Сюита эпохи барокко. Музыка королевского двора
Сюита - упорядоченный набор музыкальных пьес. Сюита возникла в XVI веке, а в эпоху барокко (середина XVII - середина XVIII веков) эта форма стала самостоятельной и популярной среди композиторов.
Типовая сюита эпохи барокко состоит из нескольких танцев, исполненных в одной или родственных тональностях. Это:
- Аллеманда - среднетемповый парадный танец
- Куранта - подвижный танец в размере ¾.
- Сарабанда - медленный, мрачный танец в размере ¾. Пришел из Испании.
- Жига - изначально танец английских моряков, быстрый и подвижный.
- Менуэт - неторопливый грациозный танец в размере ¾, позже вошедший в состав симфонии. Если в фильмах показывают бал начала XVIII века, то его участники танцуют менуэт. Схож с менуэтом был и танец паспье.
- Гавот - подвижный танец, популяризированный при Людовике XIV
- Ригодон - быстрый танец родом с юга Франции с прыжковыми движениями.
- Бурре - еще один подвижный танец, исполнявшийся на пуантах. Из него вышло движение pas de bourrée, мелкий шаг в классическом балете.
И в Википедии, и в музыкальных словарях говорится о том, что набор из четырех танцев (аллеманда - куранта - сарабанда - жига) является стандартом для сюиты эпохи барокко. Однако я начал слушать разные сюиты этого периода, и заметил, что список частей далеко не всегда соответствует этому “канону”. Потом я нашел статью Юрия Семеновича Бочарова, в которой он развенчивает миф о том, что эта структура определяет барочную сюиту как жанр. Более того, сам термин не был обязательным, сюиту называли и “партитой” и “увертюрой”. А сама сюита не была единым произведением, требующим исполнения всех частей в четкой последовательности. Это был скорее набор отдельных пьес. В общем, тем, кто хочет углубиться в тему, советую почитать статьи Ю.В.Бочарова. А я лишний раз убедился, что барокко - не про каноны, а про их нарушение.
Барочная сюита была фоновой и танцевальной музыкой. Когда в середине XVIII века музыку стали слушать в концертных залах, сюита потерялась на фоне симфоний, концертов и сонат. В XIX веке возникла программная сюита, но это уже было серьезное произведение, к танцам отношения не имевшее. Еще сюитой стали называть набор из контрастирующих друг с другом танцев в балете.
Плейлист
Барочная сюита не имела рамок как по составу инструментов, так и по настроению. Поэтому я включил в плейлист как веселые, так и мрачные минорные произведения из разных периодов с разным наборов танцев.
Первых трех произведений на ютубе нет единым файлом, в описаниях есть ссылка на плейлист, где полное произведение представлено отдельными частями.
Подписывайтесь на Telegram :)