Новая британская джаз-сцена: 10 ключевых альбомов [qobuz]

Хард-боп, хип-хоп, фри-джаз, грув, электроника, калипсо, эксперимент и карибские ритмы — главные герои новой британской джаз-сцены не ограничивают себя ничем. Они в совершенстве владеют классикой, но при этом не боятся выходить за её рамки, исследуя самые разные жанры. Результат — удивительно эклектичное и свежее звучание. В этом обзоре — десять альбомов, которые лучше всего отражают дух новой волны британского джаза.

Источник: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fopen.qobuz.com%2Fstory%2FQMZFHZHYR5O6HJ5J6CS7CZJDVQ&postId=3705291" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">qobuz</a>
Источник: qobuz

1. Compilation – «We Out Here» (2018)

London Calling — снова на проводе! Только на этот раз на связи не рок-н-ролльная банда, а новое поколение джазменов. Сборник «We Out Here» — настоящий калейдоскоп влияний: от соула и афробита до фьюжна и электро.

Лейбл Brownswood Recordings, основанный Жилем Петерсоном, доверил художественное руководство проектом самому заметному представителю новой сцены — саксофонисту Шабаке Хатчингсу. За три дня записи музыканты не столько воспроизводят джаз в привычном понимании, сколько ловят и передают его суть. Получилось мощно.

Барабанщик Джейк Лонг и его коллектив Maisha создают магию в духе Фаро Сандерса. Ezra Collective под руководством Феми Колеосо и ансамбль Kokoroko отталкиваются от афробита в духе Фелы Кути и развивают его в своём ключе. Харизматичный Мозес Бойд заворачивает ритмы в гипнотические электронные петли, прежде чем сорваться в освежающий фри-джаз.

We Out Here: A LDN Story

На «We Out Here» звучит и тубист Тион Кросс (из Sons Of Kemet), и феноменальная саксофонистка Нубия Гарсия — её лиричный стиль напоминает Чарльза Ллойда. А за клавишами — Джо Армон-Джонс, безумный учёный с вайбом Херби Хэнкока.

Состав — пёстрый, живой, невероятно энергичный. Это не просто альбом, а манифест новой лондонской джаз-сцены.

Разные исполнители - We Out Here (2018)

© Brownswood Recordings
Разные исполнители - We Out Here (2018) © Brownswood Recordings

2. The Comet Is Coming – «Trust in the Lifeforce of the Deep Mystery» (2019)

Саксофонист и кларнетист Шабака Хатчингс — настоящий звуковой гурман, страстно увлечённый поиском новых форм и музыкальных слияний. Каждая его новая работа — это звуковая экспедиция, которая лишь подтверждает его статус одного из главных героев современной джаз-сцены.

Родился он в Лондоне в 1984 году, но детство провёл на солнечном Барбадосе. Вернувшись в Англию в 1999-м, он поступил в престижную Гилдхоллскую школу музыки, где и начался его путь к вершинам. Шабаку заметил саксофонист Совето Кинч, а вскоре он оказался в кругу таких звёзд, как Кортни Пайн и Джерри Даммерс из The Specials.

В 2011 году он создал квартет Sons Of Kemet — проект, в котором саксофон и кларнет соседствуют с тубой и двумя ударными установками. Звучание группы уникально: фанфарность сочетается с камерной деликатностью, а в музыкальной палитре смешиваются джаз, карибские и африканские ритмы, египетские мотивы, дух Нового Орлеана и даже Эфиопии.

Sons of Kemet ‘Your Queen Is A Reptile’ | Boiler Room x 2018 Hyundai Mercury Prize

Но Шабака — это не только Sons Of Kemet. Его другой проект, The Comet Is Coming, где он выступает под псевдонимом King Shabaka, — это уже космос. Буквально. В тандеме с клавишником Danalogue и барабанщиком Betamax, он создаёт футуристический джаз, пропитанный синтезаторами, психоделией и ритуальной мощью ударных. Если бы Sun Ra ожил в эпоху Ableton и космического детройт-техно — он бы звучал примерно так.

Их второй альбом, «Trust in the Lifeforce of the Deep Mystery», не прячется в ретрофутуристических грёзах — он говорит языком сегодняшнего дня. Особенно в треке «Blood of the Past», где микрофон перехватывает поэтесса и рэперка Кейт Темпест. Это не просто джаз — это актуальное искусство, которое говорит о современности на языке звука.

