Peter Gabriel — «Us» (1992)
Альбом Питера Гэбриэла «Us», выпущенный в 1992 году, стал одной из самых личных и эмоциональных работ музыканта. В нём Гэбриэл исследует темы любви, потерь, самоосознания и межличностных отношений. Работа над альбомом заняла почти шесть лет после выхода легендарного «So» (1986), и это ожидание оправдалось богатым звучанием, сложными текстами и многослойным продакшеном.
Спустя шесть лет после своего первого блокбастера Питер Гэбриэл выпустил «Us» — продолжение легендарного альбома «So». Такое большое временное расстояние между релизами говорит о том, насколько скрупулёзно Гэбриэл работал над новым альбомом, и в «Us» чувствуется звучание бесконечных часов, проведённых в студии. Продакшн альбома безупречен, кристально чист и выверен до мельчайших деталей, а сама музыка, за редкими исключениями (например, перепевка «Sledgehammer» в треке «Steam» и игриво-провокационная «Kiss That Frog»), удивительно тонкая и многослойная.
Не случайно, что, как сам Гэбриэл отмечает в буклете, «Us» посвящён отношениям. Искусно текстурированная музыка позволяет ему обнажить свою душу, хотя и делает это достаточно завуалированно. Такое сдержанное звучание предопределило, что альбом не смог повторить массового успеха «So». Однако ожидать, что кто-то, кроме преданных поклонников, захочет разгадывать столь сложную работу, было бы наивно. Гэбриэл всё так же остаётся авантюристом в музыке, но его эксперименты здесь куда более трезвы и рассудительны. Экзотические звуки и ритмы утоплены в неспешных темпах и атмосфере, выдержанной до последней ноты — это музыка, в которой вкус и мастерство соединены с почти болезненной внимательностью к деталям. Итогом стал замкнутый и глубоко интроспективный альбом.
Некоторые драгоценности открываются быстрее других: «Digging in the Dirt» цепляет настойчивым пульсом, «Blood of Eden» и «Come Talk to Me» поражают своей красотой, а «Secret World» несёт в себе тихий гимнический пафос. Но суть альбома раскрывается через время: его сдержанность и вдумчивость становятся самыми привлекательными чертами. Однако для этого требуется множество прослушиваний и терпения, ведь «Us» создан для самого Гэбриэла, и только преданные поклонники готовы погрузиться в его расшифровку.
© Stephen Thomas Erlewine /TiVo
Вот несколько интересных фактов об альбоме:
Долгая работа над альбомом: Альбом создавался почти шесть лет — Гэбриэл тратил огромное количество времени на продакшн и эксперименты со звуком. Он известен своей перфекционистской натурой, что и стало причиной столь долгого ожидания после успеха «So» (1986).
Личные переживания как вдохновение: «Us» стал одной из самых личных работ Гэбриэла. В альбоме отражены его переживания после развода с первой женой Джилл Мур и его отношения с актрисой Розанной Аркетт. Тексты песен переполнены эмоциями, связанными с любовью, утратой и самоанализом.
Экзотическое звучание: Гэбриэл продолжил использовать этнические инструменты, такие как армянский дудук (в «Come Talk to Me») и африканские барабаны. Эксперименты с мировой музыкой стали визитной карточкой его творчества, и «Us» не стал исключением.
Участие Шинейд О’Коннор: Шинейд О’Коннор записала вокальные партии для двух ключевых треков — «Come Talk to Me» и «Blood of Eden». Её вокал добавил песням нежности и выразительности.
Визуальная составляющая: Питер Гэбриэл вложил много усилий в создание клипов к песням с альбома. Например:
• «Digging in the Dirt»: Видео, наполненное сюрреалистическими и пугающими образами, получило премию MTV за лучшее видео в 1993 году.
• «Steam»: Клип стал визуальной феерией, продолжая традицию ярких видеоработ Гэбриэла, начатую с «Sledgehammer».
Альбом про отношения: Сам Гэбриэл в буклете к альбому написал, что «Us» — это «альбом о взаимоотношениях». Он исследует связь человека с другими людьми и с самим собой, а также сложности коммуникации, любви и утраты.
Концертный тур Secret World Live: Тур в поддержку альбома (1993–1994) стал культовым. Шоу Secret World Live включало сложные театрализованные постановки, а его запись получила «Грэмми» за лучший концертный альбом.
Трек, посвящённый терапии: «Digging in the Dirt» был вдохновлён опытом Гэбриэла в психотерапии. Он открыто говорил о важности работы над собой, и песня отражает его путь к эмоциональному исцелению.
Разнообразие музыкальных стилей: Альбом включает как эмоциональные баллады («Blood of Eden», «Come Talk to Me»), так и энергичные, грувовые треки («Steam», «Kiss That Frog»). Это делает его звуковую палитру насыщенной и многогранной.
Критический и коммерческий успех: Хотя альбом не достиг уровня популярности «So», он всё равно стал успешным, заняв 2-е место в чартах Великобритании и США. Пластинка получила признание критиков за эмоциональную глубину и продуманную структуру.