«Diamonds»

Золотая коллекция музыки. «Diamonds» — песня, записанная барбадосской певицей Рианной для её седьмого студийного альбома «Unapologetic» (2012). Песня была написана Сией совместно с продюсерами Бенни Бланко и Stargate. Премьера песни состоялась 26 сентября 2012 года во время утреннего шоу Элвиса Дюрана, а на следующий день она была выпущена в цифровом формате в качестве лид-сингла с «Unapologetic».

Rihanna - Diamonds

Казалось, это будет продолжаться вечно. На протяжении большей части десятилетия Рианна была самой механистичной и эффективной поп-звездой на планете. Раз в год, с регулярностью обновления программного обеспечения, она выпускала очередной альбом. Def Jam, лейбл Рианны, собирал самых известных продюсеров и авторов песен, и эти люди собирались вместе с явной целью написать для Рианны потенциальные хиты. Рианна записывала целую пластинку таких потенциальных хитов, и хотя бы одна из этих песен неизбежно становилась гигантским мировым хитом. У Рианны никогда не было перерыва между циклами альбомов, и она никогда не выпадала из чартов. Она поддерживала этот невозможный темп в течение многих лет, а затем, без предупреждения, остановилась.

В 2012 году Рианна наконец-то выпустила свой первый альбом №1 в Америке. Это уже о чём-то говорит. Количество синглов №1 у Рианны уже перевалило за двузначное число, но люди не воспринимали её всерьез настолько, чтобы купить её альбом в неделю релиза. Рианна была прототипом исполнителя синглов, человеком, доставляющим гигантские песни. Как знаменитость, она была огромным событием. Как артистку её не воспринимали всерьёз, пока она наконец не сбавила темп выпуска альбомов раз в год и не начала представлять свои пластинки как личные высказывания. «Unapologetic», седьмая пластинка Рианны, стала её первым альбомом, добравшимся до №1. Как только она достигла этой отметки, то сразу же сошла с этой неустанной беговой дорожки. Как будто ей нужно было получить последнее подтверждение перед тем, как перейти на совершенно другой этап звездной жизни, который больше определяется её отсутствием, чем присутствием.

«Unapologetic» — очень похожий на Рианну альбом. В нём нет выдающихся гимнов уровня «Umbrella» или «We Found Love», но он определённо имеет свою долю хитов. Рианна снова приступила к работе с целой армией коллабораторов, некоторые из которых сотрудничали с Рианной на протяжении всей её карьеры, а некоторые стали новыми лицами. «Diamonds», первый сингл и самый большой хит альбома, — ещё один пример этого процесса. Рианна работает с норвежским продюсерским дуэтом Stargate, который создал многие из её самых громких хитов, а также с парой новых коллабораторов из совершенно разных сфер деятельности. Вместе они создали грандиозную балладу, которая до сих пор находит отклик. Я бы не отнёс «Diamonds» к лучшим песням Рианны, но эта композиция запомнилась мне больше, чем я мог бы предположить. Когда Рианна ненадолго вернулась в центр внимания, чтобы выступить на прошлогоднем шоу Super Bowl Halftime Show, «Diamonds» была её главным номером.

«Unapologetic» был создан так же, как и большинство альбомов Рианны. Пока Рианна гастролировала и продвигала свой предыдущий альбом 2011 года «Talk That Talk», Def Jam собрал различных продюсеров и авторов песен, и все они придумали разные треки, которые затем были отправлены Рианне и её команде. Хит-парад Рианны был близок к своему пику. Сингл «We Found Love» с альбома «Talk That Talk» остаётся эпохальным дэнс-поп бэнгером, а Рианна продолжает быть востребованным гостем для чужих альбомов. В начале 2012 года она достигла 7 места с песней «Take Care», дуэтом с Дрейком. (Это 10 из 10).

Песня «Diamonds» появилась в результате продюсерской сессии Stargate с Бенни Бланко, молодым уроженцем Вирджинии, который стал протеже Доктора Люка и о котором мы уже неоднократно писали в этой колонке. Тор Эрик Хермансен, один из участников Stargate, позже рассказал Entertainment Weekly, что трио «пыталось придумать для Рианны такие большие, танцевально-попсовые пластинки». «Diamonds» получился, когда они попробовали сделать что-то совсем другое.

