Stereolab — «Mars Audiac Quintet» (1994)
«Mars Audiac Quintet» — третий студийный альбом англо-французской группы Stereolab, выпущенный 2 августа 1994 года. Запись проходила в марте и апреле 1994 года на студии Blackwing в Лондоне. В этом альбоме группа сместила акцент в сторону более поп-ориентированного звучания, сохраняя при этом элементы краут-рока и экспериментальной музыки. Критики отмечают, что «Mars Audiac Quintet» является одним из самых доступных и тщательно продуманных альбомов Stereolab.
К 1994 году, когда вышел «Mars Audiac Quintet», Stereolab уже продемонстрировали как роковую, так и экспериментальную стороны своей музыки. Теперь группа сосредоточилась на доведении до совершенства своего фирменного «космического попа». Лёгкие, жизнерадостные композиции вроде «Ping Pong» и «L'Enfer des Formes» делают звучание более стройным, но при этом не теряют сути стиля Stereolab. В песнях альбом кажется самым доступным и цельно написанным в их дискографии.
В основе таких ритмически насыщенных треков, как «Outer Accelerator», «Wow and Flutter» и «Transona Five» (которая неожиданно напоминает «Goin' Up the Country» от Canned Heat), всё ещё лежат краут-роковые корни. Однако группа наделяет их мягкой синтезаторной мелодикой и многослойными вокальными аранжировками, создавая более «поповую» оболочку. Даже протяжённые композиции вроде «Anamorphose» и «Nihilist Assault Group», которые могли бы появиться на «Transient Random Noise-Bursts With Announcements» (1993), если бы звучали более сыро, здесь приобретают чувственность и объём, а не угловатость и хаотичность.
Этот же подход заметен и в сложных, многослойных треках «New Orthophony» и «The Stars Our Destination», а также в минималистичных, сдержанных номерах вроде «Des Étoiles Électroniques». Вместо чистой авантюрности группа экспериментирует с продакшеном, голосовыми гармониями и всё более электронными аранжировками.
Очаровательный финальный трек «Fiery Yellow» доводит любовь Stereolab к лаунж-попу и экспериментам до предела. Изящная композиция на основе маримбы, записанная при участии Шона О’Хэйгана (High Llamas), звучит так, будто в 90-е её могли бы сочинить Esquivel или Martin Denny.
Хотя «Mars Audiac Quintet» не так радикален в своей новаторской сути, как более ранние альбомы Stereolab, он остаётся увлекательной, доступной работой и своеобразным предшественником более сложного и интеллектуального звучания, которое группа будет развивать во второй половине 90-х.
© Heather Phares /TiVo
В 2019 году альбом был переиздан в ремастированном и расширенном виде, включающем бонусный диск с ранее не издававшимися демо, ауттейками и альтернативными миксами.