Текстоцентричный реп снова будет востребован

Если свести все тенденции современного отечественного хип-хопа к одной простой выжимке, то окажется, что язык всегда был важнее звука.

Это может быть не так очевидно, поскольку года так с 16-17 рыночек порешал за продажу вестернизированного звучка: мамбла, трэпа, позже — дрилла, детройта, рэйджа и тому подобной музыки. Кажется, пережив подъездный хоп и установив фрукты во всех городах и селах, жанр акклиматизировался и вышел на те производственные и индустриальные мощности, которых хватает, чтобы вклиниться в западный музыкальный дискурс и разговаривать на одном языке — языке 808-х, языке маркетинга, языке звука.

Но! что на самом деле цепляло нас, славян, куда больше, чем красивая упаковка и актуальность музыки? Строчки-мемы, яркие и абсурдные (и несуразность, несоответствие персонажей, воспроизводящих эти строчки). За последние 6-8 лет почти любой репер момента сиял именно потому, что возводил в перл создания некое односложное высказывание, куплетик/припевчик, моментально становившийся маркером, остовом его образа и музыки.

Текстоцентричный реп снова будет востребован

Первое, что мне всегда приходит на ум когда думаю в эту сторону — курибельные жирные члены. Можно даже уже и забыть на какой звук все это было положено, кто это читал и что означает, но сама строчка — именно строчка! — зафиксировалась навсегда.

Если откатиться назад: Иван Дремин в прайме был крут именно потому, что рождал абсурдные, провокационные и прямолинейные пунчлинии-переводилки из трека в трек, — и запоминали его музыку именно по этим кусочкам. Фейса любили не только за это, но и за пиздострадания, депрессивные баллады про неудачную любовь и возможность с кайфом, пока родители на работе, курнуть сигу на балконе под кофе, остужаемое слезами от жизненности и оголенности чувств.

Даже последний альбом Платины — он не про звук, он про некро-рыбалку. Я до сих пор не собрался с силами, чтобы послушать его от и до, но слышал через день после выхода главную строчку везде, знал (примерно), что на альбоме царит атмосфера разложения, потому все фокусировались именно на строчках, обсуждая хрестоматийного трап-артиста.

А детройт? Все слушали эту ссанину не столько потому, что было свежо и смешно с оффбита, сколько потому, что весь жанр основывался на бэдбарсах, и артисты соревновались в том, кто навалит хуже (лучше) строчек (лучше всех в итоге навалил Воровская Лапа, но это мы оставим в скобках, потому что не стоит вскрывать эту тему. Вы молодые, шутливые, вам все легко. Это не то. Это не Чикатило и даже не архивы спецслужб. Сюда лучше не лезть...)

Однако время, в которое все это происходит, диктует определенные правила и рамки, примат формы над содержанием все равно очевиден, поэтому в мейнстриме за последние годы не уродилось почти ничего текстоцентричного (в архаичном значении этого слова). Но даже внутри конъюнктуры именно содержание осталось главной зацепочкой, ассоциацией, образом, за которым люди следуют, по которому узнают об исполнителе и который остается даже когда эпоха, как говорится, ушла. 50к в сумке, любая строчка Кизару, каламбуры Буды и ко, выебоны Фарика... да что говорить, если Салуки, который издевается над языком в угоду музыке как заблагорассудится, критикуют за нехватку связных текстов..

Даже вертикализация контента иногда (хоть и в меньшей степени) становится про это, ведь некоторые тренды рождаются потому, что нужны именно прикольные строчки, запускающие процесс, идею, которую хочется повторить. Один пример группы еже, которые со своим древнейшим треком попали в топ чего стоит. Тут уже даже про звук сказать невозможно, поскольку это пацанский бум-бэп, записанный дома во фруктах в 2014 и звучащий донельзя несовременно, но сэмпл — легендарный (Алина Орлова — спасибо за детство), а строчки так хорошо попали, что люди буквально пересобрали песню под свои нужды.

Сейчас же актуализируется пацанский/уличный реп, который однозначно про смыслы, пускай и столь же односложные, что и условный трэп Фейса. Появляется все больше исполнителей, которые устали от диктатуры баска, хай-хэтов и всяких дженерик (вставить жанр), и пытаются продавать истории.

От «звука в себе» немного заебались и слушатели, старую школу вернули в оборот (перерождение Рыночных, волна неистовой любви к Брутто, статус уважаемого человека и метра слова, о чем лет 8 назад было бы смешно даже подумать, поскольку он был известен как часть группы, которая спела про людей и рыб [и даже тогда, кстати, весь фокус был на строчке!]), + появилось некоторое количество артистов, которые изначально пришли с пометкой «мы про текст» — и доказали, что это жизнеспособная в нынешних реалиях парадигма, на которую есть огромный спрос (в первую голову я имею в виду Метокса — человека, который пишет лучше всех в индустрии).

