Неофолк: рождение жанра в британском музыкальном подполье
Неофолк, также известный как дарк фолк или апокалиптик фолк, — это жанр, который сочетает в себе акустические фолк-мотивы, мрачную атмосферу и глубокие философские тексты. Его история началась в Великобритании в конце 1970-х — начале 1980-х годов на фоне растущего интереса к экспериментальной музыке, фолк-традициям и поиску новых форм самовыражения. Этот жанр стал своеобразным ответом на культурные и социальные изменения того времени, а его эстетика и идеи до сих пор вызывают споры и восхищение.
Содержание
Источники
Первоисточник к которому я обращаюсь в первую очередь (помимо омута собственной памяти) - книга Looking For Europe написанная Андресом Дизелем, Дитером Герленом. Это фундаментальный и на данный момент единственный энциклопедический книжный труд на тему истории жанра неофолк. Книга была приурочена к выходу большого одноименного музыкального сборника 2005-ого года, широко представляющий жанр и включивший в себя 53 трека.
В России эта книга издавалась самиздатным маленьким издательством Infant. PDF оригинала и перевода не нашёл, к сожалению, но где-то на развалах думаю можно найти.
Это же издательство выпустило книгу Роберта Форбса DEATH IN JUNE Страдание и Чистота с детальным разбором раннего творчества группы.
Так же стоит обратить внимание на книгу, которая сейчас находится в широкой продаже, Эзотерическое подполье Британии. Она не столько про неофолк, сколько про экстравагантных музыкантов-экспериментаторов в Британии в принципе, но встречается много информации и о неофолке. Недавно вышло новое издание. Если тема интересна, категорически рекомендую.
Предпосылки возникновения неофолка
Идеологические истоки
Идеологические корни неофолка уходят в два ключевых направления:
Интерес к древним культурам и оккультизму. Многие музыканты неофолка вдохновлялись мифологией, фольклором и историческими традициями различных народов. Они использовали архаичные мелодии, старинные инструменты и тексты, наполненные мистическими образами, чтобы создать атмосферу, которая переносила слушателя в далёкое прошлое. Чаще у ранних групп это пересекается с интересом к оккультизму. На исполнителей первой волны неофолка оказал сильное влияние Алистер Кроули.
Рефлексия на тему мировых войн. Поколение музыкантов, родившихся в 1950-е годы, выросло в тени Второй мировой войны. Их творчество стало попыткой осмыслить трагедии XX века, разрушение и духовный кризис, который последовал за глобальными конфликтами. Тексты неофолка часто наполнены образами апокалипсиса, утраты и поиска смысла в хаосе.
Кроме того, в неофолке часто поднимаются темы любви, секса и сексуальных девиаций, что добавляет жанру ещё больше провокационности и глубины.
Влияние кинематографа
Кино сыграло важную роль в формировании эстетики неофолка. Фильмы 1960–1970-х годов, такие как "Плетёный человек" (1973), "Ночной портье" (1974) и "Гибель богов" (1969), оказали значительное влияние на музыкантов жанра. Эти картины, часто затрагивающие темы войны, язычества и моральных конфликтов, стали источником вдохновения для многих исполнителей. Это всё кино юности патриархов жанра для "не таких как все".
Особенно стоит выделить "Плетёного человека", который стал культовым для неофолка. Его саундтрек, наполненный кельтскими мотивами и исполненный фолк-рок группой MAGNET, оказал огромное влияние на жанр. Песня "Willow's Song" из фильма была перепета множеством неофолк-исполнителей, став своеобразным гимном направления.
Пульсирующий хрящ
THROBBING GRISTLE протоптали первую тропу для экспериментальной сцены Британии и по сути изобрели жанр индастриал. Основанная в 1976 году в Великобритании, эта группа стала одной из самых влиятельных в истории музыки, заложив основы для множества современных жанров, включая индастриал, EBM (Electronic Body Music) и неофолк.
THROBBING GRISTLE - английская музыкальная и визуальная группа, образованная в Кингстоне-на-Халле Дженезисом Пи-Орриджем и Кози Фанни Тутти, к которым позже присоединились Питер "Sleazy" Кристоферсон и Крис Картер. Группа изначально задумывалась как радикальный проект, направленный на исследование и разрушение традиционных музыкальных форм. Участники THROBBING GRISTLE стремились создать нечто новое и провокационное, что могло бы отразить их взгляды на современное общество и культуру.
История коллектива началась в 1969 году, когда Пи-Орридж создал перформанс-группу COUM TRANSMISSION. Официальный дебют THROBBING GRISTLE состоялся на выставке COUM “Prostitution” в сентябре 1976 года.
В 1977 году группа выпустила свой первый сингл United / Zyklon B Zombie и дебютный альбом The Second Annual Report на собственном лейбле Industrial Records.