Stargate и Бенни Бланко много слушали Канье Уэста — это была эпоха «My Beautiful Dark Twisted Fantasy» — и они надеялись создать нечто столь же грандиозное и величественное, как тот альбом. Они думали, что делают рэп-бит, хотя инструментал «Diamonds» — явно работа поп-продюсеров. Он медленнее и оркестровее, чем можно было бы ожидать от этих парней, и полон драматических фортепианных аккордов и рейвовых клавишных, которые были тщательно пропущены через цифровую муть. Один из звуков, как позже рассказал The New York Times Миккель С. Эриксен из Stargate, — это вокал Эриксена, который Бланко растягивал и манипулировал с им до тех пор, пока он перестал походить на человеческий голос.

Как это часто бывает с песнями вроде «Diamonds», продюсеры создали трек, но не отвечали за текст или вокальную мелодию. Для этого они обратились к автору, у которого была своя карьера певицы. На тот момент Сиа Фёрлер занималась музыкой уже более десяти лет, но только сейчас попала в большую и денежную поп-вселенную. Мы расскажем о ней подробнее в одной из следующих колонок, но вот основные сведения: Сиа, родившаяся в Австралии, начала петь для британской даунтемпо группы Zero 7 в начале 00-х. Вскоре после этого она начала выпускать свои собственные пластинки на крупных лейблах, которые получили одобрение критиков, но не оказали никакого влияния на поп-чарты. В начале 10-х годов Сиа стала гораздо более известной как автор песен, чем как исполнительница, по крайней мере, в то время. Это её вполне устраивало, поскольку она не особенно стремилась к массовому вниманию.

Сиа долгое время писала для других артистов. Она так и не стала официальным участником Zero 7, но уже в 2001 году участвовала в написании их треков. В последующее десятилетие Сиа писала песни для других исполнителей, и это было поистине беспорядочное лоскутное одеяло: Победитель британского реалити-шоу Уилл Янг, Flight Of The Concords, совместный альбом Дэвида Бирна и Фэтбоя Слима. В 2010 году Кристина Агилера, которая уже не раз появлялась в этой колонке, пригласила Сию для работы над саундтреком к фильму «Бурлеск» и пластинкой «Bionic», но и фильм, и альбом оказались провальными.

Поп-прорыв Сии произошел в 2011 году, когда она написала песню «Titanium» для Алиши Киз, которая уже не раз появлялась в этой колонке. Киз так и не записала трек, но демо-версия попала в руки французского танцевального диджея Дэвида Гетты. Гетта принес песню Кэти Перри, которая ушла, а он записал версию «Titanium» с Мэри Джей Блайдж, но та так и не была выпущена. Вместо этого Гетта решил, что вокал Сиа из демо-версии — лучший. Сиа узнала о том, что в песне будет её вокал, только когда песня уже вышла, и не была этому рада. Песня «Titanium» стала международным хитом, а в США достигла вершины на №7. (Это 6 из 10).

David Guetta - Titanium ft. Sia (Official Video)

Сиа также стала соавтором и исполнителем другого довольно безымянного глобального танцевального поп-хита, песни Flo Rida «Wild Ones», которая заняла 5-е место. (В то время сольная карьера Сии ещё не развивалась, и она планировала уйти из публичной жизни и продолжать работать за кулисами. У Сии ещё не было своей личности, ни как у поп-звезды, ни как у автора песен, и она, вероятно, пошла работать со Stargate и Бенни Бланко, чтобы помочь написать те дэнс-поп треки, которые они пытались создать. Но когда Сиа уже собиралась выйти за дверь, она услышала инструментал «Diamonds», и у неё сразу же появились идеи.

Тор Эрик Хермансен из Stargate рассказал Entertainment Weekly, что Сиа придумала демо «Diamonds» за то время, которое требуется мне, чтобы посмотреть половину повтора «Симпсонов»: «Машина ждала снаружи. На ней было пальто, сумочка лежала на коленях. Мы просто включили ей музыку, и первое, что она произнесла, было: «Сияй ярко, как бриллиант». Она поставила свой вокал примерно за 12 минут, пока машина ждала, а потом уехала».

Совершенно очевидно, что на написание «Diamonds» ушло всего несколько минут. Это большая, звездная песня о любви с текстом, который, по крайней мере, претендует на поэзию: «Ты — падающая звезда, которую я вижу, видение экстаза/ Когда ты обнимаешь меня, я оживаю/ Мы как бриллианты в небе». В этих словах нет никакой конкретики. Вместо этого в ней говорится об универсальном чувстве поиска себя в другом человеке — о том, что вам двоим было космически суждено найти друг друга, что в вашем единении есть своя красота, даже если это единение недолговечно. В этих стихах есть какая-то инстинктивная интенсивность первой мысли, лучшей мысли, но это не то, что я бы назвал хорошим слогом. Если бы Сиа потратила на написание этих слов больше 12 минут, возможно, ей удалось бы передать это чувство с большей точностью, а может быть, она потеряла бы то чувство вдохновения, которое изначально двигало песней.

