Гид Qobuz по лучшим альбомам 2024 года
Мало что приносит столько радости, как наблюдение за тем, как артист развивается, рискует, привлекает внимание и, в конечном итоге, оправдывает ожидания, выпуская что-то великое и магическое. Голос Арудж Афтаб на альбоме «Night Reign», словно поймавший идеальную волну, движется вперёд, словно под воздействием неумолимой силы.
Легендарный южноафриканский пианист и композитор Абдулла Ибрагим, известный ранее как Dollar Brand, родился в 1934 году. Но и в XXI веке он продолжает творить, что подтверждает альбом «3», записанный совместно с Кливом Гайтоном (флейта, пикколо, кларнет) и Ноа Джексоном (бас, виолончель). Их музыка мастерски объединяет джаз, классику и южноафриканские мотивы в камерной атмосфере.
«Daughter of a Temple» изящно переплетает жанры, звуча с благоговейными и умиротворёнными интонациями. Здесь есть всё: от спиритуального джаза, вдохновлённого Элис Колтрейн, до южноиндийских напевов и инструментов, стихов, буддийских гимнов, песен на нескольких языках и од посвящённой «A Love Supreme» Джона Колтрейна. Хотя это могло бы показаться стилевым хаосом, альбом звучит как единое целое, где голос Ганавьи возвышается над всем.
Борясь с бессонницей, тревогой и, как она выражается, «конфликтом часов амбиций и биологии», пианистка Марта Санчес использует трудности как источник вдохновения для своего первого трио-альбома «Perpetual Void». Несмотря на название, предполагающее пустоту, Санчес, живущая в Бруклине, наполняет свои композиции жизнеутверждающим пост-бопом.
С альбомом «Endlessness» Нала Синефро доказывает, что чем тише становишься, тем больше начинаешь слышать. Её мягкость никак не связана с внутренней усталостью или равнодушием. Кажется, что Синефро — редкая личность, способная остановить шум в комнате одним словом, боясь, что любое лишнее вмешательство разрушит хрупкую мудрость, скрытую в её сообщении.
Electronic
На протяжении всего альбома «I Hear You» Пегги Гу будто игнорирует последние два десятилетия танцевальной музыки, отказываясь от современных звуковых трендов в пользу коммерческого хауса 90-х и техно с настроением «грув-в-сердце», времён, когда такие треки, как «Believe» Шер и «Missing» Everything But the Girl, переходили из гей-клубов в поп-чарты. Удивительно, но весь проект бьёт по слушателю свежей энергией, словно это нечто абсолютно новое.
Стильный микс, поглощающий и преобразующий звуки британской джазовой сцены, европейской экспериментальной электроники, классического хауса, грайма и UK garage, альбом «Closer» Марии Кьяры Аргиро увлекает уже с первых восьми тактов.
Британский продюсер и диджей Nia Archives утвердила свой статус лидера нового поколения джангла, выпустив альбом «Silence is Loud», где нервные брейкбиты пересекаются с тревогами поколения Z.
Four Tet вернулся в 2024 году с альбомом «Three», восьмитрековой пластинкой, балансирующей между медитативными синтезаторными балладами и минималистичными танцевальными треками. Продолжая идеи альбома «Parallel», Кийран Хебден углубляется в использование аналогового оборудования и модульного синтеза, постепенно заменяющих его знаменитые сэмплинг-техники в основе его звукового языка.
Holy Tongue и Shackleton — необычное и, возможно, неожиданное сочетание, но их совместный альбом «The Tumbling Psychic Joy of Now» оказался поразительно плодотворным. Это странная, но радостная звуковая экспедиция, которая удивляет и вдохновляет.
Indie/Alternative
Прошло 16 лет с выхода последнего альбома The Cure. Этот промежуток времени охватил конец 50-х и начало 60-х лет Роберта Смита; теперь ему 65, и он сталкивается с утратами и горечью, которые приносит возраст. В отчаянных строках вроде «Я снаружи, в темноте, размышляя, как я стал таким старым / Всё ушло, ничего не осталось из того, что я любил», Смит звучит сдержанно, но плач гитары выдаёт его боль.
