Музыкальная «Вспышка»

Как два брата меняли музыкальную индустрию, взрастили множество известных музыкантов, практически мимоходом дав развитие нескольким совершенно разным жанрам, оставаясь при этом относительно незамеченными массовой публикой.

Музыкальная «Вспышка»

Что общего у Pet Shop Boys, Depeche Mode, Queen, Kiss, Prodigy, Devo, Duran Duran, Моррисси и Майка Паттона (на самом деле, список куда больше). Группа, которая вдохновила их на творчество. Что общего у синтипопа, электро диско, нью-вейва и глема? Одна группа, внёсшая немалый вклад в их формирование, но при этом надолго в них не останавливаясь — Sparks. Группа, которая на протяжение своей долгой и насыщенной жизни попробовала столько же жанров, сколько сменила составов за 24 альбома и 54 года на сцене. Неизменными оставались двое. Один со странным взглядом на музыку и усиками как у Гитлера (правда, позже сменил их на менее вызывающие), второй с крайне артистичным фальцетом и тягой к эпатажу.

Музыкальная «Вспышка»

В России группа практически неизвестна и, как ни странно, на то есть одна простая причина: даже во всём мире они известны в основном только своими синглами, наиболее лёгкими песнями, и изредка целыми альбомами. Но при этом фанаты, среди которых множество музыкантов, ценят группу за изобретательную музыку даже на самых слабых их релизах. Звук Sparks — это странная смесь самых разных жанров, крутящихся на орбите поп-музыки. В разное время это были и рок в разных его ипостасях, и заводное диско в окружении синтезаторов, и более привычный синтипоп, и оперетты, и даже хип-хоп и индастриал.Вдобавок немалая часть шарма Sparks кроется в мудрёной лирике, которая не всегда понятна даже англоговорящим.

Тем интересней на примере дискографии такой неординарной группы посмотреть, как причудливо может идти творческий путь. Особенно когда нужно не просто творить, но и пытаться быть актуальным чтобы не пойти по миру.

Музыкальная «Вспышка»

Братьям Рону и Расселу Маэлам повезло. Они выросли в Лос Анджелесе шестидесятых, во время Золотого Века клубной сцены города, под звуки The Doors и The Beach Boys, раздававшихся из местных клубов. Эта культура немало повлияла на их будущее, которое они решили связать с искусством. Так Рон начал учиться кино и изобразительному искусству, а Рассел занялся театральным искусством и кинематографом. Но в то же время они увлекались музыкой, и в какой-то момент под влиянием The Who, Pink Floyd и The Kinks стали «англофилами», что сильно изменило их подход к творчеству.

Первым их творчеством стал безымянный альбом в 1967 году, тогда ещё под именем «Urban Renewal Project». Вместе со своими друзьями Фредом и Ронной Франк, они записали четыре трека, выпустив при этом ровно 2 копии альбома. Позже, один из треков — Computer Girl, — всё же выпустят как бонус трек на одном из будущих релизов.

Computer Girl от тогда ещё Urban Renewal Project

В это время их заметил продюсер и музыкант Тодд Рандгрен, подписавший братьев вместе с их свежеобразованной группой Halfnelson на лейбл Bearsville Records. На нём они запишут свой дебютный альбом — self-titled в 1971.

Интересно, что изначально этот альбом, заложивший основы звучания будущих Sparks, не сыскал особой славы. Но спустя некоторое время его провозгласили одними из самых оригинальных и новаторских альбомов тех лет. Но это будет несколько позже.

Следующий альбом — A Woofer in Tweeter’s Clothing 1972 года, — был записан уже на более мажорном лейбле Warner Bros. Records и уже под более привычным нам именем Sparks. Пока новым творчеством братья Маэл исследуют более тяжёлое звучание, трек Wonder Girl с дебютного альбома попадает в музыкальные чарты Америки, что приносит некоторую популярность группе.