Бенни Бланко позже рассказал Apple Music, что не хотел отправлять демо-версию «Diamonds» Рианне. Он считал, что трек лучше подойдет Канье Уэсту или Лане Дель Рей, и, видимо, всё-таки отправил демо Эминему, который записал этот бит, прежде чем узнал, что его прошлый соавтор Рианна уже использовала его. (Песня Эминема «Diamonds» так и не просочилась, и я не могу представить, что из неё могло получиться что-то хорошее). Ребята из Stargate убедили Бланко, что Рианна должна первой получить право на «Diamonds», и когда она получила демо, то слушала его снова и снова. Как бы то ни было, в итоге песня попала к Канье Уэсту, который записал довольно неплохой куплет для ремикса на «Diamonds».

Рианне потребовалось время, чтобы записать свою версию «Diamonds», и она сделала всё возможное, чтобы звучать точно так же, как демо-запись Сиа. Рианна так тщательно копировала все интонации Сиа, что Сиа, впервые услышав версию Рианны, подумала, что слышит себя. В ретроспективе становится очевидным, что «Diamonds» — это песня Сии. Вскоре после этого Сиа станет очень популярной, исполняя подобные драматические, эмоционально-катарсические плачи. В конце концов, в этой колонке она будет фигурировать как исполнитель, а не автор песен. Но «Diamonds» также имеет большой смысл как песня Рианны.

В «Diamonds» затронуты многие темы, которые часто затрагиваются в хитах Рианны: слепая зависимость, химическая эйфория, ощущение, что ты полностью потерян в моменте. Даже центральный образ — бриллиант, сияющий ярким блеском, — имеет много резонанса для Рианны, как через буквальное украшение, так и через связь с Jay-Z, которая была частью истории Рианны с самого начала её карьеры. (Как никто другой, Рианна понимает, как круто выглядит, когда на сцене мелькает бриллиантовый знак Roc-A-Fella). Примерно в то время, когда она записывала «Diamonds», у Рианны случился очередной роман с ее бывшим обидчиком Крисом Брауном, что придало тексту песни трагический, саморазрушительный смысл, которого не было бы на бумаге.

Рианна звучит в «Diamonds» потрясающе. Когда она записывала демо, Сиа, вероятно, держала в уме резкий тон Рианны. Но Рианна также росла как певица, и в «Diamonds» она действительно отрывается по полной. Это не слишком демонстративный стиль пения; здесь нет церковных R&B-вокалов. Но Рианна привносит настоящую эмоциональную глубину и интенсивность в эти большие ноты, и звучит так, будто она верит в эти слова.

«Diamonds» — не самая великая песня Рианны. В ней нет пульса, энергии, присущих её лучшим работам. Она слишком скучная, слишком забронзовевшая. Она звучит как версия Рианны темы Джеймса Бонда, со всем оркестровым максимализмом, которого обычно требуют такие вещи. Но «Diamonds» звучит очень величественно, и когда она звучит в нужный момент, то может вызвать мурашки по коже. Я был удивлён, когда Рианна использовала «Diamonds», а не одну из своих ещё более веселых песен, чтобы закончить свое выступление на Суперкубке. Но когда она стояла на плавучей платформе, а вокруг неё взрывались фейерверки, это прозвучало как нельзя лучше.

«Diamonds» получил такое же широкое распространение, как и все ведущие синглы Рианны: множество ремиксов, кинематографическое видео, рекламная кампания. В преддверии выхода «Unapologetic» Рианна облетела весь мир, отыграв семь концертов за семь ночей по всей Европе и Северной Америке. На борту зафрахтованного Рианной самолета находилась куча журналистов, включая как минимум одного из моих друзей. В то время я немного завидовал всем, кто летел с ней, по крайней мере до тех пор, пока не вспомнил, что очень не люблю летать на самолетах.