«Lives Outgrown» полностью отдалён от тёплого фолкового настроения «Out of Season» и клаустрофобной электроники Portishead (и никаких оркестров на горизонте). Голос Бет Гиббонс остаётся завораживающим и слегка призрачным, обеспечивая мощное эмоциональное воздействие, даже если на её дебютном сольном альбоме вокал отодвинут ближе к середине и фону микса.
На своём дебюте на лейбле Ninja Tune Нилюфер Яня пробует себя в разных стилях и подходах, используя свой поразительно красивый голос как проводник. Её вокал сравнивают с романтично-холодным монотонным звучанием Шаде, силой PJ Harvey эпохи «Stories» и эмоциональной глубиной Тори Эймос. Однако Яня не подражает этим культовым певицам — её голос уникален и мгновенно узнаваем. В эпоху, когда многие исполнительницы следуют моде на «шёпотный» вокал, Яня смело идёт против тренда.
«Wall Of Eyes» впускает тепло. На своём втором альбоме The Smile проявляют алхимическое мастерство, вдохновлённое скорее Can, чем Beatles, и насыщенное опытом живых выступлений. Это настоящий шедевр.
Сила Wand в их умении балансировать между техничным мастерством и служением песне. Такие треки, как наполненная фанком «JJ», «Smile», напоминающая Built to Spill, и склонная к краутроку «Curtain Call», демонстрируют, что группа не жертвует риффами ради качественного написания песен. Умение отпустить важно, но так же важно и знание, когда нужно сдержаться.
Объединяя новые технологии и передовые звуки современного хип-хопа и экспериментальной музыки, Kim Gordon вызывает ассоциации с цифровыми коллажами Синди Шерман. Она с яростью переключается между стилями, взаимодействует с самой актуальной культурой и экспериментирует с новыми инструментами, сохраняя свою силу и свежесть.
«Wild God» — это удар по системе, и это прекрасно. Ник Кейв вышел из тяжёлой экзистенциальной трилогии, завершившейся «Ghosteen» 2019 года, с новым чувством жизни. После выхода последнего альбома он потерял второго сына, но, похоже, научился справляться с горем, применяя простую надежду в барочном стиле.
Classical
От звуков лютни и голоса Марины Виотти до муга и электрогитар — нас переносят в прекрасный музыкальный ландшафт, наполненный светом и тенью, который глубоко резонирует с человеческим опытом горя и стойкости. Редко когда концептуальный альбом способен так сильно тронуть душу.
Обманчивая простота игры Рюити Сакамото на фортепиано не только создаёт интимный портрет музыканта, размышляющего над своим творческим наследием, но и демонстрирует величие и силу человека, которому нечего скрывать. Здесь нет студийной магии — только честность и музыка.
«Nightfall» отличается гармоничным и мелодичным звучанием, продолжая стилистическую линию, выбранную Voces8 в последние годы. Вместо классических хитов ансамбль сосредотачивается на необычных произведениях: современных композициях и аранжировках поп-песен, обогащённых звучанием инструментального ансамбля. «Nightfall» — это снова ода голосу, которая очаровывает разнообразием репертуара.
Китайская пианистка Юджа Ван поражает публику с момента её дебюта с Клаудио Аббадо, демонстрируя дьявольскую виртуозность и огненный темперамент. Но за внешним блеском её игра не лишена глубины: Ван глубоко погружается в партитуры и музыку композиторов, которых исполняет. Её концертное исполнение — это пир темпа и разнообразия, где она, как неугомонная и хитроумная хозяйка стола, с наслаждением раскрывает сложнейшие композиции, показывая публике их внутренний свет.
