Сюита эпохи барокко. Музыка королевского двора

Сюита эпохи барокко. Музыка королевского двора

Сюита - упорядоченный набор музыкальных пьес. Сюита возникла в XVI веке, а в эпоху барокко (середина XVII - середина XVIII веков) эта форма стала самостоятельной и популярной среди композиторов.

Типовая сюита эпохи барокко состоит из нескольких танцев, исполненных в одной или родственных тональностях. Это:

  • Аллеманда - среднетемповый парадный танец
  • Куранта - подвижный танец в размере ¾.
  • Сарабанда - медленный, мрачный танец в размере ¾. Пришел из Испании.
  • Жига - изначально танец английских моряков, быстрый и подвижный.
  • Менуэт - неторопливый грациозный танец в размере ¾, позже вошедший в состав симфонии. Если в фильмах показывают бал начала XVIII века, то его участники танцуют менуэт. Схож с менуэтом был и танец паспье.
  • Гавот - подвижный танец, популяризированный при Людовике XIV
  • Ригодон - быстрый танец родом с юга Франции с прыжковыми движениями.
  • Бурре - еще один подвижный танец, исполнявшийся на пуантах. Из него вышло движение pas de bourrée, мелкий шаг в классическом балете.

И в Википедии, и в музыкальных словарях говорится о том, что набор из четырех танцев (аллеманда - куранта - сарабанда - жига) является стандартом для сюиты эпохи барокко. Однако я начал слушать разные сюиты этого периода, и заметил, что список частей далеко не всегда соответствует этому “канону”. Потом я нашел статью Юрия Семеновича Бочарова, в которой он развенчивает миф о том, что эта структура определяет барочную сюиту как жанр. Более того, сам термин не был обязательным, сюиту называли и “партитой” и “увертюрой”. А сама сюита не была единым произведением, требующим исполнения всех частей в четкой последовательности. Это был скорее набор отдельных пьес. В общем, тем, кто хочет углубиться в тему, советую почитать статьи Ю.В.Бочарова. А я лишний раз убедился, что барокко - не про каноны, а про их нарушение.

Барочная сюита была фоновой и танцевальной музыкой. Когда в середине XVIII века музыку стали слушать в концертных залах, сюита потерялась на фоне симфоний, концертов и сонат. В XIX веке возникла программная сюита, но это уже было серьезное произведение, к танцам отношения не имевшее. Еще сюитой стали называть набор из контрастирующих друг с другом танцев в балете.

Плейлист

Барочная сюита не имела рамок как по составу инструментов, так и по настроению. Поэтому я включил в плейлист как веселые, так и мрачные минорные произведения из разных периодов с разным наборов танцев.

Первых трех произведений на ютубе нет единым файлом, в описаниях есть ссылка на плейлист, где полное произведение представлено отдельными частями.

Эннемон Готье - Сюита ля-мажор для лютни. Плейлист: https://www.youtube.com/watch?v=LLZ26xN2Yu8&list=OLAK5uy_k8-9fcSgXVwve5aEuwgV-q14GbFA6KnYY&index=15
Г.И.Ф фон Бибер - Партита для скрипки Си-минор (C 63). Плейлист: https://www.youtube.com/watch?v=JG42LqSpsGk&list=OLAK5uy_lFIHdX4-kUTrtE9zLXlBC3LBlfKbxDeDg&index=6
Кристоф Граупнер - Партита Ми-мажор для клавесина (GWV 106). Плейлист: https://www.youtube.com/watch?v=ny15TLcqaGE&list=OLAK5uy_nOM4BABdh6lVDgnFMvE8gXNzOUOnwDES8&index=30
Марен Маре - Сюита ми-минор для виолы-да-гамба, клавира и флейты
И.С.Бах - Сюита для виолончели Ре-минор (BWV 1008)
Георг Гендель - Оркестровая сюита Фа-мажор из цикла “Музыка на воде” (HWV 348)

Подписывайтесь на Telegram :)

5
Начать дискуссию