The Comet Is Coming - Trust In The Lifeforce Of The Deep Mystery (2019)

© Impulse!
The Comet Is Coming - Trust In The Lifeforce Of The Deep Mystery (2019) © Impulse!

3. Sons of Kemet — «Your Queen Is a Reptile» (2018)

Свой дебют на легендарном лейбле Impulse! Шабака Хатчингс отметил не сольным альбомом, а мощной работой вместе с Sons of Kemet. Это решение кажется символичным: британо-барбадосский музыкант с чёткой социальной позицией органично вписался в каталог, где когда-то издавались его герои — Джон Колтрейн, Элис Колтрейн, Фаро Сандерс. «Это честь — стать частью этой семьи», — признаётся он.

Шабака — неутомимый двигатель. Помимо Sons of Kemet, он — участник и создатель множества проектов: The Comet Is Coming, Melt Yourself Down, Shabaka And The Ancestors. Он играл с Sun Ra Arkestra, The Heliocentrics, Anthony Joseph, Floating Points. Этот человек словно одержим: каждый новый коллектив — это новая грань его музыкального «я».

В Sons of Kemet он играет вместе с тубистом Тионом Кроссом и двумя ударниками — Томом Скиннером и Эдди Хиком. Этот квартет звучит так, будто джазу внезапно дали свободу: тут нет границ, только ритм, страсть и идея.

Третий альбом группы, «Your Queen Is a Reptile», записан в Лондоне и звучит как политический манифест. Среди гостей — культовый джангл-продюсер Congo Natty и поэт Joshua Idehen. Альбом напрямую обращается к институту британской монархии — как к системе, легитимирующей социальное неравенство и расовую дискриминацию. В противовес официальной королеве Англии группа предлагает своих королев — женщин, которые вели за собой не титулом, а делом.

Наши королевы вели за собой примером. Наши королевы слушали. Наши королевы создавали светлое будущее из несправедливого прошлого.

Каждая композиция посвящена одной из таких королев: Аде Истман, Гарриет Табмен, Анджеле Дэвис, Яа Асантеваа и другим.

Музыкально «Your Queen Is a Reptile» — это вихрь влияний: от Нового Орлеана до Лондона, от Карибского бассейна до Ближнего Востока. Здесь есть джаз, рэп, даб, spoken word — и всё это складывается в звучание, которое одновременно продолжает традиции импульсовского авангарда 60-х и придаёт ему современное, уличное лицо.

Sons Of Kemet - Your Queen Is A Reptile (2018)

© Impulse!
Sons Of Kemet - Your Queen Is A Reptile (2018) © Impulse!

4. Binker & Moses — «Journey to the Mountain of Forever» (2017)

Дуэты саксофона и ударных — ре��кая птица в джазе. Можно вспомнить Джона Сёрмана с Джеком ДиджонеттомInvisible Nature»), Чарльза Ллойда с Билли ХиггинсомWhich Way Is East»), Макса Роуча с Энтони Бракстоном («Two in One - One in Two») , Дьюи Рэдмана с Эдом БлэквелломRed & Black»), Джона Зорна с Милфордом Грейвсом... и, конечно, великий «Interstellar Space» Джона Колтрейна с Рашидом Али. Не слишком частая, но по-настоящему взрывная конфигурация.

Именно этот, казалось бы, ограниченный формат выбрали Бинкер Голдинг (тенор-саксофон) и Мозес Бойд (ударные). Их дуэт — часть новой волны британского джаза, и они сразу целятся высоко. Второй альбом Binker & Moses, «Journey to the Mountain of Forever», — это двойной релиз длиной более 80 минут, записанный за два летних дня 2016 года без единой правки или наложения. Только живой звук. Только энергия.

Тем, кто слышал их вживую, хорошо известно: их музыка — это не просто импровизация, а полноценный нарратив, рассказ, выстроенный с драматургией и движением. Первая часть альбома — дуэтный диск — пульсирует энергией. В композициях, вроде «Fete by the River», слышится призрак Сонни Роллинза, а ритмика Мозеса Бойда напоминает лучшую школу джазового драйва.

