Le Guess Who? 2022: гид по лайнапу феноменального утрехтского фестиваля

A Celebration of Sound («Праздник звука») — один из слоганов фестиваля

С 10 по 13 ноября в нидерландском Утрехте пройдёт юбилейный 15-й фестиваль Le Guess Who? (далее — LGW?). На четыре дня город превратится в один большой праздник — чествование музыки со всего света, звука в любых его формах и проявлениях.

Этот материал создан по просьбам моих коллег музыкальных журналистов и читателей — подписчиков телеграм-канала «Слова с музыкой».

Много лет я следила за LGW? , ездила в Утрехт как гость и аккредитованный журналист, привозила оттуда интервью и материалы для различных медиа, а также вела в канале дневники (так, записи с LGW? 2021 можно найти по тегу #leguesswho2021).

Не считаю корректным и возможным для себя ехать на фестиваль в этом году и сдала билет, но, судя по сообщениям от подписчиков и некоторых коллег, многие из них, оказывается, ждали моего репортажа с LGW? 2022.

Есть и такие читатели, кто вдохновился моими дневниками и взял билеты, а теперь просит рекомендаций, чтобы сориентироваться в лайнапе.

Для них я и подготовила этот гид. В нём расскажу об артистах, на концерты которых советую попасть.

Что такое LGW? и чем он так крут

Но для начала давайте я постараюсь коротко объяснить, что это вообще за фестиваль такой и почему я так топлю за то, чтобы каждый меломан хотя бы раз в жизни на нём побывал.

Итак, Le Guess Who? придумали энтузиасты Боб ван Хёр (Bob van Heur) и Йохан Гейсен (Johan Gijsen). В середине нулевых они решили привезти в Утрехт любимые канадские группы. Да, только канадские — таков был концепт (помните, в Москве лет десять назад гремел фестиваль «Субботник» со схожей идеей — привозить только британцев?) .

В 2007-м на первом LGW? , названном в честь канадской же культовой рок-команды The Guess Who, отыграли Black Mountain, Caribou, Hot Hot Heat, Miracle Fortress и mstrkrft. Дальше фестиваль рос и менялся, постепенно «канадская» тема отпала, но причудливое название осталось.

Впрочем, появились новые крутые концепции и идеи. Выделю три — это своеобразные столпы, на которых LGW? стоит по сей день.

I. У фестиваля нет хедлайнеров — имена всех исполнителей на афише набраны одним шрифтом, для LGW? как будто не существует звёзд или ноунеймов, а акценты команда делает на разнообразии и репрезентации, будь то география или музыкальная стилистика.

Скажем, в 2019-м в Утрехте со спонтанным диджей-сетом объявилась Бьорк. Не исключаю, что она приехала поддержать художника и автора своих масок Джеймса Мерри, у которого в рамках LGW? проходила выставка, но так вдохновилась фестивальной атмосферой и кутерьмой, что решила встать за пульт.

Постер LGW? 2022
Постер LGW? 2022

При этом каких-то артистов LGW? всё же подсвечивает — дополнительно продвигает в социальных сетях или знакомит слушателей с их историями с помощью статей в медиа или тематических плейлистов на крупнейших стримингах. Обычно в таких случаях речь о действительно единственных в своем роде концертах. Например, в 2019-м на фестивале состоялось первое и пока единственное выступление в Европе японского ансамбля Minyo Crusaders, сочетающего в своей музыке традиционные мелодии Страны восходящего солнца и карибские, латиноамериканские и африканские мотивы.

В 2021-м отцы краутрока Faust сыграли классику жанра — альбом «Faust IV» 1974 года — целиком, а обладательница «Грэмми» пакистанка Арудж Афтаб (Arooj Aftab) исполнила персидские газели в джазовой обработке.

Подсвечивая такие уникальные шоу, программная дирекция LGW? продвигает вторую важнейшую составляющую фестиваля — кураторство.

II. Каждый год команда LGW? приглашает кураторов — музыкантов, художников, близких по духу людей, которые предлагают организаторам своих фаворитов. Из названных кураторами артистов в итоге формируется до 60% лайнапа фестиваля.