Однако сам второй альбом на релизе получил достаточно скромные оценки критиков. Позже, после переиздания, они оценят куда лучше экспериментальный поп-рок этой пластинки. Но пока что группе приходится довольствоваться тем, что есть сейчас. На самом деле A Woofer in Tweeter’s Clothing сделал для группы очень много — именно благодаря нему Sparks поехали в тур по Великобритании и даже выступили в лондонском клубе Marquee (для сравнения, там играли звёзды уровня Pink Floyd и Джимми Хендрикса). Это, а также появление на BBC в шоу Old Grey Whistle Test, поспособствовало популярности группы.

Вместе с этим братья решили переехать в Англию. Тем более, что после выступлений им удалось заключить сделку с Island Records, благодаря которым они записали свой первый по настоящему прорывной альбом — Kimono My House в 1974 году.

Соединив в себе арт-рок, хард-рок, мюзик-холл, брит-поп, оперетту и музыкальную комедию, а также создав глем-рок, Kimono My House по мнению критиков стал «мгновенной классикой», оказав огромное влияние на всю рок-сцену Англии. И вдохновил самых разных людей на собственное творчество. Так, например, один поклонник Sparks написал восторженный отзыв на Kimono My House в редакцию журнала NME, а через несколько лет прославился сначала как фронтмен The Smiths, а потом и своим сольным творчеством как Стивен Патрик Моррисси.

This Town Ain’t Big Enough For Both Of Us

Сам альбом был записан при довольно неожиданных обстоятельствах. Как говорили сами братья Маэл, хоть разногласия в группе и случались, они были меньшей помехой во время записи. Куда большей проблемой стал случившийся в те годы энергетический кризис, из-за чего работать в студии было возможно только с полудня до четырёх вечера. После во всём Лондоне отключали электроэнергию. Вдобавок к этому в Англии был дефицит винила, из-за чего альбом мог никогда и не выйти. Однако это не остановило группу от записи Kimono My House.

И не зря, после релиза к Sparks пришла настоящая популярность. Песня «This Town Ain’t Enough Big For Both of Us» стала хитом № 2 в Англии несмотря на то, что многие известные исполнители сомневались, что хоть один трек с альбома вообще войдёт в чарт. Так Элтон Джон проиграл пари продюсеру Sparks.

Через некоторое время после Kimono My House группа решила закрепить свой успех, в том же году записав новый альбом Propaganda. Как и на предыдущем релизе, братья Маэл решили придерживаться того же стиля. И это только усилило их популярность, но теперь уже во всём мире.

Для этого Sparks отправились в тур по родной Америке, после которого альбомы Kimono My House и Propaganda стали культовыми. В основном, правда, у ценителей необычной музыки. Американцы в целом прохладно относятся к зарубежной для них музыке.

Это показал и релиз пятого по счёту альбома Sparks в 1975 году — Indiscreet. Продолжая играть в своём стиле без особого развития, популярность группы начала падать как в США, где к ним всё ещё относились как к очердной английской диковинке, так и в Англии, где к ним уже привыкли. Несмотря на то, что критики всё так же тепло отзывались о музыке Sparks, братья понимали, что надо что-то менять.

Результатом размышлений стал роспуск «английского состава» и переезд обратно в США. Но в этот раз не в родной Лос-Анджелес, а в шумный Нью-Йорк, где они начали сотрудничество с продюсером и композитором Рупертом Холмсом, известным по группе The Cuff Links. Так братья начали адаптировать свой звук. Американизировать его.

Так получился Big Beat 1976 года, первым треком же встречающий мощнейшим ритмичным барабаном, возвещающим об утяжелении звука. Подражании типичному кинематографичному стилю, эпичному и помпезному, но оставаясь в рамках арт-рока, присущего группе. И, что характерно, некоторые из песен этого альбом действительно стали саундтреками для разных фильмов.

Однако и этот альбом не смог завоевать большой популярности. Став более тяжёлым и классическим роком чтобы угодить широкой американской аудитории, эта самая аудитория практически проигнорировала Big Beat. Несмотря на довольно сильную пиар-кампанию и молниеносный гастрольный тур по стране. Снова при относительно тёплом приёме альбома у критиков.

