Онлайн-концерты как главный грех музыкального постковидного пространства

Анализ ситуации с концертами после всеобщего запрета массовых мероприятий и реакции рынка.

Давайте с вами признаем, что большинство онлайн-концертов — отстой, потому что именно сейчас, когда число оных увеличилось многократно, возросла и выборка для убеждения в этом факте. Да, возможно, это вынужденное зло, чтобы музыкальная индустрия не умерла окончательно во время пандемии, но это не отменяет того, что причастные к созданию этих концертов грешны. В чем же их проблема?

Начнем с очевидного: организация почти всех онлайн-концертов недостаточно качественная, как, например, у профессиональных сессий типа Colors или отечественной студии On Air. В одном случае мы получаем продуманный по монтажу и качественно записанный лайв, а в другом — сведенное на скорую руку, нередко с кучей технических проблем, видео живого исполнения артиста.

К слову, сами артисты, в подавляющем большинстве, соглашаясь на онлайн-концерт, думают, что смогут вывезти на собственном мастерстве, относясь к нему как к обычному, да еще и "интерактива добавим, пообщаемся с фанатами в комментариях". А на выходе мы получаем импотентную атмосферу взаимодействия артиста с пустотой и экраном, где он еще и довольно нелепо читает не менее нелепые неотсортированные вопросы. Да, у единиц хватает ума и харизмы, чтобы выводить на свою волну невидимую аудиторию Например, МТС заручились поддержкой главного мессии отечественного музжура, Сергея Мудрика, в качестве модератора, что добавляет концерту стройности, а Яндекс взял под свое крыло некогда ушедшего в андеграунд Антона Беляева. Но подобное встречается достаточно редко, да и указанные выше форматы - это больше про интервью артистов с перебивками в виде песен, нежели полноценный концерт.

Ну и заканчивая прожарку онлайн-концертов, стоит отметить, что им не хватает фактора событийности, который так ценят завсегдатаи гигов. И пусть в текущих условиях с событийностью в целом проблемы, куда интереснее будет посмотреть качественную сессию или старую запись живого концерта, предаваясь ностальгии, нежели тратить время на потуги обуздать образовавшуюся дыру в музыке из-за карантина.

Однако появился прецедент, не имеющий проблем, указанных выше (или, по крайней мере, их части).

Концерт (хотя из-за своего хронометража правильнее сказать представление) Трэвиса Скотта в Fortnite одновременно смотрели более 12 миллионов человек. Годом ранее на аналогичном событии Marshmello собрал 10 миллионов. А сейчас на этой волне переговоры с Epic Games (создатели и представители игры) ведут и другие мастадонты типа Леди Гаги, которая еще несколько месяцев назад спрашивала у фанатов в Твиттере, что такое "fortnight". Получается, будущее за концертами на виртуальных площадках? Если задуматься, то плюсов у них и правда много.

Возможности взаимодействия артиста и аудитории ограничены только функционалом площадки. Fortnite еще до подобных концертов стал настоящим поп-культурным оружием (вспомним хотя бы то, что один из ведущих мировых футболистов и действующий чемпион мира празднует голы танцами оттуда). А сегодня мы смотрим, как огромный Трэвис Скотт улетает в стратосферу, презентуя новый трек. И все это с возможностью активно взаимодействовать с другими игроками и с самим артистом. Думаю, что сами Epic Games не будут стоять месте и начнут еще активнее вкладываться в развитие новой ниши: добавят еще больше инструментов вовлечения, спецэффектов, расширят лайн-ап и так далее. Все во имя всеобщего развлечения. Уж слишком хорошо им удается чувствовать свою аудиторию и мир вокруг, что позволяет быстро реагировать и быть законодателем трендов.

Также под эту волну адаптируются другие площадки. Как вам, например, онлайн-фестиваль в Майнкрафт с Massive Attack в качестве хэдлайнера?

Онлайн-концерты как главный грех музыкального постковидного пространства

А ведь будут появляться и новые платформы, отдельные от игр, с еще большими возможностями. А там, где появляются большие возможности, появляются и большие деньги. Вот увидите.

Широкий охват и простота доступа. Напомню цифры: 12,3 миллиона человек одновременно смотрели 10-минутный концерт Трэвиса Скотта. Да, эпохальный Live Aid в 1985 году в прямом эфире смотрело, по разным подсчетам, около 1,9 миллиардов человек по всему миру. Однако тот концерт для музыкальной индустрии по уровню затрат и подготовки был сопоставим с запуском в космос орбитальной станции МКС. Концерт Трэвиса же был сделан закрытыми на карантине людьми. И для того, чтобы посмотреть его, да еще и с эффектом присутствия, тебе нужен всего лишь компьютер и доступ в интернет. Да даже сам Fortnite, блин, бесплатен! Таких инструментов не было в 2011 году, когда Linkin Park давали концерт на Красной площади, что безумно расстраивало всех фанатов где-нибудь в Хабаровске (да и не только).