Понятно, что легитимизации такого подхода мы обязаны Гризельде и всем тем, кто переосмыслял в первую очередь звук и подход к этому звуку. Но вместе с ним в цене росли смыслы и нарративы. Плюсом, надо понимать, что цикличность жанра предопределяет набор шаблонов и общий пафос. Так как бум-бэп, пускай и не захвативший рынок полностью, но закрывший потребности определенной — на самом деле огромной! — аудитории, создан для того, чтобы затирать про житуху, то появляется интенция. Такова природа конкретного звука. Интуитивно проще прийти к тому, что на пердящий басок и залп из бочек круче юзать голос как инструмент, лепить из обрывков слов эмоции, а под олдскульные биты — рассказывать истории (но это не универсальный метод, разумеется)

И я еще не говорю о том, что пока полностью выкорчевана вся социальная/протестная лирика. Разумеется, есть люди, работающие с этими пластами, но их будет гораздо больше, когда говорить станет чуть-чуть проще. Сейчас в русском репе по сути совсем нет никакой рефлексии войны, ибо рано и довольно страшно.

Есть ощущение, что сейчас мы еще чаще, чем раньше, разговариваем о текстах, а не о музыке, и даже начинаем спрашивать с исполнителей за эту историю, копаться в их лирике, разбирать и взвешивать.

Сложив все эти ощущения у себя в голове, я чувствую надвижение текстоцентричного хип-хопа. Нет речи о главенствовании оного, поскольку инерция рынка настолько огромна, и все живут в своих инфопотоках, что можно спокойно делать хоть трэп, хоть дрилл — и на него найдется своя (большая) аудитория, но внимания к языку, текстам, смыслам и сюжетам будет куда больше.

Я всегда был апологетом такого подхода. Раньше — радикальным, сейчас — умеренным, но всегда меня больше привлекал текст, чем адаптированный звук. Поэтому, во-первых, очень рад, если интересной лирики будет гораздо больше. Во-вторых, наконец-то можно будет вести об этом нормальный диалог. Потому что прямо сейчас приходится соскабливать толику смыслов с артистов, которые на самом деле очень и очень слабо пишут, но это почти единственное, что у них есть.

Разумеется, работать с историями тяжелее, чем со звуком, потому что здесь артисту никто не поможет (шизогострайтинг всерьез я не рассматриваю). И тут очень сложно играть от адаптации, потому что контекст отличается довольно сильно. Текст невозможно просто хорошо «свести» или перевести, — им нужно попасть.

По мне так у главных пацанов в игре — Тага, Алблака — довольно маленький процент попаданий (пока они вывозят скорее на новизне ощущений и уникальном торговом предложении), но он не нулевой. Про Джимбо и ко я написал выше. Разглядеть кого-то интересного в квадрате я пока не могу (из последнего: изобретательно и стильно укладывает куплеты B’OLTRANE, но я нихуя не понимаю в его задротской мифологии, а еще у Whole Lotta Swag классный куплет на треке «Окраина»;), но я уверен, что будет появляться все больше персонажей, для которых желание рассказать свою историю словами, а не музыкой будет определяющим, тогда как звук станет просто стилизацией/дополнительной фишкой, чтобы упаковать нарративы в органичное им звучание, понятное слушателям.

больше текстов в паблике вк
и еще больше в тг-канале

88
22 комментария

Всё это пиздец как грустно.

«Текстоцентричный» рэп - это прибежище бездарных музыкантов и слабых поэтов.
Музыка - она потому и МУЗЫКА, что должна быть музыкальной. Американский рэп что во времена Бигги и Тупака, что во времена Полтиника и Снупа, что в современную трэп эру был прежде всего качающим, ритмичным - потому что таковой была вся афро-американская культура.

А наши додики и в плане ритмики белые, как молоко, и в плане поэзии кринжовые. Исключения конечно имеются - ATL, ЛСП, Хаски, некоторые менее известные артисты или связанные с рэпом косвенно, как Скриптонит, Куок, Салуки. Но как правило все потуги уличных конфуциев в «смысол» вызывают исключительно испанский стыд. Про кач я уже упоминал, интересный звук начался по сути только в середине 10-х. И вот сейчас опять по-новой: особый русский путь, текстА, «смысл»…

И да. Иван Дрёмин «в прайме» действительно был по-своему крут - именно потому, что одним из первых начал давать подросткам концентрированное сырое мясо вместо жиденького овощного рагу.

2
Ответить

ну слушай, в идеале одно другому не мешает. а там уже как получится. текст ритмичный да, но и строчки запоминающиеся. да и сейчас не по новой, мы просто пришли к тому что есть всякие разные варианты и так сказать под жанры. ну и балансирующие между ними

Ответить

Дальше слова реп не читал, уже плохо стало

1
Ответить

Я вообще нахуй не понимаю современный русский рэп.
Если в тексте нет вообще никакого смысла - зачем его слушать?
Продакшен пиздец нищий как был, так и остался.

Ответить

В тату иногда тоже нет смысла, но набивают же просто потому что...Красиво.
Когда качает, тогда хорошо. Во многом нет смысла, но хуже не становится

Ответить

Не... Реп просто идет сразу куда подальше. Для меня он никакой не востребован.

Ответить

Ето вам не Донда Есуса, где Канье посвятил альбом своей матери и читал про трахич, наркоту, тюрьму и религию.

Ответить