THROBBING GRISTLE прославились своим трансгрессивным подходом к музыке, инновационным использованием шумов и предварительно записанных семплов методом нарезок. Их творческий метод восходил к экспериментам Уильяма Берроуза и Брайона Гайсина. В своих работах группа затрагивала такие темы, как мистицизм, экстремизм и сексуальность. Группа стала пионером в использовании шумового и индустриального звука, что впоследствии отразилось в работах многих неофолк-артистов.
Их подход к музыке, основанный на использовании полевых записей, импровизации и радикальной политической позиции, вдохновил целое поколение музыкантов на эксперименты с традиционными мелодиями и звуками. THROBBING GRISTLE использовали примитивные синтезаторы и записывающие устройства, создавая мрачную, часто диссонансную атмосферу, которая позже стала характерной чертой неофолка.
THROBBING GRISTLE оказала влияние на визуальную эстетику неофолка. Их альбомы и выступления часто сопровождались мрачными и атмосферными образами, которые стали характерными для жанра. Это вдохновило многих артистов на создание своих собственных визуальных стилей, которые дополняли их музыку.
После четырёх лет активной деятельности, в 1981 году, группа объявила о роспуске из-за творческих и личных разногласий. Участники группы продолжили свою карьеру в других проектах, таких как Coil, Psychic TV и Chris & Cosey. Эти проекты также внесли значительный вклад в развитие индастриал-музыки и смежных жанров.
В 2004 году, после более чем двадцатилетнего перерыва, THROBBING GRISTLE возобновили деятельность. За это время они выпустили три студийных альбома: TG Now (2004), Part Two (2007), The Desertshore Installation (2007) и The Third Mind Movements (2009). Группа распалась окончательно после ухода Пи-Орриджа и смерти Кристоферсона в 2010 году.
Влияние THROBBING GRISTLE на неофолк трудно переоценить. Их экспериментальный подход к музыке, способность создавать уникальные звуковые текстуры и атмосферу мрачности и интенсивности, а также влияние на визуальную эстетику жанра сделали их одной из ключевых фигур в формировании неофолка как музыкального направления. Многие неофолк-артисты переняли их подход к лирике и тематике, включая исследование тёмных сторон человеческой природы, политики и мистики. Дженезис же будет знаком, подружится и будет работать со многими неофолк-исполнителями в Британии и Европе.
Документальный фильм о группе 2020-ого года с русской озвучкой:
"Кризис" из Британии
Панк-рок группа CRISIS была основана в 1977 году в Великобритании. В первоначальный состав вошли: Phrazer (вокал), Лестер Джонс (соло-гитара), Дуглас Пирс (гитара), Тони Уэйкфорд (бас) и Insect Robin the Cleaner (барабаны).
Группа с самого начала заявила о себе как о коллективе с яркой антифашистской направленностью, что нашло отражение в их текстах и активной концертной деятельности.
Тексты CRISIS были пронизаны антифашистскими идеями и направлены против расизма и нетерпимости. Группа активно участвовала в кампании «Рок Против Расизма» и фестивалях «Анти-Нацистской Лиги», используя свою музыку как платформу для социальных заявлений. Их выступления были не только музыкальными, но и политическими событиями, направленными на привлечение внимания к важным социальным проблемам.
Хотя CRISIS начинали как традиционный панк-коллектив, их музыка быстро эволюционировала. Группа отошла от прямолинейного панк-рока в сторону большей атмосферности и комплексности звучания, что уже было гораздо ближе к звучанию постпанка.
В начале 1979 года в группе произошли значительные изменения в составе, когда Phrazer и Insect Robin the Cleaner были заменены Декстером (давним фанатом) и Люком Рендлом. После своего последнего выступления в поддержку MAGAZINE и BAUHAUS в родном городе Гилфорд 10 мая 1980 года группа распалась. Запись последнего концерта была выпущена в 2008 году в виде альбома Ends! CD.
В 2015 году Уэйкфорд создал ансамбль 1.9.8.4., чтобы исполнять песни, написанные им для CRISIS и DEATH IN JUNE. В 2017 году группа 1.9.8.4. была переименована в CRISIS, анонсировав концерты в Великобритании и Европе в 2017 и 2018 годах. Новый состав Crisis состоит из оригинального участника Уэйкфорда на басу, Ллойда Джеймса (из NAEVUS) на вокале, Клайва Гиблина (из ALTERNATIVE TV) на гитаре и Игоря Олехара (из AUTOROTATION) на ударных.
Становилось все более очевидно, что интерес к Crisis велик, что группа и песни занимают особое место в сердцах людей... Очевидно, что интерес к этому периоду растет, и многие группы реформируются. Crisis были важной частью этой истории, и я думаю, что группа звучит свежо, а песни по-прежнему актуальны, возможно, даже более актуальны сегодня.
