Bon Iver — «SABLE, fABLE» (2025) [альбомы по пятницам]

Bon Iver выпустил свой пятый студийный альбом «SABLE, fABLE» 11 апреля 2025 года на лейбле Jagjaguwar. Это первая полноформатная работа группы за шесть лет после альбома «i,i» (2019)

Джастин Вернон ставит меня в тупик. По всем признакам мне, большому поклоннику фолка, особенно написанного бородачами с тонко чувствующей душой, должны были нравится его первые два альбома, а хит «Perth», который совмещает фолк и эмо в духе American Football, обязан был прописаться на репите в моем айподе в 2011 году. Этого не произошло — и сейчас я понимаю, почему. Бон Ивер никогда не был сонграйтером, у которого текст на переднем плане, что довольно абсурдно, учитывая его жанр. Но любят его не столько и не сколько за слова, а в первую очередь за вайб и настроение, которое он голосом и музыкой создаёт. Я поначалу этого не понял и смотрел не туда, помещая его в одну коробочку с Эллиоттом Смитом и Джейсоном Молиной — и удивляясь невероятной популярности и наградам.

Когда Вернон выпустил «22, A MILLION» (2016), музыкальная пресса сравнивала его с «Kid A». Параллелей действительно много: это куда более электронная запись, чем первые два альбома Bon Iver, значительно более экспериментальная, и созданная как бы в пику предыдущему успеху. И как раз та самая, на которой я оценил талант Вернона как неконвенционального сонграйтера и понял, что именно и, что самое главное, как именно хочет сказать. Как и в случае Radiohead, необычный эксперимент и отход от привычного жанра никак не помешал его популярности.

Успех сильно на него повлиял — и не в хорошую сторону. Конечно, он стал работать с суперзвездами как соавтор и продюсер, стал собирать огромные залы — но одновременно начал бояться выходить из дома и сходить с ума от напряжения. Он отменял концерты, а в 2023 году и вовсе распродал все концертное оборудование. В конце концов, он пришёл к мысли, что его проблемы не такие уж и серьезные, и если ему просто надо перестать турить, чтобы быть счастливым, то надо это перестать делать. Собственно, никаких планов выступать в поддержку нового альбома у Вернона нет.

«SABLE, fABLE» в целом рассказывает историю человека, который сначала терзается сомнениями и не верит, что делает достаточно, а потом принимает себя, по пути найдя любовь. Чтобы это понять, не нужно открывать тексты.

Первая часть — это минималистичный фолк и грустный тембр: слушаешь и хочется потрепать мужика по плечу. А дальше Вернон переходит к соулу в духе Фрэнка Оушена (который сам Бон Ивером вдохновлялся) и Mk.gee (которого вообще без Вернона представить нельзя). Из этой музыки сочится, в отличие от первой половины записи, чувство принятия — и особая сексуальная энергия, которая не связана непосредственно с самим сексом, а скорее передаёт максимальную близость и желание растаять от мысли, что на свете есть тот самый особенный человек.

Bon Iver - There’s A Rhythmn (Official Lyric Video)

Что удивительно, сам Вернон говорит, что не состоит в отношениях: любовь на него сильно повлияла в последние годы, но не привела к созданию семьи. Он вообще сомневается, что способен на это: именно поэтому сонграйтер выбрал песню «I think about it all the time», когда Чарли предложила ему поработать над ремиксом для «brat». И если Чарли всё ещё не определилась, чего она от жизни хочет, Джастин признаёт, что сейчас, в 43 года, максимально далёк от своей детской мечты поскорее жениться. И ему, судя по «SABLE, fABLE», с этим нормально.

Bon Iver - SABLE, fABLE (2025)

© Jagjaguwar
Bon Iver - SABLE, fABLE (2025) © Jagjaguwar

Про новые музыкальные релизы читайте в телеграм канале Паши Борисова — Альбомы по пятницам. Его голос также можно услышать по средам в подкасте — Альбомы по пятницам.

3
1 комментарий