Вторая часть — расширенная форма: к дуэту присоединяются Эван Паркер (саксофон), Байрон Уоллен (труба), Тори Хендсли (арфа), Сарати Коруар (перкуссия) и Юссеф Дэйс (вторые ударные). Вместе они создают целую вселенную звуков: от вихрей фри-джаза до медитативных и духовных пространств («Gifts From The Vibrations Of Light» звучит как современная мантра).

Это не просто альбом — это путешествие, как и заявлено в названии. А Binker & Moses — не просто джазовый дуэт, а настоящая творческая сила. Их музыка — это не «для ценителей», это музыка, которая захватывает, движется и говорит.

Binker and Moses, Binker Golding - Journey to the Mountain of Forever (2017)

© Gearbox Records
Binker and Moses, Binker Golding - Journey to the Mountain of Forever (2017) © Gearbox Records

5. GoGo Penguin — «Man Made Object» (2016)

Пианист Крис Иллингворт, один из участников манчестерского трио GoGo Penguin, объяснял, что название их альбома «Man Made Object» вдохновлено его интересом к робототехнике и трансгуманизму. Но ирония в том, что сама музыка на этой пластинке — удивительно живая и человеческая.

GoGo Penguin существуют с 2012 года и работают на стыке жанров. Их основа — это джаз, но в структуре их композиций можно услышать отголоски поп-музыки, академической фортепианной традиции и электронной текстуры, отсылающие к IDM-сцене и экспериментам вроде Aphex Twin или Four Tet.

«Man Made Object», их третий по счёту альбом, вышел в начале 2016 года и был записан в студиях Giant Wafer в самом сердце Уэльса и 80 Hertz в Манчестере — всё под руководством продюсеров Джо Рейзера и Брендана Уильямса. Звучание получилось невероятно органичным, несмотря на технологическое вдохновение.

GoGo Penguin - Branches Break (Radio Edit)

Особое внимание заслуживает ритм-секция: контрабасист Ник Блэка и барабанщик Роб Тёрнер создают фундамент, в котором точность и экспрессия сливаются в единое целое. Это именно та стабильность, которая позволяет группе играть с ритмической и мелодической сложностью, не теряя ни души, ни пульса.

GoGo Penguin в «Man Made Object» показывают, как можно писать джаз будущего, не теряя связи с человеческой эмоцией. Это музыка мегаполисов, алгоритмов и ночных раздумий.

GoGo Penguin - Man Made Object (Deluxe) (2016)

© Universal Music Division Decca Records France
GoGo Penguin - Man Made Object (Deluxe) (2016) © Universal Music Division Decca Records France

6. Portico Quartet — «Knee-Deep in the North Sea» (2007)

Пока большая часть новой британской джаз-сцены увлечена грувом и фанк-фьюжном, Portico Quartet с самого начала шли своим, абсолютно уникальным путём. Ещё в 2007 году, задолго до моды на атмосферный минимализм, квартет предложил звучание, настолько экзотичное и самобытное, что им заинтересовался сам Питер Гэбриэл и подписал группу на свой лейбл Real World.

Их дебютный альбом «Knee-Deep in the North Sea», вышедший в ноябре 2007 года, — это портал в звуковую вселенную, где джаз встречается с минимализмом Стива Райха, неоклассикой Penguin Cafe Orchestra, карибскими ритмами и меланхоличным духом старых пластинок ECM.

В составе квартета: саксофонист Джек Уайли, басист Майло Фицпатрик, барабанщик Дункан Беллами и игрок на хэнге Ник Малви (впоследствии начавший сольную карьеру). Их музыка строится на тонком диалоге между саксофоном и хэнгом — металлическим инструментом, создающим гипнотические, почти водяные тембры.

«Knee-Deep in the North Sea» — не просто джаз, это звуковая медитация. Мелодии не торопятся, ритмы текут, а гармонии разворачиваются, как утренний туман над прибрежным городом. Этот альбом положил начало путешествию, в котором Portico Quartet будут расширять палитру, добавляя электронику, эмбиент и кинематографические текстуры в своих следующих работах.

Это музыка, которая говорит не громко, а красиво — для тех, кто умеет слушать между нот.