В середине 2018 года Аврора Ли заменила Оледжара на барабанах.
Тибет над Лондоном
Музыкальный проект CURRENT 93 был основан Дэвидом Тибетом после его переезда в Лондон в 1982 году. Изначально Тибет присоединился к проекту Дженезиса Пи-Орриджа Psychic TV, а затем начал сотрудничество с 23 Skidoo, где смешивались элементы world music и постпанка. В 1982 году Тибет вместе с музыкантами Фрицем Хаэманом и Джоном Мерфи записал первый EP LAShTAL. Эту запись Тибет позже охарактеризовал как незрелую работу, однако он стал важным шагом в формировании его уникального стиля.
Тибет - не настоящая фамилия. Это прозвище Дэвиду Майклу Бантингу (настоящее имя), дал Дженезис Пи-Орридж в первые их встречи за то что Дэвид расхаживал с Тибетской Книгой Мёртвых и много разглагольствовал об этом. В тот период у него действительно была гиперфиксация на Бардо Тхёдол.
В конце 1980-х годов CURRENT 93 начали отходить от индастриал-звучания и обратились к экспериментам уже больше напоминающим неофолк, который Тибет позже называл “апокалиптическим фолком”. По мнению Дугласа Пирса, первый неофолк альбом группы - это Swastikas for Noddy (1988), в записи которого участвовал сам Пирс.
Этот переход был особо заметен в Thunder Perfect Mind (1992), который стал самым коммерчески успешным и амбициозным проектом группы. Альбом был записан в студии фолк-лейбла Topic Records и посвящен теме Апокалипсиса, что отразилось в его гностических текстах и мистической атмосфере.
Тексты CURRENT 93 пронизаны философскими и духовными размышлениями. Тибет часто обращается к идеям экзистенциализма, постмодернизма и неоромантизма, что находит отражение в его мрачных и меланхоличных композициях. Группа активно использует элементы традиционной музыки и мистики, создавая атмосферу, наполненную размышлениями о жизни, смерти и духовном поиске.
CURRENT 93 оказали значительное влияние на развитие неофолка и апокалиптического фолка. Группа продолжает оставаться важной фигурой на альтернативной музыкальной сцене, привлекая новых слушателей своим уникальным звучанием и философскими идеями.
Смерть в Июне
Вернёмся к участникам распавшейся CRISIS. Тони Уэйкфорд позвал Дугласа Пирса в новый проект. Позднее к ним присоединился Патрик Лигас. Так появился первый состав DEATH IN JUNE (далее DI6) в 1981. В этот начальный период, по собственным заявлениям Тони Уейкфорда, он написал 80% материала для группы, что, вероятно, является правдой.
Название группы произошло от неправильно услышанного в студии "death and gloom", но приобрело новые смыслы связанные с основными темами поднимаемыми группой в текстах. В ранних текстах группы превалируют темы связанные с историей Второй Мировой Войны. В дальнейшем Дуглас откажется от явного интереса к политике в пользу более эзотерического подхода к своей работе, вероятно под влиянием Тибета и Пи-Орриджа.
Первый студийный альбом группы вышел под названием The Guilty Have No Pride в 1983. Альбом представляет собой своеобразный мостик между бурной анархо-панк эстетикой CRISIS и более зрелым звучанием DI6. В записи можно услышать характерные черты как раннего творчества группы, так и элементы, которые позже станут фирменными для DI6. Музыкальный стиль альбома тяготеет к пост-панку с его меланхоличным настроением, но уже включает в себя экспериментальные элементы свойственные для проекта в будущем.
Для пластинки Burial 1984 года DI6 стали придерживаться более традиционного европейского фолк-звучания, используя больше акустических гитар, отсылки к древней и современной европейской истории и сочетая тяжелую перкуссию с электронными саундскейпами и пост-индустриальными экспериментами.
DI6 вскоре оставили панк-сцену позади и стали использовать в своем звучании электронику и ударные в стиле martial, сочетая их с постпанковым звучанием под влиянием JOY DIVISION. А еще через несколько лет перешли к синтезаторному фолк-стилю с акустической гитарой. Синтезаторы были постепенно удалены. В более позднюю музыку были добавлены атмосферные звуковые петли, сэмплы диалогов, индустриальные биты и т.д. В их текстах сохранилась поэзия и политическая злободневность ранних записей CRISIS. Такие треки, как ранние синглы "Holy Water" и "State Laughter", демонстрируют постоянное увлечение политическими системами.
На протяжении своего существования стиль DI6 претерпел значительные изменения. Начав с постпанка и индастриала, группа постепенно перешла к более мелодичной музыке, которая и заложила фундамент жанра неофолк.
