Ace of Base — «Happy Nation» (1992) / «The Sign» (1993)

Альбом «Happy Nation» шведской группы Ace of Base был выпущен 2 ноября 1992 года и стал одним из самых успешных дебютов в истории поп-музыки. В 1995 году он был признан Книгой рекордов Гиннесса как самый продаваемый дебютный студийный альбом, с более чем 19 миллионами проданных копий по всему миру.

Источник: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fpitchfork.com%2Freviews%2Falbums%2Face-of-base-the-sign%2F&postId=3245374" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">pitchfork</a>
Источник: pitchfork

В Северной Америке, Японии и некоторых странах Латинской Америки альбом был выпущен под названием «The Sign» с изменённым списком треков и добавлением новых песен, таких как «The Sign», «Living in Danger» и кавер-версией «Don’t Turn Around».

В начале 1990-х годов четверо скромных шведов создали яркое, оцифрованное звучание, которое покорило мир. Ace of Base нашли формулу, которая одинаково увлекла радиостанции, музыкальных продюсеров и слушателей. Их музыка стала уникальным сочетанием бодрого синтипопа с регги-ритмами, что не только принесло группе мировой успех, но и стало катализатором новой волны шведской поп-музыки, которая до сих пор доминирует в чартах.

Для братьев и сестёр Йонаса, Йенни и Малин (Линн) Берггрен, а также их друга Ульфа Экберга, которым в то время было чуть за 20, стремительный взлёт оказался настоящим шоком. «Я никогда не думала, что смогу увидеть мир», — признавалась Йенни в 1994 году, когда группа была на пике популярности и их альбомы разлетались миллионными тиражами. «Я думала, максимум увижу всю Европу, и на этом всё».

Однако дебютный альбом группы «The Sign», который разошёлся тиражом более 26 миллионов копий и вошёл в список самых продаваемых альбомов всех времён, позволил Ace of Base покорить намного больше.

Ace of Base - All That She Wants (Official Music Video)

Берггрэны выросли в Гётеборге, промышленном портовом городе на западном побережье Швеции. Сиблинги обучались классической музыке в школе, но со временем каждый из них нашёл своё музыкальное направление. Сёстры Йенни и Линн пели в церковном хоре, а их старший брат Йонас увлёкся итало-диско. Он носил раттейл, осветлённые волосы и выступал в местных группах, исполнявших синтипоп в духе New Romantic. В конце 80-х Йонас стал участником государственной программы для молодых музыкантов, где получил доступ к репетиционному пространству и недорогому оборудованию для экспериментов. Там он работал над музыкой, сочетающей мелодии, вдохновлённые такими легендами 80-х, как Depeche Mode и A Flock of Seagulls, с ритмами, перекликающимися с техно-пульсацией Kraftwerk. Постер последней группы висел в его студии как талисман.

Тем временем Ульф Экберг, которому было 20, переживал непростую трансформацию. До этого он был членом скинхед-группировки и участвовал в неонацистской группе под названием Commit Suiside. Этот факт позже стал серьёзным пятном на репутации Ace of Base, когда журналисты начали раскручивать его прошлое на фоне растущей популярности группы в Европе. Сам Ульф объяснял свои действия банальным бунтарством: «В прошлом я увлекался наркотиками и насилием, что в итоге привело меня к самому худшему способу протеста — скинхедам», — заявил он в 1994 году, когда альбом «The Sign» был на пике успеха. «Теперь я сожалею об этом, но прошлое уже не изменить».

Несмотря на прошлое Ульфа, он и Йонас Берггрен подружились, работая над своими музыкальными проектами в одном репетиционном пространстве. Йонас, мечтавший создать свою группу, пригласил сестёр Йенни и Линн исполнить вокальные партии для своих песен. Так появилась первая версия коллектива, названного Tech Noir в честь ночного клуба из фильма «Терминатор». Когда басист группы пропустил выступление, выбрав концерт Rolling Stones в тот же вечер, его место занял Ульф Экберг и вскоре стал постоянным участником.