Portico Quartet - Knee-Deep In the North Sea (2007)

© Real World Records
Portico Quartet - Knee-Deep In the North Sea (2007) © Real World Records

7. Yussef Kamaal — «Black Focus» (2016)

Yussef Kamaal — это не имя, а созвездие двух звёзд: барабанщика Юссефа Дэйса и клавишника Камаала Уильямса. В 2016 году они объединились почти случайно, но очень быстро родили один из самых знаковых альбомов новой британской джаз-сцены — «Black Focus».

Релиз вышел на лейбле Brownswood Recordings, которым управляет Жиль Петерсон, и с первых нот стало ясно: это не просто альбом, а концентрат ДНК целого движения.

Музыкальные корни дуэта разветвлены во все стороны: джаз, соул, грайм, драм-н-бэйс, афробит, даб. Их объединяет не жанр, а энергия — та самая, что наполняет улицы южного Лондона и закоулки Брикстона. Они, как и их американские коллеги Robert Glasper или Thundercat, обожают дух 70-х: джаз-фьюжн, грув, рассыпчатый Fender Rhodes.

В «Black Focus» слышны призраки Роя Айерса, Лонни Смита, The Headhunters и даже бразильских мастеров из Azymuth. Но этот альбом — не копия прошлого. Он живёт здесь и сейчас. И это заслуга не только вдохновлённых исполнителей, но и продюсера Малкольма Катто (сооснователя The Heliocentrics), который не дал материалу утонуть в ностальгии.

Yussef Kamaal - Calligraphy // Brownswood Basement Session

Запись получилась мощной и многослойной: здесь есть трубач Йелфрис Вальдес, басисты Том Дрисслер и Карим Дэйс, гитарист Мансур Браун и, конечно, Шабака Хатчингс, без которого уже сложно представить лондонский джаз.

«Black Focus» — это джаз, который танцует, спорит, дышит, пульсирует. Это не форма — это состояние. И, пожалуй, одно из лучших музыкальных определений Лондона последних лет.

Yussef Kamaal - Black Focus (2016)

© Brownswood Recordings
Yussef Kamaal - Black Focus (2016) © Brownswood Recordings

8. Ashley Henry — «Beautiful Vinyl Hunter» (2019)

Для пианиста Эшли Генри джаз — это не музей, а живая речь, в которой свободно уживаются традиция и современность. В его музыке слышны и корни, и улицы: соул, фанк, рэп, афробит, грайм и карибские ритмы. Всё это — части единого голоса, в котором звучит сам Лондон.

Родился Эшли в ноябре 1991 года, окончил Королевскую академию музыки в 2016-м, а за плечами у него уже сотрудничество с громкими именами: рэпером Loyle Carner, артисткой Christine & The Queens, джазовой вокалисткой Zara McFarlane, а также с легендами вроде Terence Blanchard, Robert Glasper, Jason Marsalis, Jean Toussaint и Anthony Joseph.

«Beautiful Vinyl Hunter» — его первый полноформатный альбом, вышедший в сентябре 2019 года, — звучит как музыкальный автопортрет. Это рассказ о происхождении, о культурных пересечениях, о городе и поколениях. «Моя музыка — это выражение того, кто я есть. Это Лондон во всей своей славной многослойности. Во мне — иммигрантские корни, уходящие в XVII век, и я хочу, чтобы это звучало сквозь стили и эпохи», — говорит он.

И это действительно звучит. Причём с удивительной лёгкостью и драйвом. На альбоме участвуют десятки ярких музыкантов: барабанщики Luke Flowers (The Cinematic Orchestra) и Makaya McCraven, трубачи Theo Croker, Jaimie Branch, Keyon Harrold, саксофонист Binker Golding, басист Dan Casimir, вокалисты Judi Jackson, Milton Suggs, перкуссионист Ernesto Marichales, рэпер Sparkz и многие другие.

Ashley Henry — как современный Herbie Hancock, только с британским уклоном: он излучает грув, не усложняя, не расчленяя, а просто делясь музыкой с теплом и искренностью. Даже кавер на «Cranes in the Sky» Саланж у него звучит не как эксперимент, а как естественное продолжение повествования.

Это альбом, в котором джаз живёт среди людей — не на пьедестале, а на уровне взгляда.