Плюс, у организаторов таких концертов есть возможность делать повторы, которые будут точно такими же по уровню, для людей, которые не смогли попасть на "премьеру", но все еще смогут получить предлагаемый опыт в полной мере. Перспективы впечатляющие.

И если говорить о перспективе будущих подобных выступлений, то отметим еще один очевидный факт. У артистов, которые по своей природе плохи в лайвах, появился прекрасный инструмент создавать качественное шоу и быть наравне со всеми. Сам Трэвис Скотт во время своего концерта смотрел его вместе с другими игроками, параллельно общаясь с ними. То есть в новой музыкальной реальности тебе не нужно быть сильным вокалистом, чтобы сделать качественный онлайн-концерт: твой Fortnite-аватар все равно споет под фонограмму, которая и так уже вылизана дочиста во время сведения. А если когда-нибудь пуританцы-активисты за живое исполнение на концертах будут требовать, чтобы их любимый артист выступал в Fortnite не под фонограмму, то они хотя бы смогут посмотреть на это с большим вовлечением, чем сейчас на онлайн-концертах.

Здесь мы упираемся в минусы подобного прецедента. Главный из них — пропадает фактор ремесла, который ценится многими (в том числе и мной). Такой тренд еще большее превращает музыку из творчества в продукт, поскольку функциональные рамки подобных платформ невольно заставляют накладывать творчество на уже разработанные лекала. Весь успех артиста становится еще больше зависим от уровня продакшна и идей креатив-групп.

Но таланты всегда были и будут. И для них подобные инструменты в будущем будут только еще больше упрощать жизнь и придавать ускорение на музыкальный Олимп. Тяжелее будет только искушенной части музыкальной аудитории, которой придется копать еще больше и глубже в поисках аутентики и пока еще неограненных (и от того красивых своей природой) алмазов.

Также стоит упомянуть отсутствие физического взаимодействия, которое является главным козырем живых концертов, но упомянем этот факт с оговоркой "пока". 20 лет назад мы не могли представить, что на смену портативным плеерам придет стриминг, а в проведении концертов придет новая парадигма. Не будем отрицать этой возможности и в будущем.

Так или иначе, спрос на живые концерты будет всегда. Возможно, из массового сегмента он перейдет в более элитарный, а виртуальные концерты мы будем посещать каждую неделю. И если это произойдет, то успех будет за тем, кто быстрее адаптируется под новые реалии. Но онлайн-концерты все еще отстой.

1010
17 комментариев

Я вырос на концертах и этой атмосфере. А теперь мне предлагают сесть перед монитором чтобы что? Да, возможно для поколения, которые никогда не слушало музыку живьём, не знакомилось с толпой ахуенных людей и не встречалось после такого концерта несколько месяцев с классной девочкой - это норм. Но я лучше включу концертную запись любимой группы и пойду отстреливать мобов, чем стоять своим персонажем у виртуальной сцены.

1
Ответить

Никто и не отрицает атмосферность оффлайн-ивентов, это глупо даже в силу того, что онлайн на текущий момент не может предоставить аналогичную степень вовлеченности. Но мы уже год как живем в новом мире, в котором неизвестно, как долго концерты и фестивали будут переноситься/отменяться.
70-80% всего дохода большинства артистов старой школы составляла выручка с туров. Сейчас этой части нет. Приспосабливайся или умри. Закон джунглей

1
Ответить

Был на этом концерте Тревиса Скота в Fortnite, это было действительно круто и весьма Эпично. Ощущения немного другие когда смотришь просто запись, но в момент когда ты сам управлял персонажем в игре и наблюдал концерт в живую, это уже совсем другой спектр эмоций. Думаю в таком формате представлений что-то есть, особенно в такой период когда бушует коронно-вирусная инфекция. Всем здоровья! Всё будет Дэ-тэ-эфно!

Ответить

А на живых концертах бывал?

Ответить

Была на трех концертах в Фортнайте (плюс повторы). И от каждого разные эмоции. У Маршмелло, насколько помню, можно было просто летать/прыгать и смотреть выступление, но то был первый опыт) для летней вечеринки создали отдельную локацию, и хоть визуально там было меньше разных штук, но наличие самого артиста на экране (а не его игрового аватара) подстегивало танцевать и просто кайфовать. Выступление Трэвиса Скотта конечно же было лучше всех. Игрок буквально часть представления. Не знаю что ощущали зрители, но лучше было зайти в игру и понять самому. Это было очень круто. Побольше бы таких вещей~

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Вполне логично, что артисты с уже имеющейся лояльной фан-базой будут иметь бОльший кредит доверия. Но:
1. Это субъективизм чистой воды. Если вся "магия" онлайн-концерта артиста держится на его статусе, то не факт, что он сможет таким образом привлечь новую аудиторию (а конечной целью любого артиста является именно привлечение новой аудитории).
2. Хотим мы этого или нет, но мы живем в новой реальности в силу увеличения скорости потребления контента и увеличения самого количества оного. И отрицать разницу широты охвата старого и нового форматов взаимодействия с аудиторией глупо.

Ответить