Делаем пространство с помощью эквалайзера

Данная статья является печатной версией сценария для этого видео, можете посмотреть если не хотите читать много текста:

Когда мы хотим отодвинуть или приблизить инструмент в миксе, первое что приходит на ум - сделать звук тише или накинуть ревера. Но если изменить громкость то звук просто изменит громкость, а реверберация не столько отдалит звук, сколько добавит эффект присутствия помещения вокруг инструмента. Так вот для создания эффекта именно отдаления инструмента лучше всего подойдет эквалайзер.

Дело в том что разные частоты распространяются и ощущаются на слух по разному на разном расстоянии от источника звука. Чем ближе источник к микрофону тем больше низа и верха. Соответственно если мы хотим отдалить звук то нужно ослабить определенные частоты. Давайте попробуем получить такой эффект с помощью эквалайзера.

Сделаем это на примере вокала в простенькой джазовой песне. Так звучит оригинал:

Теперь поднимем шельфовым фильтром низ 200 Гц на 6 дБ и также верх 10 кГц на 3 дБ:

Делаем пространство с помощью эквалайзера

Получаем такой звук:

Насколько поднимать зависит от того насколько мы хотим приблизить звук. Также надо поднимать и общую громкость для реалистичного приближения, однако мы хотим уловить общее ощущение приближения и отдаления, поэтому оставим громкость такой какая она есть (она конечно измениться ведь мы подняли некоторые частоты, но не так значительно как это происходит в реальности при записи). Кстати напишите в комментариях слышите ли вы разницу в моменты сравнения, возможно мне стоит делать более сильные изменения для иллюстрации.

Чтобы сделать звук дальше мы просто изменим усиление на ослабление:

Делаем пространство с помощью эквалайзера

Теперь голос звучит так:

Чтобы не делать это вручную можно использовать готовые решения в виде плагинов, например TDR Proximity. Он бесплатный так что ссылку я оставлю - пользуйтесь:

Выключим изменение громкости в плагине и сделаем аналогичные две дорожки с приближением:

и отдалением:

Аналогичным принципом можно пользоваться не только чтобы отдалить или приблизить инструмент но и более реалистично расположить его по панораме. Если мы хотим чтобы звук был левее, можно уменьшить верхние и нижние частоты в правом канале и немного поднять в левом:

Делаем пространство с помощью эквалайзера

Надеюсь вы услышите что звук при таком способе панорамирования звучит естественнее и глубже.

Панорама:

Эквализация:

Конечно это не та техника которую вы будете применять в работе регулярно, но иметь в виду что такое возможно полезно.

И как всегда если есть вопросы, то напишите их в комментариях - я обязательно отвечу.

44
11
Начать дискуссию