Сопрано Барбара Ханниган и пианист Бертран Шамаю представляют интимную и напряжённую интерпретацию ранних произведений Мессиана, включая «Poèmes pour Mi» и «La Morte du Nombre». Голос Ханниган выделяется ясностью и стабильностью в верхнем регистре, одновременно привлекая внимание к менее известному репертуару композитора.
Исторические органы с мензурной темперацией из Швейцарии, Нидерландов и Швеции оживают как медитативные вдохи на альбоме Кали Мэлоун «All Life Long». Композитор из Стокгольма также включает на этом шестом альбоме произведения для медных духовых инструментов и голоса.
Вместо того чтобы предложить ещё одну традиционную версию «Реквиема» Моцарта, дирижёр Рафаэль Пишон приглашает нас в путешествие сквозь время. Этот проект возник благодаря постановке Ромео Кастеллуччи «Реквиема» на сцене Театра Архиепископа в рамках фестиваля в Экс-ан-Провансе в 2019 году. То, что начиналось как случайный проект, стало глубоким размышлением дирижёра, который на этом альбоме объединяет «Реквием» с другими произведениями Моцарта, кажущимися диалогами с этим шедевром.
Rock
«To All Trains» — это не терапевтический рок и не призыв к свержению правительства. Это Shellac: смысл в бессмысленности, приглашение выкрикнуть изо всех сил протест против абсурдных личностей, которые говорят от имени привилегированных.
С альбомом «All Born Screaming» St. Vincent вновь доказывает, что она настоящая тройная угроза — певица, автор песен и гитаристка, с которой стоит считаться. Работая самостоятельно и отходя от эксцентричного стиля Джека Антоноффа, продюсировавшего её два предыдущих альбома, Энни Кларк делает смелые шаги и добивается полного успеха.
Вернувшись к блюзу после диптиха «Fear Of The Dawn» — настоящего хаоса рок-н-ролла — и его изысканного акустического компаньона «Enter Heaven Alive», «No Name» продолжает свою «голубую» серию с мрачным и тяжёлым электрическим роком, нотками одержимого попа и, конечно, густым соусом. Хотя альбом может показаться неровным, он мастерски выполнен, с дьявольски мощными риффами (например, в треке «Bless Yourself»), представляя Джека Уайта в состоянии ярости против нарциссизма современности.
На своём седьмом альбоме «Funeral for Justice», четвёртом, записанном за пределами Нигера, туарегский гитарист и певец Мду Моктар вновь представляет мощный набор своих электрических, энергичных пустынных блюзов.
«Smoke & Fiction» — последний альбом группы X, и он не имеет права быть настолько хорошим, особенно для коллектива, который находится на таком позднем этапе своей карьеры. X демонстрируют свой возраст в лучшем смысле — через зрелость, десятилетия написания песен и гармонию между участниками. Итог — цельная работа и увлекательное путешествие для слушателя.
Резкая и мрачная «Armistice Day» сразу даёт понять, что «Rack» — это не просто повторение лучших лет Jesus Lizard на лейбле Touch & Go. Голос Дэвида Йоу стал совершенно иным зверем, нежели в 90-х: он звучит музыкально и динамично, добавляя материалу эмоциональную глубину, выходящую за пределы прежнего агрессивного безумия. К счастью, музыка столь же разнообразна, а чистый, прямолинейный стиль записи идеально подчеркивает этот подход.
Hip-Hop/Rap
Рост Tyler, The Creator сопровождается и неуверенностью: ошибки прошлого становятся эхом, которое с каждым повторением вызывает всё больше сожалений. Накопленный опыт порождает чувство тревожной непредсказуемости, а саморефлексия, особенно для публичной фигуры, неизбежно сопровождается страхом утраты подлинного себя. В «Chromakopia» он глубоко погружается в эти темы, исследуя свои проблемы через призму сострадательного катарсиса, где личные переживания заставляют задуматься о борьбе других.