Но настало время для серьёзного удара по репутации группы и настоящего коммерческого провала — альбома Introducing Sparks. Первого действительно провального альбома группы, которую будут осуждать за использование «американского звука». Став однообразным в своём звучании возвышенного поп-рока и лишённым индивидуальности самих Sparks, Introducing Sparks одновременно не привлёк новых слушателей и отпугнул фанатов.

Так братья Маэл оказались в ещё более сложной ситуации. Однако, наступив на одни грабли, они быстро поняли куда хотят развивать группу дальше. Устав от традиционного рока, они вдохновились пионером электро диско Джорджо Мородером и решили сменить свой стиль на более электронный. По удачному стечению обстоятельств у них получилось выйти на самого Джорджо, который стал продюсером их нового альбома.

Ocuppation

В 1979 году выходит № 1 in Heaven. Первый спустя семь альбомов, на котором практически не слышно гитар и фортепьяно, некогда обычных для группы. Взамен Sparks впервые с Kimono My House дали действительно необычный эксперимент. Под доминирующие синтезаторы Рона Маэла и Джорджо Мородера и ритмичную барабанную дробь Кита Форси прорывался фирменный вокал Рассела Маэла, не просто раскрывшегося в своей пронзительности, но ещё и подчёркнутого мастерингом, при котором голос с бек-вокалом накладывался на звук отдельно.

Впервые с 1975 года Sparks своими синглами попали в чарты в топ-15 как в США и Англии, так и во всём мире. Но настоящую свою популярность им только предстояло вернуть.

The Number One Song in Heaven
Beat the Clock
La Dolce Vita
Tryouts for the Human Race

Правда, не со следующим альбомом. Terminal Jive, выпущенный в 1980 году, можно сказать не повезло. Группа продолжила электронные синтезаторные эксперименты вместе с Джорджо Мородером. Комбинируя электронный звук диско, но с меньшим чем на прошлом альбоме количеством синтов, с электрическими гитарами, Sparks ушли на территорию нью-вейва, внеся свою лепту в формирование жанра и следующего десятилетия.

Проблема оказалась в том, что этот альбом так и не получил релиз в США, а в Англии его практически не заметили. Но парадоксальным образом Terminal Jive стал популярным в других регионах. Например, в континентальной Европе и Австралии.

When I’m with You

Вместе с этим наметилась и другая проблема — для записи № 1 in Heaven и Terminal Jive использовалось множество синтезаторов. Несмотря на новый интересный звук, гастролировать с ними было проблемно. Поэтому на следующих альбомах братья разошлись с Мородером и взялись за своё старое звучание.

Первым из таких стал Whomp That Sucker 1981 года. Вернувшись к старому звучанию арт-рока, Маэлы не забыли свои электронные эксперименты, из-за чего на этом релизе нет-нет но пробивается характерный для диско вайб.

Пусть и на этот раз в Англии альбом оказался практически незамеченным, Sparks снова взорвали французские чарты, а также впервые с Indiscreet попали в американский Billboard 200.

Tips for Teens
Funny Face

Angst in My Pants 1982 года только закрепил успех группы, сделав их ещё популярней. Звук остался всё таким же рок-диско как с Whomp That Sucker, но привнеся чуть больше резкого «стадионного» звучания.

I Predict.

Вершиной популярности группы в восьмидесятых стал In Outer Space 1983 года. Образцовый синтипоп альбом с яркими вдохновляющими песнями поставили новые вершины популярности Sparks в американских и европейских чартах.

Cool Places
All You Ever Think About Is Sex

Следующие альбомы вплоть до девяностых оказались достаточно спорными с коммерческой точки зрения. С одной стороны синглы с них постоянно появлялись в чартах, ротации на радио, их ставили в клубах. С другой, коммерчески они оказались относительно неудачными. Да и по звучанию они следовали десятилетию, начатому № 1 in Heaven и Whomp That Sucker. Пусть даже это не отменяет их интересного звучания.

