Юбилей двух лучших альбомов Silverchair

Сегодняшний день является юбилейным сразу для двух альбомов знаменитых австралийцев: Diorama (2002) и Young Modern (2007). Чем не повод вспомнить или ознакомиться с их творчеством?

Юбилей двух лучших альбомов Silverchair

Ровно 20 лет назад, 31 Марта 2002 года вышел четвертый студийник австралийской группы, которые подобно «Ранеткам», стали популярны еще будучи зелеными школьниками. Правда, в отличие от ранеток, в России им стать шибко популярными, к сожалению, не удалось.

С младых лет их уже понятное дело сравнивали с Нирваной, а Дэниэла Джонса — с Кобейном, что неизбежно отразится и на самих музыкантах и их творчестве.
С младых лет их уже понятное дело сравнивали с Нирваной, а Дэниэла Джонса — с Кобейном, что неизбежно отразится и на самих музыкантах и их творчестве.

В начале своего творческого пути группа играла гранж, подражая Нирване не только имиджем и звучанием, но и своим названием отсылая к их песне Silver, но уже на третьей пластинке ярко показали собственные творческие изыски и узнаваемый на всех последующих альбомах почерк, связанный прежде всего с нарочито артистичной манерой вокального и даже инструментального исполнения Дэниэла Джонса.

Юбилей двух лучших альбомов Silverchair

Диорама стал первым альбомом, который был как минимум наполовину спродюссирован самим Джонсом, что позволило внести больше экспериментальных решений и меньше подвергаться давлению лейбла.

Альбом — кладезь оригинальности, многогранности и музыкальной барóчной узорчатости. Ничего общего с первыми двумя гранж-альбомами практически не осталось, что грозило потерей аудитории, но промежуточный третий альбом уже наверняка заставил настоящих фанатов их творчества научиться доверять их экспериментам — и каждый раз они были за это вознаграждены.

С музыкальной точки зрения можно отметить в первую очередь то, как звучание меняется не только от песни к песне, но даже в рамках одной композиции, хотя стилистическое единство всё равно держится крайне прочно на протяжении всей длительности пластинки.

Композиции стали значительно сложнее и по своей структуре, и по исполнительскому мастерству, а вокал Джонса в очередной раз вышел на новый уровень: зрелость, артистичность, экспрессия, навыки расщепления — всё это превращает и без того красивейший альбом в золото, которое будет ярко сиять и спустя век.

Отдельно, по субъективным ощущениям, могу отметить очень стойкое соответствие композиции и цветовой гаммы обложки альбома с настроением самой музыки — тяжелым, темным, но открытым для ярко сияющего света самого разного спектра.

Юбилей двух лучших альбомов Silverchair

«Young Modern» — это квинтэссенция всего, к чему шли Silverchair на протяжении своей карьеры. Сегодня этот альбом празднует 15-летний юбилей, а назван был по тому прозвищу, которым участники группы называли Дэниэла Джонса во время записи Diorama.

Несмотря на кажущийся уже солидным временной пробел, прошедший с 2007 года, альбом до сих пор слушается как глоток свежего воздуха среди современного рока. Для записи этой пластинки была проделана самая большая в их истории работа, которую они вели на протяжении двух лет: оттачивали навыки, пригласили известного американского поп-оркестрового и барóчного композитора Ван Дайк Паркса, вместе с которым Джонс записал для трех композиций аранжировки в Пражском филармоническом оркестре. Так же примечателен альбом по сравнению с прошлыми тем, что спродюссирован он полностью самой группой, что позволило избежать всякого влияния лейблов на звучание.

На альбоме пуще прежнего раскрывается страсть Джонса к эстетике барокко, которое он совмещает с экспериментами, присущими арт-року. Даже без понимания текста можно оценить богатство художественных образов, содержащихся в самих мелодиях, ритмах, вокальном исполнении. Это неудивительно еще и потому, что вокал записывался после записи инструментальных партий.

Одной из целей Джонса при записи материала было писать так, чтобы сложные по структуре мелодии воспринимались на слух легко. И да, на первый взгляд альбом звучит и правда проще и легче предшествовавшей Диораме, но при всех поп-элементах, сохраняет свою внутреннюю сложность как минимум на том же уровне, позволяя при повторных прослушиваниях находить всё новые и новые нюансы. Хотя понятно, что многие из старых фанатов в новом звучании разочаровались, ожидая от них, по-видимому, возвращения к гранжу, как в "старые добрые"... Такие люди зачастую лишь хотят вернуть ощущения из прошлого, вместо того чтобы слушать музыку.

Но для меня лично этот альбом примечателен ещё и тем что на нём, как ни на каком другом, Джонсу удалось раскрыть весь потенциал своего вокала. Еще на третьем альбоме Джонс показал, насколько велик спектр его вокальных возможностей, начиная от большого нотного диапазона и заканчивая овладением различных экстрим-вокальных техник, но не каждому дано написать музыку так, чтобы была возможность максимально раскрыть свой вокал не в ущерб инструментальной составляющей. Но поскольку Дэниэл Джонс гений, всё вышло так, как и должно было: ярко, вычурно, могуче, многообразно, чувственно.

На живых выступлениях, отыгранных в поддержку выхода альбома, заметно, насколько и инструментальное, и вокальное исполнение стало для Джонса чем-то настолько же естественным, как ходьба и дыхание — правда, темперамент Джонса делает даже ходьбу и дыхание частью яркого представления.

66
Начать дискуссию