Кендрик Ламар неожиданно выпустил «GNX» в последние недели 2024 года, который и так уже был под его контролем — эпоха человека, призвавшего яркое негодование, чтобы свергнуть одного из самых доминирующих поп-артистов последних пятнадцати лет. Но этот альбом — не просто энергичный триумфальный круг на машине из эпохи Рейгана. Это что-то гораздо более сложное.
Rapsody празднует себя и благословенный мир вокруг неё. «God’s Light» идеально служит этой цели, как и «A Ballad for Homegirls». На бум-бэп-бите она может всё — и она отлично осознаёт свою силу и мастерство. Rapsody вернулась и принесла с собой весь свой арсенал. Какой бы ни была реакция, настоящие фанаты знают, в чём дело.
Open Mike Eagle, Video Dave и Still Rift под именем Previous Industries погружаются в ностальгию по культуре торговых центров 80-х и 90-х годов, наполняя свои тексты обилием поп-культурных отсылок. При этом они затрагивают более сложные и не столь радужные эмоции, связанные с потребительством, и пытаются с ними разобраться.
Folk/Americana
С альбомом «Tigers Blood», включающим одни из лучших песен Кэти Кратчфилд, Waxahatchee уверенно дают понять, что не собираются покидать высоту, достигнутую ими на «Saint Cloud» 2020 года.
MJ Lenderman поднимает свою задумчивую, реалистичную манеру написания песен на новый уровень, создавая качественно продуманные, чуть небрежные кантри-фолк-композиции на «Manning Fireworks». Этот альбом — ещё одна вершина в его творчестве.
«Bright Future» создаёт земное, натуральное ощущение благодаря доминирующим акустическим гитарам, призрачному фортепиано и интимному вокалу Адриан Ленкер. Альбом подтверждает, что её чувство качества остаётся неизменным, несмотря на её невероятную плодовитость как автора песен, и празднует радость творчества и сотрудничества.
Хотя её часто относят к категории фрик-фолка, Джессика Пратт скорее напоминает мягкие изгибы и нежные касания. Местами её манера ближе к лёгкому прикосновению джазовой королевы Блоссом Диари. Для своего четвёртого альбома Пратт стремилась запечатлеть «широкие панорамные звуки, напоминающие об океане и Калифорнии» — точнее, об эпохе потерянной невинности после Лета Любви, когда солнце и звёзды Голливуда сияли ярко, но Лос-Анджелес был охвачен страхом и ненавистью.
Изысканный способ, которым Ясмин Уильямс растягивает и трансформирует традиции игры на фолковой гитаре, может быть не очевиден с первого взгляда — особенно с учётом деликатного и насыщенного списка приглашённых музыкантов на «Acadia», — но она всё равно раздвигает границы жанра.
Игра и сочинения Розали приближаются к трогательной, обманчиво простой и невероятно мелодичной области, которую Нил Янг создавал с Crazy Horse. Её музыка медленно разгорается, превращаясь в мощные гимны, которые в любой момент могут вырваться в полноценные рокауты.
Soul/Funk/R&B
В своём шедевре «Letters from a Black Widow» Джудит Хилл демонстрирует глубокое понимание связей между поп-музыкой, блюзом, фолком и эмоциональным R&B, настолько убедительно, что можно не сразу заметить, насколько её тексты невероятно богаты и содержательны.
Бриттани Ховард продолжает впечатлять своим гибким голосом, способным охватить все стили современного R&B на альбоме «What Now». Она одинаково уверенно справляется как с медленными, чувственными треками, так и с динамичными композициями, наполненными танцевальными ритмами.
Глубоко духовный и невероятно проникновенный госпел-альбом «Searching» от Staples Jr. Singers был записан за две ночи в однокомнатной церкви в Вест-Пойнте, штат Миссисипи, известной как Message Center. Продюсер Ахмед Галлаб уделяет равное внимание как духовной энергии, заложенной в инструментальных партиях, так и смыслу и подаче текстов.
