clipping. — «Dead Channel Sky» (2025) [альбомы по пятницам]
«Небо над портом было цвета экрана телевизора, настроенного на пустой канал».
Если вы узнали эту цитату, то альбом нойз-рэп группы clipping. про вас. «Dead Sky Channel» — это попытка воссоздать эстетику киберпанка, какой её себе представляли в раннюю цифровую эпоху. Альбом открывается звуком модема, его герои — это хакеры, запускающие вирусы в киберпространство, люди в этом мире вживляют себе чипы, а сознание помещается на карту памяти.
Группа называет его «диском, который вы нашли в мусорной корзине в будущем», артефактом из прошлого — и именно так он и ощущается. Не поймите меня неправильно, это прекрасная работа с богатой музыкальной картиной, которая передает ощущение антиутопии, и которая могла бы быть саундтреком к «Джонни Мнемонику» или к Cyberpunk 2077.
Дэвид Диггс, который помимо речитатива в clipping. известен по озвучке Себастьяна из недавней экранизации «Русалочки» и работе в «Гамильтоне», начинает альбом цитатой из Public Enemy и в своем неповторимом механическом стиле зачитывает истории, буквально сошедшие со страниц Уильяма Гибсона, он как диджей с пиратской антикорпоративной радиостанции из того же «Мнемоника», как боец инфосопротивления клеймит корпорации и призывает своих слушателей очнуться и открыть глаза.
«Dead Sky Channel» просто обязан мне нравиться — и он нравится. Он нажимает на все те же кнопочки, которые прежде нащупали Сол Уильямс, Dälek и Канье времён «Yeezus» (2013) (который тут даже мне мерещится в рифмах трека «Code»), он представляет собой самую цельную работу clipping., его можно слушать с одинаковым успехом и вникая, и не вникая в тексты.
Но. Есть одно маленькое но. Уильям Гибсон писал «Нейроманта» в 1984 году и, по его собственным словам, тогда не особо хорошо был знаком с технологиями: роман, например, он печатал не на Apple II, как можно предположить, а на обычной печатной машинке. Его герои жили в выдуманном мире киберпанка. Мы живём во вполне реальном киберпанк-мире: бездомные ходят со смартфонами, возможности которых Гибсон тогда даже представить себе не мог, ИИ уже реальность, мультинациональные технокорпорации правят миром. А звук модема и истории про хакеров с нейрочипами кажутся чем-то крайне устаревшим — ретрофутуризмом, будущим, которое придумали давным-давно, и которое уже успело наступить, но в иной форме.
clipping. рассказывают историю-предупреждение о катастрофе людям, которые в этой катастрофе живут. Приём интересный, но создаётся ощущение, что современные проблемы требуют современных методов их осознания, а не звука модема.
Про новые музыкальные релизы читайте в телеграм канале Паши Борисова — Альбомы по пятницам. Его голос также можно услышать по средам в подкасте — Альбомы по пятницам.