Laibach — «Kapital» (1992)
«Kapital» стал шестым студийным альбомом словенской группы Laibach. Он вышел после альбома «Macbeth» (1990) и продолжил их серию работ, исследующих власть, политику и влияние капитализма через уникальное сочетание индустриальной и электронной музыки.
Записанный в период, когда коммунизм рушился в Восточной Европе, а напряжённость в регионах Югославии грозила перерасти в многолетний кровавый конфликт, «Kapital» стал самым масштабным и протяжённым сольным альбомом Laibach. Лонгплей наполнен острыми и меткими композициями, отражающими политическую и социальную турбулентность времени.
На фоне экономического спада, царившего в те годы и, вероятно, вдохновившего основной сингл альбома «Wirtschaft Ist Tot» («Экономика мертва»), Laibach с тем же презрением обратились к новым «богам» капитализма, как прежде относились к старым.
Оставив позади (по крайней мере, временно) эксперименты с кавер-версиями чужого материала, «Kapital» полностью состоит из оригинальных композиций. Здесь привычные для Laibach боевые марши, резкие сэмплы, резонансный вокал и мощные оркестровки переплетаются с более плавным и продуманным использованием электронной музыки. Особенно заметно это в ритмах, где суровые боевые удары нередко сменяются зацикленными брейкбитами и гипнотическими пульсациями.
Давно ассоциируя себя с индустриальной и электронной сценой боди-музыки, Laibach на этом альбоме органично принимает эту связь, периодически экспериментируя с актуальными техно-стилями. В одних треках это резкие сочетания, в других – неожиданно красивые; кажется, что группа видит во всплеске эйсид-хауса и его разновидностях ещё один инструмент как для сатирической критики, так и для специфического развлечения.
Многие композиции на альбоме представляют собой чистые инструменталы или близки к этому формату, но, в отличие от «Macbeth» или «Baptism» (1987), «Kapital» всё же ориентирован на песенные структуры. Его слабая сторона заключается в том, что некоторые треки звучат как типичные мрачные индустриальные и электронные произведения того времени, делая альбом приятным, но немного анонимным. Однако в лучших моментах он демонстрирует, что Laibach сохраняли свою остроту и чувство ритма даже в период крушения старого мирового порядка.