With All My Might
Music That You Can Dance To
So Important

После Interior Design 1988 года, не оправдавшего ожиданий, группа взяла перерыв, а братья Маэл решили попытать себя на другом поприще. Так они захотели сделать фильм-мюзикл адаптацию манги «Mai, the Psychic Girl». Причём даже пытались привлечь к работе Тима Бёртона. Но тот выбрал работу над Кошмаром перед Рождеством. В итоге, несмотря на множество попыток и целых шесть лет работы, этот мюзикл так и не увидел свет. Но некоторые песни для него остались.

После долгого перерыва в релизах, братья решили вернуться к экспериментам. Венцом этого стал альбом Gratuitous Sax & Senseless Violins 1994 года, ознаменовавший новый виток в творчестве Sparks. На фоне доступности синтезаторов, они вернулись к электронному звуку № 1 in Heaven, но преобразившись в стиле девяностых. Именно Gratuitous Sax & Senseless Violins можно считать по настоящему знаковым альбомом для группы со времён Kimono My House. Именно на нём они вернулись как заядлые экспериментаторы со звуком, мешая хаус, хип-хоп, некогда характерный для группы арт-рок, техно и элементы оперетты.

Такие эксперименты понравились слушателям, и Gratuitous Sax & Senseless Violins попал в чарты самых разных стран. В том числе и в совершенно новых для группы. Пусть продажи пластинки были умеренными, Sparks вернули себе статус одной из самых необычных поп-групп.

National Crime Awareness Week
When Do I Get to Sing 'My Way'
When I Kiss You (I Hear Charlie Parker Playing)
Now That I Own the BBC

И, самое главное, братья Маэлы смогли остановиться, посмотреть на себя со стороны и как следует переосмыслить. Перестать бежать за трендами и выпускать почти одинаковые альбомы каждый год. Вспомнить за что же их полюбили. Понять, кто же они те самые Sparks, которые когда-то в семидесятых стали прорывом.И посмотреть на тех, кто шёл за ними по пятам. На тех, кто воспламенился от этой «вспышки». Всех тех, кто из любителей музыки превратился в творцов.

Так в 1997 году получился Plagiarism. Возможно один из самых странных кавер-альбомов за историю музыки. Хотя бы потому что Sparks записали кавер-альбом на самих себя, переосмыслив своё творчество. Настолько странно и авангардно, что жанр ладе толком невозможно описать. С одной стороны это вычурная опера, с другой безбашенная танцевальная поп-музыка, что создаёт дикий контраст. А на некоторые треки прокрался никто иной как Майк Паттон со своим ВИА Faith No More, добавив своего фирменного вокала и дерзкого альт-метала.

И несмотря на смешанные отзывы, переосмысленные песни завоевали куда большую популярность, а синглы с Plagiarism попали на достаточно высокие позиции в чартах разных стран.

The Number One Song in Heaven

Но самое главное, что такое переосмысление самих себя помогло братьям двигаться вперёд. Порой в довольно неожиданных направлениях, вроде альбома Balls в 2000 году, который в духе Big Beat встречает ожидающего лёгкой и непринуждённой поп-песни слушателя ударом электронного рока с двух ног. А потом возвращает в горизонтально-танцевальное состояние ожидаемыми неспешными, но эпичными балладами в синтезаторном аккомпанементе. Чтобы потом снова ускориться.

Несмотря на то, что коммерческого успеха альбом не сыскал, им Sparks показали, что у них есть ещё Balls и порох в пороховницах чтобы ещё не раз удивить всех.

The Calm Before the Storm

И они удивили. Следующий альбом, полную противоположность всего их предыдущего творчества, многие считают возрождением группы. Выпущенный в 2002 году Lil' Beethoven погружает слушателей в поток неоклассики в практически единоличном исполнении Рона, щедро сдобренной помпезным вокалом Рассела. Одновременно отказ от самих себя, всю жизнь делавших практически классическую поп-музыку, но в то же время возвращение к своим истокам артистичных экспериментов.

Несмотря на то, что журнал Rolling Stones назовёт этот альбом одним из лучших когда либо записанных в истории музыки, стоит ли говорить, что и он прошёл мимо массовой аудитории.