«Alkemi», первый альбом Дайме Аросены за почти четыре года, представляет собой удивительный звуковой микс авантюрного, но доступного джазового афрокарибского R&B. Афрокубинская певица, чей голос одновременно гладкий и мощный, оборачивает своё творчество современными продакшн-техниками, создавая чувственный нео-соул, который не похож ни на что другое, будь то старое или новое, близкое или далёкое.
Pop
Частично арт-поп, частично R&B, «Big For You» от Zsela — это витрина её выдающегося, уникального голоса: эластичного и почти сверхъестественного. Её низкий контральто заполняет каждый уголок звучания, создавая ошеломляющий эффект.
«brat» провокационен, актуален и полностью соответствует духу времени. Это пример того, что происходит, когда артисту дают свободу творить в своём собственном мире, без вмешательства «людей в костюмах» из совещательных комнат. Charli XCX вернула контроль над своей музыкой. Она близка слушателям, она повсюду. (Она — это настолько Джулия.)
«Visions» от Норы Джонс создаёт атмосферу из двенадцати проникновенных, тёплых оригинальных треков. Несмотря на упоминания танцев в нескольких песнях, альбом скорее передаёт ощущение блаженства, рождающегося в уединении. Это прочные, выверенные песни, которые остаются в памяти и настолько хорошо сделаны, что их невозможно разрушить.
Билли Айлиш сразу даёт понять звуковую тему своего третьего альбома, уже в названии. Она и её брат Финнеас, снова выступая в роли продюсера и соавтора, играют с динамикой. В треке «L’AMOUR DE MA VIE» Билли звучит великолепно и гораздо старше своих 22 лет, выходя за пределы «шёпотного» звучания, преобладающего на большей части альбома.
Country
Джиллиан Уэлч и Дэвид Роулингс, влиятельная пара в стиле американа, создали ещё один шедевр, укрепив свои позиции в жанре и продемонстрировав глубокое понимание творчества своих предшественников.
Этот альбом может показаться похожим на «Beyoncé goes country», но на самом деле она всегда была здесь. Уроженка Хьюстона и поклонница родео, она выпустила песню «Daddy Lessons» в 2016 году, а затем сделала ремикс на неё, который вызвал негативную реакцию в индустрии. Но никто не загонит Бейонсе в угол, и «Cowboy Carter» — это её момент «я же говорила».
Кейси Масгрейвс описала свой последний альбом — «разводный альбом» — как более драматичный и резкий, с большим количеством электронных инструментов. На этот раз она прислушивается к окружающему миру, но также пытается разгадать тайны космоса.
Первое, что замечаешь в кантри-альбоме Post Malone, — это невероятное количество известных имён: лучшие артисты, авторы песен и продюсеры Нэшвилла. Вторая вещь заключается в том, что Нэшвилл имеет все основания относиться к нему серьёзно. «F-1 Trillion» — это не новинка; Malone выглядит настоящим фанатом и учеником жанра.
Миранда Ламберт вернулась к корням для своего десятого альбома, записав всё в Техасе. Во многих отношениях это любовное письмо к её родному штату, наполненное упоминаниями об Одинокой звезде, гостями и намёками.
Лорен Уоткинс — настоящая звезда. Она является частью нового класса кантри, который не пытается быть поп-музыкой, наряду с такими артистами, как Меган Морони и Хейли Уитерс, жанр укоренился в её душе.
Metal
Если бы рецензия могла быть просто такой: „Эти риффы потрясающие“, это было бы лучше, чем подробно описывать, почему альбом «As Spoken» группы Knöll так невероятен. Потеряться в риффах — определённо лучшая часть, но в вокале и ритме есть нечто мерзкое, что не вызывает сомнений. Knöll уничтожает вас харизмой, которую большинство полированных металлических групп часто оставляет на волю случая.