В 2022-м кураторами стали Animal Collective, CURL и clipping. Свои сайд-программы также будут у английской группы GNOD и утрехтского гения Джейсона Кёнена, более известного как Bong-Ra, у лейблов Ostinato Records и Nyege Nyege, у платформ Uncloud и Cosmos (последнюю, гибридную, LGW? сами запустили в пандемию). В программе Hidden Musics как всегда представлены исключительные исполнители, проекты и дуэты, которые вы, скорее всего, нигде и никогда больше не увидите и не услышите.

А ещё в продолжение фестивального уикенда по всему Утрехту пройдут концерты, выставки, театральные постановки, публичные интервью, встречи с музыкантами и профессионалами музыкальной индустрии, мастер-классы, кинопоказы. Многие магазины, кафе и рестораны готовят для посетителей спешлы, скидки, акции. В общем, весь город включится в этот праздник и четыре дня будет жить музыкой. Ну не мечта ли?

Анушка Шанкар (ситар) , Ману Делаго (ханги, перкуссия) и нидерландский джазово-эстрадный оркестр Metropole на LGW? 2018

III. Наконец, третий кит LGW? — мультижанровость. На площадках фестиваля звучат поп и рок, джаз и метал, хип-хоп и этника, нойз, академ, электроника — каждый гость гарантировано откроет для себя что-то необычное.

Мне запомнилось, как в каком-то документальном ролике о фестивале прошлых лет один герой говорит, что на земле живёт семь с лишним миллиардов человек, и у каждого в голове звучит своя музыка, а мы слушаем сто, в лучшем случае тысячу групп — как скучно! Представьте, что вы можете услышать саундтрек жизни каждого человека.

Вот этим и занимается команда LGW? , и из этого стремления рождается ещё один слоган фестиваля: Representing the Underrepresented («Представляя недопредставленное»).

А теперь погнали по лайнапу LGW? 2022. Рассказываю только о концертах, на которых я хотела бы побывать, исключаю выставки, кинопоказы и прочее. Для удобства разбиваю гид по дням.

Четверг: южноафриканский джаз, конголезский панк, австралийский дум

Тегеранский кудесник, продюсер Sote представляет свой новейший альбом «Majestic Noise Made in Beautiful Rotten Iran» и для этого объединяется с нидерландским художником Тариком Барри (Tarik Barri), который помогал с аудиовизуальными шоу таким гигантам, как Том Йорк и Николас Джаар. Не сомневаюсь, что это будет незабываемое зрелище.

С 2020-го слежу за представителем южноафриканской новой джазовой сцены Ашером Гамедзе (Asher Gamedze) — в первый год пандемии этот талантливый барабанщик выпустил дебютный сольный альбом проекта Dialectic Soul, где он выступает бэндлидером.

Лондонский электронщик с PhD по вычислительной биологии Макс Купер (Max Cooper) в этом году тоже отметился свежим релизом, в конце марта выпустив альбом «Unspoken Words» на собственном лейбле Mesh. Я, если честно, практически не слушала Купера, но его имя постоянно всплывало в разговорах с друзьями при обсуждении Нильса Фрама и Джона Хопкинса, к примеру. Мой добрый друг и некогда коллега по онлайн-журналу Hook Music Explorer Валентин Хиторин тоже недавно упомянул Купера — как раз советовал послушать «Unspoken Words».

Поляки Siksa стали героями отгремевшей недавно «Белградской недели музыки» aka фестиваль Changeover — первой пробы команды эмигрировавшего промоутера Степана Казарьяна («Боль», Awaz, Moscow Music Week). Бодрая припанкованная мелодекламация пришлась по вкусу в Сербии, интересно, как зайдёт народу в Нидерландах.

Под пульсирующий эмбиент Huerco S. можно перевести дыхание...

...а дальше выбрать: театральный перформанс от роттердамской нью-вейв/постпанк-команды Rats on Rafts или разнос от мельбурнского дум-дуэта Divide and Dissolve.

В прошлом году живущий в Лондоне манкунианец, мастер на все руки Алабастер ДеПлюм (Alabaster DePlume) был одним из кураторов LGW? и поразил всех своей вездесущностью и музыкальной всеядностью, в этом — возвращается на главную сцену фестиваля с концертом-бенефисом. Наверняка будет куча гостей и сюрпризов.

За куда более радикальным звуком пожалуйте на выступление кенийского продюсера KMRU и французского электронщика Aho Ssan. Протеже clipping. (именно в их кураторской программе выступит этот дуэт) заполнят зал Hertz дроном, шумом, диссонансами. Стены будут дрожать. Слушатели, думается, тоже.