Клип «Diamonds», снятый постоянным соавтором Рианны Энтони Мандлером, не столько повествовательный, сколько вайбовый. Он начинается с того, что Рианна буквально курит бриллианты — сворачивает сверкающие драгоценные камни в тупую обертку, а затем зажигает её. В клипе, как и в самой песне, много неясного символизма. Мы видим огненное буйство, лошадь, бегущую по пустыне, Рианну, плавающую в одиночестве в океане. Всё это очень красиво и очень сиюминутно.

Предсказуемо, «Diamonds» стал мировым хитом, заняв первое место более чем в дюжине стран. В США песня стала платиновой семь раз, что на три миллиона скачиваний меньше, чем «Diamonds» — бриллиантовый. Альбом «Unapologetic» стал трижды платиновым. Пластинка получилась неоднозначной, но в ней есть несколько песен, которые мне нравятся гораздо больше, чем «Diamonds». Другим большим хитом альбома стал сингл «Stay», ещё одна баллада, которую Рианна записала с малоизвестным певцом Микки Экко. Песня «Stay» гораздо мягче, чем «Diamonds», и в ней действительно видно, как сильно изменился голос Рианны. («Stay» занял 3-е место. Это 10 баллов).

Rihanna - Stay ft. Mikky Ekko

Ни один из других треков «Unapologetic» не стал большим хитом, но некоторые из них продолжают оставаться в памяти поклонников Рианны. «Pour It Up», превосходная песня для вечеринок, которую Рианна записала с восходящим рэп-продюсером из Атланты Майком Уиллом Мейд-Итом, достигла вершины на №19. Песня «Loveeeeeeeee Song», дуэт с великим нищебродом-гедонистом Future, так и не была выпущена в качестве сингла, но всё равно достигла вершины на №55. (Future когда-нибудь появится в этой колонке.) Я бы выбрал любой из этих треков вместо «Diamonds», но я по-прежнему считаю «Diamonds» довольно хорошей песней.

Когда цикл синглов «Unapologetic» завершился, у Рианны не было готового к выходу нового альбома. Вместо этого ей потребовалось более трёх лет, чтобы вернуться с очередным LP, и этот альбом стал её последним на сегодняшний день. В период между альбомами Рианна периодически выпускала синглы, которым суждено было остаться сиротами, хотя некоторые из них стали настоящими хитами. Например, в 2015 году Рианна объединилась с Канье Уэстом и Полом Маккартни — двумя людьми, о которых мы уже не раз писали в этой колонке, — для странного, отличного сингла «FourFiveSeconds», который добрался до №4. (Позже в том же году Рианна выпустила колоссально вызывающую песню-высказывание «Bitch Better Have My Money», которая достигла лишь №15, но остается культовой в её творчестве).

Rihanna, Kanye West, Paul McCartney - FourFiveSeconds

Возможно, «Diamonds» — это прощание с той весьма условной версией поп-звезды, которую Рианна создала для себя, но это явно не конец её поп-звезды. Если уж на то пошло, Рианна стала более известной и более востребованной, когда её не крутили постоянно по радио. Мы еще увидим её в этой рубрике.

7 из 10.

Вот кавер-версия песни «Diamonds», записанная Золой Хесус в 2012 году:

Diamonds

Вот Дэн Дикон в своем треке 2012 года «Oscillating Diamonds» создает целую экспериментальную симфонию из множества сэмплов поп-песен, среди которых особенно выделяется «Diamonds»:

Вот Джесси Уэр, исполняющая великолепную журчащую версию «Diamonds» во время посещения BBC Live Lounge в 2013 году:

Jessie Ware - Diamonds in the Live Lounge

Вот замечательная сцена из фильма Селин Сьяммы «Girlhood» 2014 года, в которой Кариджа Туре с друзьями танцует под песню «Diamonds»:

Girlhood - Clip 1 - Diamonds

НОМЕР ДВА: Ещё одна работа Бенни Бланко, клубный гимн Кеши «Die Young» («Забудь о завтрашнем дне»), оказался на втором месте после «Diamonds». «Die Young» могла бы пройти весь путь, если бы ей не посчастливилось оказаться в чартах одновременно с массовым убийством в школе «Сэнди Хук», придавшим названию песни новый жестокий, трагический контекст, и Кеша быстро попыталась дистанцироваться от трека. Но это все равно хорошая песня; я ставлю ей 8 баллов.

Die Young
Die Young (Ke$ha cover) & Something About Lemons, by Chumped @ Fest 12 - FULL SET, part VIII

Увидеть больше обзоров на те или иные альбомы можно на подсайте «О музыке», послушать альбом целиком, не выходя из Телеграм можно на моем канале.

99