Помимо брутальности и превосходных риффов, претендент на звание лучшего метал-альбома года Replicant вызывает в памяти такие же обширные и непонятные отсылки, как произведения Эзры Паунда.
High on Fire не только продолжают существовать, но и на «Cometh the Storm», своём девятом альбоме и первом за шесть лет, Мэтт Пайк и компания звучат так же тяжело, грубо и великолепно грязно, как и всегда.
Тёмная, загадочная и непредсказуемая пластинка финского металла, которая не отказывается ни от блэк-метала, ни от экспериментализма, «Muuntautuja» расползается и отступает на своих собственных условиях. Одно только продюсирование делает этот диск искажённым и порой жутким шедевром, и поклонники Oranssi Pazuzu могут увидеть прогресс от их прежних работ к этой, лучшей на данный момент.
Reissues/Archival Releases/Compilations
Существуют архивные релизы, интересные с точки зрения заполнения дискографических или исторических пробелов, а также те, которые интересны тем, что предлагают дополнительный или уникальный взгляд на записи или эпохи, ставшие известными благодаря своему легендарному статусу. А есть такие архивные релизы, как «Forces of Nature» МакКоя Тайнера и Джо Хендерсона, которые искрятся восторгом открытия и энергией музыкального совершенства.
Вокальные партии впервые прозвучали на «Souvenirs» покойной Эмахой Цегуе-Мариам Гебру, углубляя очарование завораживающего звука, созданного на фоне жестоких политических беспорядков в её родной Эфиопии.
Переиздание «MM…FOOD» MF Дума к 20-летию подчёркивает игривость, поэтическую свободу и бит-мейкерство Дэниела Дюмайла, а включение ранее неслыханного длинного интервью наконец раскрывает немного больше о человеке, скрывающемся за маской. «MM…FOOD» выдерживает испытание временем, о чём свидетельствует тот факт, что никто не смог повторить его или любой другой шедевр из его коллекции с момента его выпуска в 2004 году.
Ремастер в высоком разрешении альбома «Radio City» группы Big Star вышел без особой шумихи и фанфар к его 50-летию, что несколько горько подходит для недолговечных пионеров мп3-рока из Мемфиса, чей коммерческий успех никогда не соответствовал их талантам.
Есть определённая ирония в праздновании дерзко низкокачественного дебютного альбома Dead Moon на платформе, известной своим высоким качеством звука. В «In the Graveyard» свистящий шум является определяющей частью уравнения, которая помещает песни в ту же непринуждённую атмосферу, в которой они были созданы. Независимо от того, записывались ли они на кассетном магнитофоне или через консоль стоимостью миллион долларов, Dead Moon взломали код: убийственная песня — это убийственная песня.
Широкие струнные секции и другие оркестровые элементы, используемые на протяжении всего альбома, являются неотъемлемой частью его успеха, делая его потусторонним и важным, в то время как рок-н-ролльные заслуги, лежащие в основе традиционных элементов, помогают избежать ощущения излишней серьёзности. Это сложный баланс, но Джон Кейл безупречно справляется с ним, делая «Paris 1919», возможно, лучшим альбомом всей своей карьеры.
Запоминающееся выступление 10,000 Maniacs на MTV Unplugged получает расширенное издание спустя три десятилетия. Солистка Натали Мерчант покинет группу, чтобы продолжить сольную карьеру вскоре после записи, и эта новая коллекция в высоком разрешении станет идеальным завершением этой главы группы.
Долгожданный «Neil Young Archives Vol. III», полный бокс-сет его работ с 1976 по 1987 год, представляет собой взгляд на эклектичное десятилетие, когда Янг был там, где его фанаты и лейбл не ожидали его увидеть, перемещаясь между рок-н-роллом, кантри, классическим фолком и новой волной. С потрясающим качеством звука, что неудивительно, учитывая высокие стандарты Янга, этот третий том содержит огромное количество 198 треков, разделённых на 17 дисков.
By Qobuz, December 16, 2024