Дальше ориентируйтесь по предпочтениям: поклонникам джангла стоит заглянуть на сет многообещающей британской продюсерки Nia Archives, фанатам инди — пойти на немцев The Notwist, соскучившимся по афрофутуризму — отправиться на конголезцев Fulu Miziki Kolektiv, ну а тем, кому не хватило электроники, — сгонять в клуб Ekko и послушать, как Восток встречается с Западом в причудливых ломаных текстурах проекта Use Knife.

Пятница: жемчужины программы Hidden Musics и очень много экспериментальной музыки и хип-хопа

Живущая в Лондоне японская вокалистка Hatis Noit вдохновляется японской классической музыкой гагаку и песнопениями непальских монахов. В этом году у неё вышел дебютный альбом «Aura», на котором из инструментов один лишь голос (прямо как «Medúlla» Бьорк). Очень интересно, как это всё выглядит и звучит вживую.

Зацените описание группы Dos Monos: экспериментальное хип-хоп трио из Токио. Для меня звучит уже достаточно любопытно.

Выше рассказывала о программе Hidden Musics: выступление Kaito Winse (не уверена, что правильно затранскрибирую, поэтому оставляю так) родом с севера Буркина-Фасо как раз будет в этой программе.

И сразу же бежим из театра «Киккер» в Янскерк на ещё один концерт из серии Hidden Musics — The Master Musicians of Jajouka. Это сообщество музыкантов из маленькой марокканской деревушки Жажука, в свое время их открыл для европейцев и американцев писатель Уильям Берроуз. Музыкальной традиции около четырёх тысяч лет, она передается по наследству строго от отца к сыну. В группе только мужчины, все носят фамилию Аттар («парфюмер»), а играют на разновеликих барабанах, «гаита» (деревянном духовом инструменте вроде гобоя) и морских раковинах (via). Это точно будет единственный в своем роде концерт.

Если пойдёте на мастеров из Жажуки, то пропустите две популярных группы — одних из хедлайнеров британского постпанк-ревайвла Dry Cleaning (у них только что вышел неплохой альбом) и германских патриархов дум-джаза Bohren & der Club of Gore. Выбор, хе-хе, за вами. Но в любом случае после рекомендую сгонять на сет Лиз Харрис (она же Grouper) под псевдонимом The Garbage Man. Уж больно Лиз хороша, в любой ипостаси.

Дальше — опять выбор и опять непростой. Живущая в Мехико гватемальская виолончелистка и композитор Мабе Фратти (Mabe Fratti) или датчанка Астрид Сонне (Astrid Sonne), тоже сочетающая в своей музыке электронику и скрипку. Я бы пошла на Фратти.

clipping. Ну тут и говорить не о чем: есть возможность пойти на clipping., иди на clipping. Трек «Nothing is Safe» — гимн 2022-го, даром что выпущен тремя годами ранее.

Следом сразу ещё один кураторский концерт. CURL — это такой коллектив лондонских андеграундных продюсеров. Среди прочих, в нём участвует Мика Леви (Mica Levi) — создательница саундтреков к фильмам «Побудь в моей шкуре» и «Джеки».

После полуторачасового шоу CURL я бы зарубилась в клуб BASIS — там всю ночь будут выступать «подопечные» clipping.: Aho Ssan, Manuka Honey, Jana Rush и Nkisi. Дополнительный плюс такого решения — BASIS находится в центре Утрехта, практически на знаменитых каналах, так что легко доберётесь до дома, как устанете. А запастись силами стоит — впереди суббота и воскресенье.

Суббота: фламенко, даб, афрофутуризм, неоклассика

Процитирую себя: резидент лондонского лейбла Erased Tapes, проживший 13 лет в Берлине и в конце 2010-х переехавший в небольшую горную деревушку Ками, что в префектуре Хёго, японский вибрафонист Масаёши Фуджита (Masayoshi Fujita) в конце мая выпустил свой четвертый сольный альбом «Bird Ambience», на котором он, во-первых, уходит от привычного инструмента к маримбе, а во-вторых, объединяет свои увлечения и ипостаси — акустическую музыку, даб (музыкант выпускал электронику под псевдонимом El Fog) и импровизацию.

