J Spaceman, John Coxon, Spiritualized — «Music for William Eggleston's Stranded in Canton» (2024)
Альбом «Music for William Eggleston’s Stranded in Canton» от J Spaceman и John Coxon — это мистический и завораживающий саундтрек, вдохновленный работами фотографа Уильяма Эгглстона, известного своими кинематографичными снимками американской глубинки. По сути, альбом погружает нас в визуальный и музыкальный мир Эгглстона, соединяя фолк, психоделику и дрон, чтобы воссоздать атмосферу его культового фильма «Stranded in Canton».
Когда Джейсон Пирс (J Spaceman) отправился в Мемфис для записи альбома «Ladies and Gentlemen We Are Floating In Space» (1997), это было своего рода паломничество, которое многие британские гитаристы предпринимали годами. Помимо блюзовых и соул-традиций, глубоко укоренившихся в наследии города, Пирса увлекла вся культурная экосистема Мемфиса. Уникальное положение города, служащего мостом между сельской Дельтой и городским Севером, отразилось не только на его музыкальной сцене, но и на всей его художественной атмосфере. Одним из самых известных представителей этой культуры стал Уильям Эгглстон. Его культовая фотография «Красный потолок», хотя и была сделана не для музыкального альбома, стала знаменитой благодаря тому, что украсила обложку альбома «Radio City» группы Big Star — группы, с которой Эгглстона связывала дружба с Алексом Чилтоном и близость к местной сцене.
Неудивительно, что в 2015 году, когда документальный фильм Эгглстона «Stranded In Canton» был восстановлен и показан в Лондоне, Пирс охотно согласился создать для него живой саундтрек. Снятый в 1974 году на черно-белую пленку, этот фильм запечатлел мемфисскую сцену во всём её грубом и странном великолепии, создавая более суровый портрет города, чем его фотографии. Для единственного выступления Пирс вместе с коллегой по Spiritualized Джоном Коксоном сочинил музыкальную партитуру, которая дала фильму каркас, но при этом оставляла музыкантам свободу для импровизации. Во время выступления у Пирса была даже педаль, с помощью которой он мог регулировать громкость, чтобы приглушать или подчеркивать определенные моменты диалога, вписываясь в динамику фильма.
В результате получился естественный аккомпанемент к уникальному фильму, и теперь, благодаря этому релизу, слушатели, не попавшие на показ в галерее Барбикан, могут ощутить его особую атмосферу. Эта музыка представляет Пирса в самом свободном и минималистичном стиле, совершенно ином от его привычного максимализма. Гитарные партии наполнены текстурой и богатством, однако композиционные структуры остаются свободными, оставляя достаточно пространства для речевых фрагментов из фильма, добавляющих контекст и усиливающих эмоциональное напряжение.
Будь то джаз-джем «Last Week I Took a Trip» или блюзовая атмосфера «Back Up William», каждая из этих композиций находит смысл только в контексте фильма. Ещё один пример — инструментальная «What Train Blues», звучащая как незавершённая запись. Флегматичное покашливание в начале «Love for the Asking» ведёт к восьми минутам хаотического гитарного фидбэка, удивительно напоминающего Spacemen 3 периода «Dreamweapon» (1990). А размытые гитары в «I Don’t Know What I Can Possibly Do» придают ей ощущение черновой демо-записи Spiritualized, что, пожалуй, ближе всего к знакомой стилистике Джейсона Пирса.
© Jason Ferguson/Qobuz