Работая над новыми демо, музыканты часто слышали репетиции регги-групп в соседних комнатах. В начале 90-х этот жанр набирал популярность в Швеции, где местные артисты, такие как Dr. Alban, адаптировали его звучание под евродэнс. Соседство с музыкантами регги оказало влияние на стиль Йонаса и Ульфа: они начали внедрять ритмику и атмосферу регги в свой синтипоп. Так сформировался их уникальный стиль — сочетание просторных, расслабленных грувов с яркими синтезаторными мелодиями.

Новый квартет быстро обрел гармонию, а их песни стали популярны среди шведских клубных диджеев. Желая добиться контракта с лейблом, музыканты проявляли настойчивость. «Йонас и Ульф были очень напористыми, чтобы получить то, что хотели», — вспоминала Линн в 1997 году. «Но цена этого была — просто посмотреть, к чему всё приведёт».

В 1992 году группа, переименованная в Ace of Base, выпустила свой дебютный сингл «Wheel of Fortune», который сразу задал их фирменное звучание: жизнерадостные синтезаторные мелодии, ритмичные перкуссионные элементы и выразительный вокал сестёр Берггрен. Но за ярким, танцевальным настроением песен скрывалась лёгкая меланхолия, придающая их музыке особую притягательность. Именно эта сладко-горькая нота стала ключом к глобальной популярности Ace of Base.

Ace of Base - Wheel of Fortune (Official Music Video)

Песня «Wheel of Fortune» получила некоторую популярность на региональном радио, особенно в Дании. После этого Ace of Base записали ещё несколько треков и отправили демо-кассету на датский лейбл Mega Records, игнорируя шведские лейблы, которые проявляли интерес только к их медленным балладам. Эта стратегия себя оправдала, когда демо попало в руки Дага Кристера Волле, известного как Denniz Pop.

Denniz Pop был ключевой фигурой в развитии скандинавской поп-сцены начала 90-х. Благодаря его работе гладкие припевы и элементы R&B превратили молодых шведских артистов, таких как Dr. Alban и Kayo, в настоящую фабрику хитов. Позже это звучание повлияло на такие группы, как Robyn и NSYNC, став одной из основ современной поп-музыки.

Судьба сыграла свою роль, когда кассета Ace of Base застряла в магнитоле машины Denniz Pop. Из-за этого он был вынужден слушать её снова и снова. Один из треков, лёгкий и запоминающийся «Mr. Ace», настолько засел у него в голове, что он решил поработать с группой и продюсировать их новый сингл.

Mr Ace (Demo 1991) (Bonus Track)

Песня «Mr. Ace», которая со временем трансформировалась в почти идеальную «All That She Wants», рассказывает историю женщины, сменяющей любовников. Несмотря на жизнерадостные аккорды, настроение песни смещается к печали и сердечным переживаниям. Изначально композиция основывалась на бодром ритме с мажорными аккордами, но Линн, яркая вокалистка, которая теперь исполняла основные партии в песнях группы, настояла на изменении мелодии на минорный лад. Даже в изначально минималистичном варианте это решение стало ключевым: песня приобрела задумчивую, немного тянущую атмосферу, подчеркнутую проникновенным исполнением Линн. Она усилила драматизм в припеве «she lives a lonely life», делая каждое повторение похожим на отголосок.

Когда «All That She Wants» вышла на радио летом 1992 года, она мгновенно заняла первое место в Дании и вскоре распространилась по всей Европе. Песня стала №1 в Великобритании — значительное достижение для европейского артиста того времени. После этого лейбл Mega Records сосредоточился на создании альбома, где «All That She Wants» была бы представлена вместе с «Wheel of Fortune», которая также получила золотой статус в Дании.

Для записи альбома «The Sign» (в Европе он вышел под названием «Happy Nation») Ace of Base перебрались в собственную студию, расположенную в ветхом доме на окраине Гётеборга, рядом с автомастерской. Группа работала с невероятной скоростью, завершив написание и запись альбома всего за три недели. «Это было слишком быстро, без сомнений», — признался Экберг в 1998 году. «Некоторые песни мы даже не успели как следует свести или записать заново — пришлось использовать демо-версии, слегка их доработав».

Многие треки на «Happy Nation», выпущенном в ноябре 1992 года, отражают эту спешку: в них слышны повторяющиеся аранжировки и иногда неловкие тексты. Альбом стал ответом на потребность аудитории в «музыке, которую можно напевать на танцполе», как выразилась Йенни. «Мне нравится петь о том, что в жизни происходит много плохого, но нужно сосредотачиваться на хорошем», — добавила она.