В 1970-е Долорес Монтойя Родригес (Lole Montoya) со своим мужем Мануэлем Молиной Хименесом в составе дуэта Lole y Manuel переизобрели фламенко. В 2015-м Мануэль умер, и на LGW? Долорес выступит с гитаристом Рикардо Морено. Что сказать, ещё одна жемчужина Hidden Musics.

Дальше опять надо выбирать: Moor Mother & billy woods (видишь в афише Moor Mother, беги на концерт матери!), Maëva Berthelot & Coby Sey (впервые вижу и слышу имена, но не стала бы нарочно ничего слушать до, а просто пошла бы сделать себе подарок и открытие) или Ирена и Войцех Гавелы (чешский дуэт супругов-неоклассиков в кирке)?

Если хотите чего-то более конвенционального, то дальше идите в главный концертный комплекс фестиваля Тиволи и проведите вечер между двумя крупнейшими сценами LGW? Grote Zaal и Ronda, там поочерёдно выступят: валлийская арт-поп исполнительница Кейт Ле Бон (Cate Le Bon), бельгийский синт-дуэт Charlotte Adigéry & Bolis Pupul, гуру афрофутуристического джаза Идрис Акамур (Idris Ackamoor) с программой в честь 50-летия (!) его ансамбля The Pyramids, шведские адепты фьюжена и психоделии Goat, ансамбль África Negra с островов Сан-Томе и Принсипи и конголезские панки KOKOKO!, собирающие инструменты буквально из мусора.

Где-то параллельно будет выступать певица мрака Кили Форсайт (Keeley Forsyth), в клубе De Helling на юге Утрехта пройдёт целый мини-фестиваль имени GNOD (не успеете — не расстраивайтесь: на следующий день они сыграют на одной из главных сцен фестиваля), а по клубам — крутейшие сеты, например от Лены Вилликенс (Lena Willikens) и Kode9. Если очень захотеть и взять прокатный велик, можно много всего успеть 👻

Воскресенье: скандинавский фри-джаз, малийская музыка васулу, «южноафриканский Моцарт»

Ну что, остались силы на финальный рывок? Если после трёх дней звукового пира вам покажется, что вас укачивает от впечатлений и эмоций, знайте — вам не кажется. Программа LGW? реально настолько насыщена и плотна, что к воскресенью многим неискушённым фестивальщикам уже хочется хоть немного откиснуть, прежде чем вечером вновь прийти в Тиволи. Так что вы уж сами для себя решите, пойдёте ли на концерты Анестейши Куп (Anastasia Coope), Марии Рейс (Maria Reis), Slauson Malone, Тёрнера Уильямса-младшего (Turner Williams Jr.) и Kuunatic от кураторов Animal Collective, а я расскажу об артистах в основном, вечернем блоке, которые точно нужно зацепить (кстати, многие тут тоже заявлены как акты под кураторством Animal Collective, целый день AC получается).

Каталонская певица и пианистка Марина Херлоп (Marina Herlop) вдохновляется индийскими вокальными техниками и деконструирует авангардную электронику — ловкость пальцев и голоса, никакого мошенничества. Обязательно послушайте её новейший альбом «Припять».

Supersilent — норвежский авангардный джаз и свободная импровизация at its finest. Арве Хенриксен, Арве Хенриксен, Арве Хенриксен!

Нельсон Мандела как-то назвал Абдуллу Ибрахима (Abdullah Ibrahim) «южноафриканским Моцартом». Если честно, я не знаю, что добавить или чем перекрыть такое определение и такую рекомендацию, но, если вам нужны ещё аргументы, то знайте, что за более чем полувековую карьеру этот кейптаунский пианист и композитор, помимо классики, успел поиграть и в джайв, и в джаз, и в госпел-музыку. Ну и сейчас Абдулле 88 лет.

Дальше идите на манкунианскую арт-панк-коммуну GNOD. Просто идите — не пожалеете. Разве что можете ещё почитать мое интервью с их предводителем Падди пятилетней давности.

Малийская певица Уму Сангаре (Oumou Sangaré) — феноменальный голос. Мне кажется, это может быть идеальным завершением фестиваля, такой плавный переход и...

...фейдаут-сет Кевина Мартина aka The Bug с грайм-продюсерами Flowdan и Logan на прощание.

С гудящими головой и ногами бредём по ночным улицам Утрехта, возвращаемся в реальность. На прощание прикрепляю официальный плейлист LGW? — подпишитесь на него, чтобы открывать для себя новую фантастическую музыку и дальше.

77
Начать дискуссию