Убегай, прячься, умирай: обзор Stela — трогательного признания в любви к Limbo и Inside
Эмоциональное приключение от соавторов Project Spark.
Канадская SkyBox Labs известна своим сотрудничеством с Microsoft — она принимала участие в разработке Kinect Nat Geo TV и Project Spark, а также выпустила Halo 5: Forge. Сейчас же её сотрудники трудятся над Halo: Infinite. Вдобавок студия занимается ремастерами классических игр вроде Age of Empires.
Но всё же SkyBox Labs не чужды и сугубо личные, авторские проекты.
В 2013 году она выпустила бесплатную Dragon Arena, в которой игрок командовал драконами, а в 2015-м — простенькую Parade Runner. Вслед за ними последовал выпуск TASTEE: Lethal Tactics, которую Destructoid называл одной из самых ожидаемых инди 2016 года.
Теперь же SkyBox выпускает Stela — кинематографичный платформер, который будто бы затерялся на фоне Inmost, вышедшей в Apple Arcade (а позже и на Xbox One) в тот же день . А те критики, что обратили на неё внимание, отмечали, что она слишком уж похожа на Inside и Limbo. Но плохо ли это?
Создатели описывают свою игру, как «платформер о молодой женщине, наблюдающей последние дни таинственного, древнего мира». Но сюжет можно выразить ещё лаконичней: это опасное путешествие из точки А в точку B — прямо как в фильме «Безумный Макс: Дорога ярости». И на этом, к счастью, сходства Stela и картины Джорджа Миллера не заканчиваются.
Здесь совсем нет пролога — главную героиню сразу бросают на съедение плотоядным жукам. Так Stela, не церемонясь, знакомит со своим темпом — подобных «стычек» впереди много, а времени на передышку почти не будет. Некоторых это может отпугнуть или разочаровать — всё же это довольно высокий порог вхождения для мобильной игры.
От жуков же (а затем и от других, куда более страшных тварей) придётся просто-напросто убегать, отрезая им пути, хватаясь за уступы, прячась и используя рычаги с факелами. На этой же основе держались и Limbo с Inside, да и стиль повествования в игре SkyBox точно такой же — совсем без слов.
Каждая же стычка с монстрами, населяющими этот странный мир, ощущается как интерактивный фильм, благодаря простому решению— главная героиня ограничена в своих возможностях и у неё попросту нет сил противостоять врагам. Поэтому в Stela на первый план выходит постановка тщательно срежиссированных сцен.
Если убежать от монстра не удаётся, героиню растерзают. Хоть в игре и нет крови, но зачастую смерть тут настолько же жестокая, как в последних выпусках Tomb Raider. Вот только там умирать приходилось не настолько часто — нерасторопным игрокам в Stela придётся особенно тяжко.
Но почему игрок вообще должен волноваться о судьбе главной героини? Традиционного вступления ведь нет, а поэтому установить эмоциональную связь с девушкой вроде бы не так уж и просто. Однако привязанность растёт именно из-за её многочисленных смертей и последующего травматического опыта игрока.
На это работает и ощущение эпичности, особенно в сценах, будто бы вдохновлённых Uncharted 4 или «Индианой Джонсом». Только здесь нет лёгкости, как в историях Дрейка и Джонса — каждая неудача воспринимается тяжело.
Однако порой игра даёт передохнуть и порешать головоломки. Сперва мы двигаем ящики, а дальше начинаются задачки посложнее. Но всё же авторы не стали сильно усложнять пазлы, а сосредоточились на их разнообразии.
Например, в какой-то момент героине нужно ударить в гонг, который расположен на труднодоступной башне. А затем ударить и в соседний — да вот только незадача: веревка оборвалась и он улетел вниз. Для этого нужно вскарабкаться наверх, а затем сбросить с башни груз, который и ударит по гонгу.
Вся игра — эдакий набор атмосферных эмоциональных сцен, которые хоть и не складываются в логическую цепочку при первом взгляде, но удивляют и вышибают эмоции из игрока своим разнообразием и постановкой.
Да и хронометраж здесь как у фильма — пройти Stela можно и за полтора часа, однако концентрация игровых событий полностью оправдывает малую продолжительность. И второй раз пройти не помешает — у истории появляется дополнительное измерение.
SkyBox отлично проработала и визуальную составляющую: местные монстры выглядят так, будто пришли прямиком из ночных кошмаров, а каждая локация запоминается.
При этом авторам хорошо удаётся играть с деталями и настроением — на одних локациях можно заметить бесцельно слоняющихся монстров, тогда как другие лишь давят своей пустотой. Ну а все действия главной героини сопровождаются музыкой, которую очень легко спутать с адаптивным саундтреком — уж слишком хорошо она вписывается в игру по темпу и настроению.
Хоть саундтрек и хорош, но для человека, незнакомого с игрой, он может показаться довольно «плоским». Stela в этом плане напоминает Sayonara Wild Hearts, в которой музыка усиливает контекст, а контекст усиливает музыку. Ну а если вам что-то говорит название фильма «Людоед», то знайте — композитор вдохновлялся именно его саундтреком и писал музыку, будто воспринимая Stela как кино.
В минусы хочется записать излишний минимализм интерфейса — на iOS нет нормального меню, а в том, что есть, не подписаны иконки и не указана раскладка для геймпада. Парадокс, но проходить игру удобнее именно на контроллере.
Stela — самый амбициозный проект SkyBox Labs и, пожалуй, её лучшая независимая игра. Хотя она во многом опирается на наследие, но не превращается в клон Limbo или Inside — здесь своё настроение и совсем другая концентрация событий.
Да и к этому наследию она обращается максимально трепетно. Это, как минимум, большое любовное письмо Playdead и новый уровень для SkyBox.