Даже полное отсутствие внимания к деталям не может подавить жизнерадостное настроение альбома «The Sign». Оптимизм пронизывает всю пластинку, чьи тексты балансируют между романтическими проблемами и позитивными лозунгами, с лёгкими попытками найти смысл в этом противоречии. На каждую блестящую композицию вроде «All That She Wants» приходится неудачная попытка с клубным уклоном («Voulez-vous danser») или искусственно приправленная ностальгия по 80-м («Dancer in a Daydream»).

Особняком стоит трек «Münchhausen (Just Chaos)», появившийся только в версии альбома «Happy Nation». Он представляет собой странную интерпретацию высокопарных рассказов барона Мюнхгаузена, наложенных на нервное, техно-перегруженное музыкальное полотно. Кажется, вдохновение для этой песни появилось случайно — словно кто-то просто ткнул в ближайший книжный шкаф в поисках идей в самый последний момент.

Münchhausen (Just Chaos)

Группа продолжает удивлять, даже в своих предсказуемых моментах. Они блистают в треке «Waiting for Magic», одном из самых недооценённых на альбоме. Это гимн случайному танцпольному роману, который перерастает в стремительный, отрывистый припев с обилием вокодера. Как и многие другие песни альбома, композиция черпает вдохновение из загадочного итало-диско, задавая шаблон для будущей шведской поп-музыки: тексты не обязательно должны быть глубокомысленными, главное, чтобы они гармонично ложились на мелодию («I am Snow White in a coffin waiting for you/Waiting for magic» — примерно так далеко заходят их метафоры). Примитивность текстов не портит альбом, а скорее подчёркивает его загадочный цифровой блеск.

Ace of Base - Waiting for the Magic , Live at Miss Universe Denmark 1993 , 720p

То же касается оригинального титульного трека «Happy Nation», написанного как «антифашистская песня и гимн жизни» после того, как прошлое Экберга, связанное со скинхедами, стало достоянием общественности. Эта композиция окрашивает весь альбом в реактивный, ответный тон. Сочетая тяжеловесные ударные, литургические латинские хоры и речитативы о братстве и единении человечества, песня одновременно странно эффективна и лишена излишней серьёзности.

«Happy Nation» быстро завоевал популярность, продавшись тиражом более миллиона копий в Европе всего за год. Успех группы привлёк внимание американского музыкального продюсера Клайва Дэвиса из Arista Records, который подписал контракт с Ace of Base на переиздание альбома в США. По его требованию, часть изначальных 13 треков была заменена новыми синглами, чтобы адаптировать релиз для американской аудитории. Так появилась кавер-версия песни Альберта Хаммонда и Дайан Уоррен «Don’t Turn Around», ранее записанная Тиной Тёрнер. Она стала одной из самых эмоциональных композиций альбома. Также был добавлен трек «Living in Danger», менее успешная переработка идеи «All That She Wants».

Ace of Base - Don't Turn Around (Official Music Video)

Однако ключевым моментом стало появление песни «The Sign», которая изначально предназначалась для следующего альбома. Эта совместная работа с Denniz Pop, вобравшая в себя всё лучшее от Ace of Base — ритмичное звучание, необычные продюсерские штрихи и наивные, но запоминающиеся тексты, — была включена в американское издание по настоянию Дэвиса. Это решение обеспечило песне феноменальный успех, когда альбом был выпущен в США зимой 1993 года. «The Sign» стала третьим синглом, поднявшим группу на вершину мировых чартов.

Ace of Base - The Sign (Official Music Video)

Очаровательное, пусть и немного нелепое видео с использованием хромакея на MTV обеспечило песне постоянную ротацию и вдохновило появление пародийных групп с названиями вроде Bass of Spades и Box of Laces. Такой успех закрепил за Ace of Base статус одной из главных поп-групп 90-х.

