Sam Fribush — «People Please» (2024)
«People Please» — альбом, выпущенный 15 марта 2024 года трио Сэма Фрибуша (Sam Fribush Trio), в состав которого входят органист Сэм Фрибуш, гитарист Чарли Хантер (Charlie Hunter) и барабанщик Кэлвин Наппер (Calvin Napper).
Выпуск третьего студийного альбома «People Please» — это небольшой шаг для Сэма Фрибуша, но значительный скачок для традиций органного трио, фанка и соул-джаза.
Альбом сочетает в себе глубокий грув с гармониями, вдохновлёнными госпелом, и привлекает внимание участием таких гитарных мастеров, как Чарли Хантер и Ксавье Линн, а также барабанщика Кэлвина Наппера. Хотя это уже третья пластинка Фрибуша, выпущенная под его именем, в каком-то смысле её можно считать дебютной. Дело в том, что его первые два альбома, «Sam Fribush Organ Trio, Vol. I: Riverboat» и «Vol. II: The Root», в основном состояли из каверов. В «People Please» молодой клавишник впервые выступает не только в роли лидера группы, но и как автор композиций и продюсер. 11 оригинальных треков прочно закрепляют его в традиции соул-джаза, заложенной Джимми Смитом, Грувом Холмсом и Ширли Скотт, но при этом двигают жанр в новом, ещё более фанковом направлении.
Хотя его звучание убедительно передаёт дух соул-джаза и органного фанка, сам Фрибуш пришёл к этой музыке относительно недавно. Он вырос в Гринсборо (Северная Каролина) в семье музыкантов, изучал современную импровизацию в консерватории Новой Англии в Бостоне, а затем переехал в Новый Орлеан, где, играя в церквях, осваивал госпел, во многом опираясь на ролики на YouTube. Однако с началом пандемии концертная деятельность практически остановилась, и Фрибуш вернулся в Северную Каролину, где встретил знаменитого гитариста Чарли Хантера. Тот добавил в альбом свои фирменные фанковые гитарные партии с эффектом wah-wah (за исключением вдохновлённой госпел-квартетами «When My Baby Gets Home», где на гитаре играет Ксавье Линн, и сольной интерлюдии «Supper»). Именно благодаря этому знакомству Фрибуш по-настоящему увлёкся музыкой органного трио.
На тот момент я мало что знал о Чарли, но он быстро стал моим корона-бадди. Нас познакомил общий друг, и он, видимо, проникся ко мне симпатией, начал заходить в гости просто так — пообщаться, рассказать истории, поиграть. Тогда он увлёкся ударными и много практиковался. Он вообще классный барабанщик. А у меня в студии стоял Hammond, потому что я уже играл на органе в церквях, но именно Чарли открыл для меня shuffle-ритмы, блюзовые и джазовые органные техники и показал мне, как они стали связующим звеном между джазом и фанком.
В итоге дуэт решил записать альбом, пригласив на барабаны джазового ударника Джеффа Клэппа, а Чарли Хантер, известный своим умением одновременно исполнять басовые и гитарные партии на гибридных семи- и восьмиструнных инструментах, на этот раз взял в руки классическую шестиструнную гитару. В это же время Фрибуш присоединился к Hiss Golden Messenger, играя с ними инди-фолк-рок — музыку, казалось бы, далёкую от его фанковых изысканий, но, как он сам объясняет, вполне естественную для него.
Мои родители — самоучки, играющие фолк, и я просто люблю исполнять хорошие песни. Я много играю на фортепиано, и с момента, как присоединился к Hiss Golden Messenger, мне кажется, группа стала больше уходить в джемы на концертах. Мы начали делать каверы на Grateful Dead. MC Taylor — огромный фанат Dead, а ещё он отличный сонграйтер, так что для меня нет ничего лучше, чем играть классные песни, петь гармонии, а потом, в конце композиции, немного поджемить. Это и есть атмосфера нашей группы. И, конечно, мощный ритм-секшен с Алексом [Бингемом] и Ником [Фалком] делает своё дело.
Параллельно с гастролями и записями с Hiss Golden Messenger Фрибуш продолжал оттачивать свой стиль, углубляясь в то, что делает песню по-настоящему «качовой».
Когда я начал работать с Чарли, он сильно изменил мой взгляд на то, над чем стоит работать. Я всегда думал, что у меня хорошее чувство ритма, но Чарли показал, что его можно улучшать бесконечно, просто занимаясь с метрономом и фокусируясь на груве и ощущении. В какой-то момент я всерьёз увлёкся фанковым органным звучанием и идеей вести басовую партию левой рукой — стать таким «человеком-оркестром». Я спрашивал себя: как сделать так, чтобы звучать максимально фанково? И разработка правильного ритмического удара левой рукой стала моей целью. Думаю, этот альбом — во многом результат этих поисков.
Раскрывая важность игры левой рукой, с помощью которой он одновременно исполняет басовые партии (используя и педали Hammond), а также добавляет текстуры, аккорды, мелодии и украшения правой рукой, Сэм Фрибуш делится своими наблюдениями о различных стилях игры на органе.
В джазе Hammond — это, по сути, хождение басовой линии четвертными или восьмыми нотами в левой руке. В госпеле ты больше играешь аккорды и активно используешь педали. А если говорить о фанковом контрапункте, то здесь басовые линии левой рукой получаются короткими, чёткими, с рваным грувом — именно на этом я сосредоточился. Так что концепция альбома заключалась в следующем: давайте сделаем запись в формате классического органного трио, в том виде, в котором его все знают и любят, но максимально фанковым.
Для записи «People Please» Фрибуш пригласил Кэлвина Наппера — барабанщика, долгое время игравшего в легендарной соул-группе Maze featuring Frankie Beverly. «Кэлвин — это просто мастер грува, и все ритмы, которые он написал для этого альбома, получились невероятно крутыми», — рассказывает Фрибуш. «Мне кажется, он своего рода MVP этой записи, её ключевая звезда, потому что его битмейкинг очень интересный, он смещает акценты малого барабана и бас-бочки, создавая сложную синкопированную ритмику. Многие композиции рождались именно вокруг его партий».