прессе её называют «новым Бобом Диланом» и «новым Эллиотом Смитом». Сравнения вполне релевантны, но уже не имеют смысла, ведь «Punisher» новых мрачных девушек с гитарами будут называть «новыми Фиби Бриджерс».
Кстати, в 2018 году Фиби Бриджерс, Люси Дакус и Жюльен Бейкер образовали супергруппу boygenius. Название — насмешка над уверенными в своей гениальности мужиками. Трио выпустило один мини-альбом, раскрывающий таланты всех трёх участниц.