К марту 1994 года песня «The Sign» возглавила чарт Billboard Hot 100 на шесть недель (хотя и не подряд), закрепив за Ace of Base статус мировых поп-звёзд. Их присутствие на радио стало беспрецедентным: все три их сингла достигли первой строчки в чарте Mainstream Top 40, сделав группу первой в истории, кому удалось добиться такого результата с дебютным альбомом. Особенно ярким был успех «The Sign», и это легко объяснить: запоминающийся ритм, странновато обработанный звук свистка и яркий вокальный дуэт Йенни и Линн, в котором даже звучат лёгкие рычащие нотки, создают эффект, которому невозможно сопротивляться.

Даже несмотря на то, что критики при каждом удобном случае называли группу «клонами ABBA», иногда прямо в лицо (на что Линн однажды пошутила: «Если зададите вопрос про ABBA, это будет стоить пять баксов»), и упрекали за повторяющееся звучание, Ace of Base сумели выйти из тени своих легендарных соотечественников. Их уникальная смесь жанров и упорство сделали их звёздами. Подобно тому, как белые артисты часто адаптировали чёрную музыку для массового рынка — от Элвиса до The Beach Boys, — их версия регги, лишённая оригинальной жёсткости и преобразованная в коммерчески привлекательный формат, оказалась чрезвычайно успешной.

К тому же их лёгкое, полностью синтетическое звучание, пропитанное оптимизмом, стало своеобразной противоположностью более мрачным темам гранжа и рэпа, набиравшим популярность в те же годы. Это противопоставление они часто подчёркивали сами. «Я не думаю, что наши тексты лучшие в мире», — признался Йонас в интервью Entertainment Weekly, — «но они не о том, как я кого-то застрелил, или кого-то убью».

Мгновенный всплеск славы оставил неизгладимый след на группе, особенно на её женской части. «Мне нравился успех в Европе, но после этого я полностью потеряла к нему интерес», — призналась Линн, говоря о внезапной повсеместной популярности «The Sign». Почти два года Ace of Base провели в пресс-турах, что привело к быстрому выгоранию. Линн, основная вокалистка и лицо группы, оказалась под непрерывным давлением. Самым страшным событием стал инцидент 1994 года, когда фанат проник в дом семьи Берггрен и угрожал Йенни ножом.

После трёх альбомов с оригинальным составом («The Bridge» (1995), «Flowers» (1998) — выпущенный в США как «Cruel Summer» — и «Da Capo» (2002)) Линн и Йенни покинули группу. Тем не менее, «The Sign» остаётся самым важным альбомом Ace of Base, который запечатлел переход поп-музыки к синтезаторному звучанию и утвердил Швецию как центр создания мировых поп-хитов. В последующее десятилетие такие американские звёзды, как Бритни Спирс и Backstreet Boys, начали ездить в Скандинавию за хитами, способными покорить радио.

Хотя Ace of Base никогда больше не достигли такого уровня успеха, их музыка продолжила жить более любопытной и продолжительной жизнью, чем можно было предположить. Влияние группы можно услышать в крупных поп-альбомах 2010-х годов, таких как «The Fame Monster» Леди Гаги и «Teenage Dream» Кэти Перри. Обе певицы сотрудничали со шведским продюсером Максом Мартином, который в начале своей карьеры работал ассистентом у Denniz Pop, продюсировавшего Ace of Base.

Яркий, стилизованный регги-поп группы до сих пор сложно игнорировать. Включив любое поп-радио, вы, скорее всего, услышите один из хитов с «The Sign». Их музыка всё ещё звучит, как качающаяся пальма — абсурдно прилипчивое воплощение простейших удовольствий поп-музыки, как тогда, так и сейчас.

By Eric Torres and additional research by Deirdre McCabe Nolan

Выбор платформы для прослушивания:

Ace of Base - Happy Nation (Remaster 2015) (1992)  © Playground Music
Ace of Base - Happy Nation (Remaster 2015) (1992)  © Playground Music
Ace of Base - The Sign (1993)

© Playground Music
Ace of Base - The Sign (1993) © Playground Music

Больше информации о новой и старой музыке можно найти в блоге «О музыке». Чтобы послушать альбом целиком, не выходя из Телеграм, просто перейдите на мой канал.

77
2 комментария

Как же ими заебали в школе - хэппинейшоном и олллакчибас

1

Тогда их крутили из всех утюгов страны ))

1