Ashley Henry - Beautiful Vinyl Hunter (2019)

© Sony Classical
Ashley Henry - Beautiful Vinyl Hunter (2019) © Sony Classical

9. Joe Armon-Jones – «Starting Today» (2018)

Пианист Joe Armon-Jones — это не просто музыкант, а молодой безумный учёный за клавишами, чей взгляд одновременно направлен в будущее и в наследие 70-х. Мы впервые услышали его в составе Ezra Collective и на сборнике «We Out Here», а «Starting Today» (2018) стал его первым сольным заявлением — и сразу громким.

Выросший в музыкальном Лондоне, Джо впитывал всё подряд: джаз, фьюжн, клубную электронику, афробит, хип-хоп, нео-соул, даб, фанк и даже эйсид-джаз. В его дебюте нет жёстких жанровых границ — всё смешано в богатом грувовом коктейле, в котором каждая капля — со своим характером.

В записи альбома участвуют ключевые фигуры новой сцены: саксофонистка Nubya Garcia, барабанщик Moses Boyd, вокалист Ras Asheber, гитарист Oscar Jerome, а также Big Sharer и Kwake Bass. Это не просто сотрудничество — это диалог поколений и стилей, в духе старой школы и с языком сегодняшнего дня.

Joe Armon-Jones - Starting Today (Brownswood Basement)

«Starting Today» звучит как современное эхо поздних 70-х и начала 80-х, когда джаз стал проникаться соулом, фанком и клубной атмосферой. Здесь вспоминаются Roy Ayers, Ramsey Lewis, Bernard Wright, The Headhunters, Ronnie Foster, Alphonse Mouzon — все те, кто делал джаз уличным, танцевальным, ярким.

Но главное — Джо Армон-Джонс не играет в ретро. Его музыка не пылится на полке, она дышит, движется и живёт. Это не ностальгия — это groove прямо сейчас, сборник музыкальных хайлайтов из параллельной версии Лондона, где джаз танцует на вечеринках и говорит с битами на равных.

Joe Armon-Jones - Starting Today (2018)

© Brownswood Recordings
Joe Armon-Jones - Starting Today (2018) © Brownswood Recordings

10. Alfa Mist — «Structuralism» (2029)

Никто не требует от Alfa Mist знания трудов Ролана Барта, отца структурализма. Но его второй альбом, «Structuralism», словно создан под влиянием этой идеи: личность как отражение среды. «Моё воспитание сформировало меня так, что я не умею по-настоящему общаться, — говорит музыкант. — Structuralism — это признание: я — результат структуры общества, в котором вырос. А теперь мне нужно учиться говорить».

И Alfa Mist действительно говорит — через музыку. И делает это тонко, уверенно и с глубокой душевной интонацией. «Structuralism» — это альбом-интерпретация, где джаз встречается с хип-хопом, соулом, фанком и тёплой меланхолией.

История Alfa Mist началась именно с хип-хопа. Ещё подростком он писал биты для грайм- и рэп-артистов, пока через семплы не открыл для себя джаз: J Dilla, Miles Davis, а также... Hans Zimmer, которого он до сих пор называет своим кумиром. Он выучился играть на фортепиано самостоятельно, и сегодня Fender Rhodes и классическое пианино — его главные инструменты.

На «Structuralism» он выстраивает атмосферный грув, полный нюансов и оттенков: от бархатной меланхолии до почти кинематографической драматургии. Это музыка, в которой слышны отголоски Herbie Hancock и Robert Glasper, но при этом она звучит очень по-лондонски.

Ему помогают единомышленники: трубач Johnny Woodham, барабанщики Peter Adam Hill и Jamie Houghton, гитарист Jamie Leeming, басисты Kaya Thomas-Dyke и James Rudi Creswick, струнный квартет во главе с Peggy Nolan, а также Jordan Rakei, чей голос звучит в треке «Door».

«Structuralism» — это пастельная партитура, в которой нет острых углов, но есть глубина и честность. Alfa Mist — музыкант, за которым хочется следить. Он говорит негро��ко, но говорит о главном.

Alfa Mist - Structuralism (2019)

© Sekito
Alfa Mist - Structuralism (2019) © Sekito

By Marc Zisman, September 16, 2023

Бол��ше информации о новой и старой музыке можно найти в блоге «О музыке». Чтобы послушать альбом целиком, не выходя из Телеграм, просто перейдите на мой канал.

5
Начать дискуссию