После того как Алан МакГи из Creation Records познакомил Дэвида Тибета с Дугласом Пирсом в клубе Living Room в Лондоне в 1983 году, Тибет начал работать с DI6. Познакомившись с Тибетом, Пирс стал уделять больше времени новому кругу соратников, которые познакомили его с различными телемическими, сатанинскими и герметическими дисциплинами, что заметно повлияло на его подход к сочинению музыки. Знакомый с футарком, Дуглас познакомил его с Тибетом. Тибет также давно интересовался магией и религией и воплотил эти концепции в своих ранних записях с CURRENT 93.
Пирс привнес в творчество Тибета влияние фолка, который, в свою очередь, способствовал созданию альбома DI6 Nada! (1985) и его ремикс-версии под названием 93 Dead Sunwheels (1989), а также в альбомы The World That Summer, Brown Book и The Wall of Sacrifice. Тибет продолжал работать с DI6, завершив сотрудничество вкладом в LP Rose Clouds of Holocaust (1995), после чего союз окончательно распался.
В начале 1984 года Уэйкфорд покинул DI6. Существуют разные версии почему. Одна гласит, что за то, что в то время он был членом Национального фронта. Другая о том, что Тони тогда торговал наркотиками (наркотики = зло) прямо на концертах группы. Скорее всего это была совокупность причин, по которым между Пирсом и Уэйкфордом случился разлад.
Интервью с Дугласом Пирсом 2005-ого года с русской озвучкой:
Покинув DI6 Тони продолжил работать в жанре и значительно повлиял на его развитие, создав крайне влиятельный для жанра проект SOL INVICTUS. Подробнее о его творчестве можно прочитать тут:
Пластинка Nada! (1985) представил временное танцевальное звучание DI6 в сопровождении других треков с ранее представленными фолк-элементами. Позднее Пирс заявит, что этот период был вызван Патриком Лигасом, что подтверждается другими работами Лигаса в составе SIXTH COMM, а затем его приходом в MOTHER DESTRUCTION, где он продолжил исследовать темы германского язычества и исторически вдохновленной музыки.
Патрик Лигас внезапно покинул группу в апреле 1985 года после тура по Италии, в результате чего было отменено множество концертов в Великобритании и Европе, которые должны были последовать за этим туром. Лигас, который стал называть себя Патриком О-Киллом, позже создал группу SIXTH COMM. После этого DI6 состояла исключительно из работ Дугласа Пирса и различных соавторов.
В 1991 году CURRENT 93, DEATH IN JUNE и SOL INVICTUS дают знаковый для жанра совместный концерт в Гамбурге:
На первый взгляд, может создаться впечатление, что это всё это претенциозные группы, которые с очень серьёзными лицами поют о серьёзных и ужасных вещах, но это не совсем так. Среди исполнителей жанра распространена ирония, искажённое чувство юмора и самоирония.
Ирония и сарказм очень важны для пониманния творчества большинства неофолк групп.
Никогда не следует относится к себе и своей работе слишком серьёзно.
Заключение
В этой истории участвовали и другие важные персонажи, такие как Стивен Стэплтон (NURSE WITH WOUND), Джон Бэланс (COIL), Роуз Макдауэлл, Бойд Райз, Иэн Рид (FIRE + ICE), Майкл Мойнихэн (BLOOD AXIS), Альбин Юлиус (DER BLUTHARSCH) и многие другие. Что бы рассказать всё и обо всех, пришлось бы написать ещё одну новую книгу про неофолк. Камерность жанра создала условия для достаточно узкого круга авторов, которые друг друга знают, дружат, сотрудничают.
Дженезис Пи-Орридж последние два года своей жизни боролся с лейкозом, но болезнь взяла верх. Он скончался утром 14 марта 2020 года в возрасте 70-ти лет. Последний пост артиста в запрещённой сети сопровождался словами «Это я сегодня, жду возвращения домой».
Тони Уэйкфорд закрыл свой проект SOL INVICTUS избегая своей же политической неоднозначности в прошлом и снова собрал группу CRISIS без Дугласа Пирса и с Ллойдом Джеймсом из NAEVUS на вокале. В 2022-ом вышел новый альбом со старыми песнями "Revenge Is Sweet"
Дуглас Пирс и Дэвид Тибет уже давно не общаются, но продолжают деятельность своих проектов DEATH IN JUNE и CURRENT 93. Дэвид так же активно занимается изобразительным искусством. С его картинами и арт-объектами проходят выставки.
Из интересного, Дэвид Тибет и некоторые участники THROBBING GRISTLE совместно работали с Сашей Грей. Об этом сможете прочитать тут:
Сегодня неофолк продолжает развиваться, оставаясь нишевым, но влиятельным жанром. Современные исполнители, такие как Rome, Of The Wand And The Moon, Ordo Rosarius Equilibrio и другие, продолжают традиции, добавляя в музыку современные элементы и новые темы.