Alice Coltrane — «The Carnegie Hall Concert» (Live) (2024)
Альбом «The Carnegie Hall Concert» — это живое выступление Элис Колтрейн, записанное 21 февраля 1971 года в Карнеги-холле, Нью-Йорк. В 2024 году лейбл Impulse! Records впервые выпустил полную запись этого концерта. (Alice Coltrane)
Концерт Элис Колтрейн в Карнеги-холле в феврале 1971 года был благотворительным мероприятием в пользу Института интегральной йоги, основанного её гуру Свами Сатчиданандой. Она приписывала ему заслугу в избавлении от горя и эмоциональной травмы, пережитых после смерти мужа, когда ей приходилось поддерживать себя и четверых маленьких детей. В возрасте 33 лет Колтрейн исполнила на этом концерте партии на фортепиано и арфе. Её сопровождал двойной квартет, включавший саксофонистов Фарао Сандерса и Арчи Шеппа, басистов Джимми Гаррисона и Сесила Макби, барабанщиков Эда Блэквелла и Клиффорда Джарвиса, Тулси Сен Гупта на тампуре и Кумара Крамера на гармониуме. Колтрейн выступала в среднем слоте тройного концерта вместе с Лорой Ниро и The Rascals. За неделю до концерта она выпустила свой четвёртый и самый популярный альбом «Journey in Satchidananda», в записи которого участвовали Сандерс, Макби и Тулси.
Концерт был записан Эдом Мишелем, руководителем A&R отдела Impulse!, который курировал запись и настаивал на её выпуске. Однако Impulse! отказались, и плёнки были отправлены в архив, где впоследствии были утеряны. Данная запись взята из резервной копии Мишеля.
Альбом включает четыре расширенные композиции, начиная с «Journey in Satchidananda». Дроны тампуры и гармониума всё ещё слышны в фоне через другие микрофоны. Шёпот тарелок вводит в первую композицию, затем вступают тампура, гармониум (функционирующий почти как язычковый орган) и басы, играющие одиночные ноты, перекликаясь друг с другом, как в раге, прежде чем вступают барабаны.
Макби заявляет тему, после чего арфа Колтрейн с её переливающимися, каскадными звуками добавляет расширенную гармонию, насыщенную текстуру и духовную драму. Флейта Сандерса присоединяется на шестой минуте, как и сдержанный Шепп.
Цикличный вамп наращивается и ослабляется всеми участниками группы, вызывая духовное блаженство, подготавливая почву для «Shiva-Loka». Песня начинается с арко-басовой линии, аккордов арфы и арпеджио. Барабанщики вступают на второй минуте, в то время как колокольчики и другие перкуссионные инструменты тихо появляются и исчезают. Сопрано-саксофон Сандерса вплетается между арфой и басовыми вампами в блюзовом, модальном соло. Перкуссия, арфа и случайные всплески от Шеппа поддерживают цикличность; несмотря на свою силу, композиция остаётся созерцательной.
Второй диск состоит из двух композиций Джона Колтрейна: заглавной темы из альбома 1961 года «Africa/Brass» и «Leo» из альбома 1966 года «Infinity». Элис играет на фортепиано в обеих. Она направляет группу, отходя от медитативной атмосферы предыдущих джемов к исследованию через модальный фри-джаз. Теноры Сандерса и Шеппа взаимодействуют с Колтрейн в сложной, резонансной игре, в то время как барабанщики яростно обрушиваются и гремят вокруг них.
«Leo», напротив, столь же интенсивна и экспериментальна, как и её студийная версия, а возможно, даже больше. Среди ярких моментов — огненное фортепианное соло Колтрейн, сочетающее духовный джаз, бибоп и модальный блюз. Ревущие саксофонисты уступают место барабанщикам, которые прекрасно соответствуют их интенсивности. В целом, темп концерта, текстуры, взрывная драма, виртуозность и безграничная креативность не имеют себе равных.
Пакет «The Carnegie Hall Concert» включает отличное, проницательное эссе Лорен Ду Граф и воспоминания Мишеля. Это важная часть каталога Колтрейн и замечательное начало «Года Элис» от Impulse!.
by Thom Jurek