The Rhythm Thief
I Married Myself
My Baby’s Taking Me Home

Самим братьям, похоже, эксперимент с помпезной классической музыкой понравился, но, как обычно, сидеть на одном месте они не собирались. Поэтому первый трек альбома 2006 года Hello Young Lovers под интересным названием Dick Around начинается как оперетта в духе Lil' Beethoven, чтобы потом перейти в классическое для Sparks гитарное звучание.

Впервые с семидесятых Sparks смогли поймать баланс между авангардностью и ожиданиями массовой публики. Спустя долгое время Hello Young Lovers стал действительно успешным. И не отпугнули обычных слушателей длинные пятиминутные композиции, полные неожиданных аранжировок между роком и поп-музыкой, а также обычной для Рона и Рассела комедийной лирики.

Dick Around. Интересный факт: за название их убрали из ротации на BBC, но потом вернули после слов Рассела о том, что песня «не про это».
Perfume

Но в то же время Маэлы кажется совсем перестали даже пытаться ловить тренды поп-музыки, как они делали до нулевых, и решили окончательно сфокусироваться на музыкальных экспериментах, не заботясь об их коммерческой успешности. К тому времени они стали достаточно культовыми, чтобы их творчеством вдохновлялись самые разные музыканты от Бьорк и Моррисси до Outcast и Эминема.

И, предваряя свой новый альбом, в 2008 году они устроили шоу Sparks Spectacular, в рамках которого на протяжении 20 ночей последовательно сыграли все свои альбомы. Чтобы в последнюю ночь представить новый виток Sparks — Exotic Creatures of the Deep. Куда более спокойный и приземлённый, не такой вычурный, но в то же время очень уютный чамбер-поп, зачатки которого были ещё на Hello Young Lovers.

Lighten Up Morrissey

В очередной раз посмотрев на своё творчество, братья решили сделать что-то абсолютно новое для них. И, похоже, вспомнили неудавшуюся попытку снять мюзикл. А тут и шведская радиовещательная компания Sveriges Radio предложила им интересный проект. Так появилась радио-опера The Seduction of Ingmar Bergman.

Тема появилась из поставленного ограничения — произведение обязательно должно быть связано со Швецией. Маэлы, как фанаты кино, выбрали фигуру известного режиссёра Ингмара Бергмана. Не только потому что они фанаты его работ, но и потому что им показалась абсурдной сама идея сделать мюзикл о режиссёра, известного по психологическим драмам.

Часовая радиопостановка рассказывает о вымышленном путешествии Бергмана в Голливуд. По задумке Маэлов, режиссёр попадает туда мистическим образом после успеха своего фильма «Улыбки летней ночи» на Каннском фестивале. И в Голливуде местные продюсеры пытаются уговорить Бергмана остаться работать на американскую студию и всячески препятствуют его попыткам вернуться на родину. Комедийный сюрреализм в духе Sparks как он есть.

Музыкально The Seduction of Ingmar Bergman можно назвать квинтэссенцией всего творчества Маэлов в одном концептуальном альбоме. Элементы рок и поп-музыки тесно переплетаются и взаимодополняют в возвышенном оперном звучании, как будто соревнуясь между собой, подминая под себя вкрапления водевиля и джаза, польки и spoken word.

Получив признание критиков и фанатов, Sparks решили немного отдохнуть и поучаствовать на разных проектах с другими музыкантами. Сделать ремикс на Йоко Оно, выступить вместе с Майком Паттоном и Faith No More. Спеть с Джеммой Рэй каверы на самих себя. А потом и записать альбом в составе супергруппы.

Franz Ferdinand — одни из многочисленных музыкантов-фанатов Sparks, — ещё в далёком 2004 году предлагали своим кумирам сделать совместную запись. И хоть Маэлам тоже нравилось творчество Franz Ferdinand, из-за занятости обеих групп проект пришлось отложить аж до 2015 года (интересный факт, что во время обмена демо-записями для коллаборации Маэлы отправили песню с названием «Piss Off»). Но получившийся в итоге FFS стоил ожидания.

С одной стороны, это по большей части альбом именно Sparks, в чьё звучание вклиниваются Franz Ferdinand, добавляя новых красок в звучание и без того экспериментальной группы. FFS берёт лучшее от стилей обеих групп и сплавляет их в одно цельное полотно инди-арт-рока.

Смотря назад на историю Sparks может показаться, что они никогда не были особо популярными, несмотря на всё своё влияние на всю музыкальную индустрию. С одной стороны, это не так. Как уже было сказано, несмотря на коммерческие неудачи целых альбомов, отдельные синглы часто ставили на радио разных стран, а во времена, когда они делали синтипоп и диско, их можно было услышать и в клубах. С другой, настоящее признание к ним как к творцам пришло сравнительно недавно.

Настолько недавно, что действительно популярными стали как раз альбомы 2017 и 2020 годов — Hippopotamus и A Steady Drip, Drip, Drip. У них получилось то, что не выходило у Маэлов уже 40 лет — войти в топ 10 чартов стран.

Edith Piaf (Said It Better Than Me)
One for the Ages
The Existential Threat за авторством небезызвестного Cyriak. Интересно, что клип находится на его канале, а видео о создании клипа на канале Sparks.
iPhone. Один из первых треков группы, где звучит слово «fuck» несмотря на то, что лирика Sparks нередко на грани фола.

Оба этих альбома одновременно очень похожие, но в то же время достаточно разные. В творчестве Sparks переплелось уже настолько много стилей, что придумать что-то новое им кажется уже сложно. Поэтому Маэлы просто продолжили развивать свою музыку вглубь, сделав одни из самых лучших своих альбомов, песни с которых сочетают в себе лёгкость поп-музыки и игривый уже полувековой непрерывный эксперимент Sparks по расширению границ самых жанров. A Steady Drip, Drip, Drip можно даже назвать новой вершиной группы, став самым успешным их альбомом со времён Kimono My House.

Sparks — действительно необычная группа. На протяжении всей своей истории они причудливым образом совмещали стремление попасть в музыкальные тренды с жанровыми экспериментами. И, парадоксальным образом, опережая эти тренды, оставаясь в тени других исполнителей. Но при этом став культовыми среди этих самых других исполнителей, которые зачастую называют братьев Маэлов своими учителями. Теми, кто следуя за трендами неосознанно гнул их под себя, давая вдохновение последователям. Теми, с кем хотят выступать. Теми, про кого Эдгар Райт, режиссёр грядущего документального фильма «The Sparks Brothers», сказал «успешные, недооценённые, чрезвычайно влиятельные и преступно упущенные из виду».

Тизер «The Sparks Brothers»
42
13 комментариев

О, был у них на концерте несколько лет назад, тогда даже не слышал о них. А после этого подсел

2
Ответить

Примерно так же узнал о них, только не на концерте, а копаясь в новинках и увидев A Steady Drip.
Первая мысль была типа "о, на современной поп-музыке ещё рано ставить крест"
Потом "сколько, блядь, им уже лет?"

2
Ответить

 A Steady Drip, Drip, Drip можно даже назвать новой вершиной

ну, это, конечно, не так, потому что вершинами были креативный бетховен, вытянувший их из деменции, и кролики-любовники без грамма лишнего жирка.
следующие 15 лет они просто обмывают ту же идею, на drip еще и хиловатый сонграйтинг, а медиа-успешность последних двух альбомов — следствие сплита с шотландцами.

но вообще круто поработал.

2
Ответить

Новой вершиной известности в первую очередь.
Помимо бетховена я бы вершинами ещё назвал Хевен и Джайв (помимо очевидного Кимоно). С такой группой вообще нужно смотреть и сравнивать по периодам, и сейчас он у них да, пост-FFS, в котором имхо лучший пока как раз Дрип, в котором достаточно интересный инструментал.
Ну а так лучший их альбом эвар это Шары :3

Ответить

Ооо, Спарксы!

2
Ответить

Зашибись. На дтф нужно больше музыкальных статей. 

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить